Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального
образования Выселковский район
Конспект
открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности
по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в словах»
Подготовила: учитель-логопед
Дудкина О.В.
Выселки, 2016 г.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе обучения детей умению различать согласные звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей правильному произношению и различению звуков;
- упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).
Коррекционно-развивающие задачи:
- закреплять умение пользоваться силой голоса, плавностью речи;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, любознательность.
Оборудование:
- зеркала;
- снежинки;
- таблицы звуков С и Ш;
- ель, сосна, шишки;
Ход занятия
I. Организационный момент
Ребята, в этот зимний денёк мы собрались поиграть, пошутить и красиво говорить.
Чтоб мы могли друг - друга понимать
Мы правила речи должны все знать.
Подскажите мне словечко:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен … (выговаривать)
Всё правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно).
Мы будем разговаривать
И будем… (выговаривать)
Так правильно и внятно,
Чтоб всем было … (понятно)
II. Введение в тему
- Артикуляционная гимнастика
Разбудим язычок зарядкой! (с зеркалом)
«Улыбка» - «Хоботок» - «Трубочка» - 5 р.
«Лопаточка» - 5 р.
Пошлёпать по языку - 6-8 р.
Покусать язык - 6-8 р.
«Лошадки» - 5-6 р.
«Маляр» - 5-6 р.
«Качели» - 5 р.
«Маятник» - 6 р.
«Горка - катушка» - 5 р.
- Уточнение артикуляционного уклада оппозиционных звуков
Мы с вами сейчас учимся различать звуки: один из них - свистит (С), другой - шипит (Ш). Как они произносятся? (Дети отвечают на вопрос)
- Работа по развитию дыхания и голоса
Зимой всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый! Полюбуйтесь снежинками! (Логопед раздаёт детям снежинки)
А сейчас мы с вами вместе будем произносить стихотворение:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо)
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок (громче)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки (громко)
Теперь сдуйте снежинку (Дети дуют на снежинки)
Ребята, скажите, когда листок падает – это (листопад).
Камни в горах падают – это (камнепад).
А когда падает снег – это (снегопад).
- Так пусть же у нас будет снежная метель!
- Пальчиковая гимнастика
- Садитесь, ребята. Посмотрите:
- Сколько снега намело!
- Наверное, руки - то замёрзли!? Согрейте их.
(X - X - X – дыхательные упражнения)
Пошевелите пальчиками, согрейтесь!
а) «Пальчики здороваются»;
б) «Колечки»;
в) «Ладошка вверх, ладошка вниз, положили на бочок и зажали в кулачок».
(Правая, левая, обе);
г) «Крутить и вертеть» (Разным темпом рисуют рукой, глазами «динамические восьмёрки»).
- Дифференциация звуков С и Ш в слогах
- Зимой мы веселились на Новогоднем празднике. В гостях у ёлки были сказочные герои, зверята. Им тоже хотелось петь песни, водить хороводы.
Научите их правильно говорить:
(Индивидуально дети демонстрируют положение языка на звуки С и Ш)
- Повторите за мной:
Сы, ша, сне, шу, сме, са, шка, ши, со, сы, шо, су, рас, слы, шта.
ша-са-ша ста-шта-шта
са-са-ша ашт-аст-ашт и т.д.
Молодцы!
- Дифференциация звуков С - Ш в словах
Мы сыграем в игру: «С какой ветки детки?»
В этой корзине - шишки.
Давайте разберёмся, на каком дереве они выросли:
На сосне - шишки, со звуком «С», а на ели со звуком «Ш».
Развесьте их на веточки.
(Дети разбирают шишки с картинками со звуком «С» -
на сосну, со звуком «Ш» - на ель.)
- Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
- Дифференциация звуков С и Ш на карточках в словах.
- Ребята, вам пришли письма от Незнайки.
- Помогите ему разобраться с картинками.
- Подумайте, как нужно произнести слова - названия картинок?
- Прохлопайте слова по слогам.
(Дети индивидуально работают с карточками, называют слова, определяя количество слогов)
- Уточнение переносного значения слов
- Дети, что может расти?
- А что растёт летом? (Растения)
- А осенью? (Лужи, грибы)
- А весной? (День, когда уменьшается ночь, листочки, цветы)
- А зимой? (Сосульки)
- А у нас вырос сугроб с загадками.
- Поиск соответствующего понятия.
- Первый комочек сугроба возьмёт … (Логопед называет ребёнка)
(Логопед читает загадку и предлагает ребёнку назвать отгадку)
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы
В дождь лежим, в снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи)
Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.
За верёвочку - узду через двор его веду,
С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лёг на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)
Меня растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Молодцы!
III. Итог занятия, оценка работы детей
- Чем мы занимались сегодня на занятии?
- Какие звуки учились различать?
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
План предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...
Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...