Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».
методическая разработка по логопедии на тему

Гройсман Елена Юрьевна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Тема: «Образование относительных прилагательных от существительных».

Образовательные области: «коммуникация», «познание».

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Цели:

  1. Уточнять и расширять словарь детей по теме. Формировать умение образовывать относительные прилагательные от названий деревьев и употреблять их в речи. Закреплять навыки согласования прилагательного с существительными. Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением.
  2. Создавать условия для развития познавательной активности, произвольного внимания, памяти, логического мышления, общей моторики.
  3. Воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, которые происходят осенью. Формировать инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, контроль за собственной речью.

Оборудование: плоскостные фигурки деревьев (клен, липа, рябина, дуб, береза, ель, сосна), плоскостная фигурка - мальчик Митя, листья с деревьев  (вырезанные из цветной бумаги), фигурки диких животных (волк, медведь, белка, лиса, заяц, ёж).

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к основному этапу.

К нам пришел Митя.

- Что у Мити в руках? (букет из осенних листьев)

- Как вы думаете, где был Митя? (Митя был в осеннем лесу (парке).)

- Спросим у Мити, какие листья в твоем букете?  Спрашивают дети. (Я не знаю).

- Ребята, а вы знаете? (да, нет)

- Как нам быть?

Давайте мы отправимся в осенний лес и расскажем Мите о том, с каких деревьев упали эти листья и как они называются.

Логопед и дети садятся за столы.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.
  1. Упражнение «Покажи и назови».

- Куда мы пришли? (Мы пришли в осенний лес (парк)).

- Что мы видим в лесу? (в лесу много деревьев)

- Какие деревья вы видите, назовите их. (Я вижу дуб. Я вижу сосну. И т.д.)

  • Про какое дерево можно так сказать:

- стройная, белоствольная (берёза);

- могучий, старый (дуб);

- высокая, прямая, медноствольная (сосна);

- ароматная, цветущая, медоносная (липа);

- зеленая, ветвистая, под новый год нарядная (ель).

  • Чем деревья похожи между собой?

(У всех деревьев есть ствол, ветки, корни, крона, кора, листья).

- А чем деревья отличаются друг от друга?

- Что лежит на земле? (на земле лежат разноцветные листья, иголки).

- На что похожи разноцветные листья на земле? (Листья на земле похожи на разноцветный ковер).

Перед логопедом лежат листья. Он спрашивает:

- С какого дерева упал этот листик?

(Этот листик упал с клена)

- Какой это листик? (это кленовый лист). Ребенок приклеивает листик к  клену.

- Какие листья лежат под кленом? (Под кленом лежат кленовые листья). И т.д.

  1. Первичная проверка понимания.

Упражнение «Исправь ошибку».

Митя спрашивает вас:

-На клене березовые листья?  Нет. На клене кленовые листья.

- На липе дубовые листья? Нет. На липе липовые листья.

- На сосне сосновые иголки? Да . На сосне сосновые иголки. И т.д.

  1. Физминутка.

Я приглашаю вас прогуляться по осеннему лесу.  На полу лежат листья. Пока играет музыка, мы двигаемся (ходим) между листьями, когда музыка затихает мы останавливаемся  около листьев.

- Какие листья ты нашел? (Я нашел дубовые листочки). И т.д.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

- Кого можно встретить в лесу? (В лесу можно встретить диких животных, птиц).

Логопед выставляет фигурки диких животных.

Лес для диких животных и птиц это дом.

- Что делают дикие животные осенью?

Осенью дикие животные готовятся к холодной зиме. Они делают запасы, меняют шубки,  обустраивают свои жилища.

- Давайте и мы поможем животным, подарим им листики. (Я дарю белочке березовый листик. И т.д.)

  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов.

- С чем познакомили Митю?

  1. Дом. задание.

Упражнение «Подари букет маме». Обведи и раскрась листья и веточки деревьев. Расскажи маме, из каких листьев и веточек состоит твой букет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».

Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД.

План-конспект коррекционного логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Предлог ПОД....