Конспект фронтального лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности "В гости к Диме".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
В занятиие включены задания на развитие лексико-грамматического строя речи: образование глаголов приставочным способом, правильное употребление предлогов"В", "ЗА", "К", "ИЗ-ЗА", закрепление обобщающих понятий "овощи", "фрукты", "транспорт", даётся понятие "родственные слова", используются задания на развитие общей, тонкой моторики, развитие фонематического слуха, внимания,мышления, звуко-слогового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_dime.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Джанкоя Республики Крым
МДОУ №2 «Ромашка».
Конспект фронтального
лексико-грамматического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «В гости к Диме».
Учитель – логопед Стоцкая Лариса Васильевна.
Цели:
Коррекционно-образовательные.
Совершенствовать грамматический строй речи. Учить детей образовывать глаголы приставочным способом, составлять предложения по демонстрации действий. Учить детей правильно использовать в речи предлоги «В», «ЗА», «К», «ИЗ-ЗА». Совершенствовать навык слогового анализа, звукового анализа и синтеза. Закрепить понятия «гласный», «согласный», «согласный мягкий», «согласный твёрдый» звуки. Закрепить обобщающие понятия «Овощи», «Фрукты», «Транспорт». Познакомить с понятием «родственные» слова.
Коррекционно-развивающие.
Развивать связную речь, общую и тонкую моторику, фонематический слух, координацию речи с движениями, эмоциональную сферу детей, слуховую память и слуховое внимание, мышление, зрительное восприятие букв с целью предупреждения дисграфии.
Развивать навыки самомассажа. Развивать высоту и силу голоса.
Коррекционно-воспитательные.
Формирование навыка инициативности, самостоятельности, сотрудничества.
Оборудование: домик, «озеро» (большой обруч, обтянутый синей тканью), замок, игра «Поймай рыбку», ребус, 2 корзинки, овощи и фрукты, 4 яблока, Буратино, конверт с приглашением, карточки с изображением букв с недостающими элементами, карточки с буквами, некоторые из которых написаны зеркально.
Ход занятия. Организационный момент. (Дети стоят в центре группы).
Логопед: – Жить без дружбы нам нельзя.
Становитесь в круг, друзья,
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
(Дети улыбаются соседу слева и справа).
Логопед:- Вот вы и передали друг другу тепло своих рук и хорошее настроение, которое поможет нам на занятии. У каждого из вас в группе есть друзья. Давайте расскажем о друзьях стихотворение.
Пальчиковая игра «Друзья».
Раз, два, три, четыре, пять, /Загибать по одному пальчику,
Буду я друзей считать: начиная с большого /.
Ваня, Катя, Ангелина, Разгибать по одному пальчику,
Вот Василий и Полина. начиная с мизинца /.
Будем пальчики сгибать, /Сильное сжимание и разжимание
И опять начнём считать. пальцев обеих рук /.
Логопед: – А сейчас послушайте, кого я видела сегодня утром, когда шла на работу. Это - птица с длинным чёрным хвостом, чёрной спинкой, чёрной головой и белыми боками. Что это за птица?
Дети: - Это-сорока.
Логопед: – Правильно, это сорока. Она передала нам конверт, с приглашением. (Показать детям конверт). Нас в гости приглашает мальчик, его имя вы узнаете, если правильно соедините вместе отдельные звуки. Сложите свои ладошки «чашечкой» и ловите в «чашечку» звуки, которые я буду вам «бросать».
Логопед «бросает» детям звуки (Дь), (и), (м), (а).
Дети соединяют (синтезируют) отдельные звуки и «бросают» логопеду слово «Дима».
Логопед:– Молодцы! Правильно, этого мальчика зовут Дима.
В гости нужно идти с подарком. Мы понесём в подарок мальчику овощи и фрукты. Девочки понесут фрукты, а мальчики – овощи. В ведёрке лежат овощи и фрукты. Девочки выберите из ведёрка фрукты, а мальчики – овощи и положите их в свои корзинки. (Дети выполняют задание).
Логопед: – А теперь, ребята, мы можем отправляться в путь. Поедем мы на автобусе. (Дети становятся в колонну, изображая автобус, «едут» в гости со словами:
Ехали мы, ехали. К озеру подъехали.
Озеро объехали, дальше поехали. /Обходят вокруг озера/
Ехали мы, ехали. К речке подъехали.
Мост переехали, дальше поехали. / Идут по гимнастической скамейке/
Ехали мы, ехали. К горке подъехали.
На горку въехали, с горки съехали,
Дальше поехали.
Во двор заехали, вот и приехали. /Подходят к домику/
И. Токмакова.
Логопед: – Ребята, вот мы и приехали к домику, в котором живёт Дима.
Но мальчика пока нет дома.
Давайте мы посидим на лавочке около домика и подождём его хозяина. Закройте глазки и подставьте солнышку своё лицо. Солнышко своими лучами нежно касается нашего лица, нам приятно сидеть на солнышке. Покажем, как солнечные лучики скользят по нашему лицу.
Самомассаж лица.
Солнышко проснулось, / Проводим поглаживание:
- от середины лба к вискам/
Лобика коснулось,
Лучиками провело, / От крыльев носа к вискам/
И погладило, и погладило. / От середины подбородка к ушам/.
Логопед: - Ребята, когда мы ехали на поезде, то рассказывали стихотворение, в котором встречалось очень много похожих слов, давайте их вспомним.
( Дети припоминают похожие слова: ехали, подъехали, переехали, въехали, съехали, приехали).
Логопед:– Молодцы, правильно. Эти слова очень похожи друг на друга, как родственники и называются они родственными.
Логопед: – А вот идёт наш мальчик Дима. Давайте посидим тихонько и посмотрим, что он будет делать. Дети составляют предложения, комментируя действия мальчика. (Выделять предлог интонационно).
- Дима к домику подошёл.
- Дима за домик зашёл.
- Дима вокруг домика обошёл.
- Дима из-за домика вышел.
Дети по заданию логопеда находят в предложении похожие слова (зашёл, вышел, подошёл, обошёл).
Дима подходит к детям, здоровается с ними и говорит о том, что он потерял ключ от дома, не может его найти и открыть дверь. А в домике осталась игра, в которую он хотел поиграть с ребятами.
Логопед: – Ребята, Дима очень расстроился. Покажите, как он расстроился, изобразите грустного человека. (Дети выполняют задание. Логопед отмечает тех детей, у которых это получилось лучше ).
Логопед: – Давайте попробуем помочь нашему мальчику Диме. Сейчас мы с вами произнесём волшебные цепочки слогов, не меняя их порядок и, может быть, замок откроется. (Произносит логопед, затем дети):
Ас – ос – ус – ис. Са – со – су – си.
Дети произносят слоговые ряды хором и индивидуально. Но замок не открывается т.к. некоторые дети допустили ошибки.
Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику про замок.
Замок. ( Русская народная потешка0
На двери висит замок. / Пальцы рук соединены в замок./
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили, Движения по тексту
Постучали и открыли.
Замок открывается.
Дети, по заданию логопеда, показывают, как обрадовался Дима.
(изображают радостного человека)
Дима выносит из домика ребус и игру. Он предлагает детям отгадать ребус, т.к. в ребусе зашифровано название игры.
Дети отгадывают ребус и узнают название игры «РЫБА - КИ».
Дима даёт детям удочки с магнитами, два ведёрка (красное и синее) и приглашает детей к озеру на рыбалку. В озере рыбки с магнитиками).
Логопед: – Ребята, рыбки в этом озере не простые, а очень грамотные.
Каждый из вас должен поймать одну рыбку. (Развитие координации движений. Дети ловят рыбок).
Логопед: – Ребята, каждый из вас поймал одну рыбку. На каждой рыбке есть предметная картинка, назовите её чётко и определите первый звук слова, обозначающего эту картинку. Придумайте ещё по два слова на этот звук. Если звук гласный – положите свою рыбку в красное ведёрко, если согласный – в синее ведёрко.
Логопед: – Ребята, а чем же отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: - Гласные звуки можно пропеть, во рту нет преграды.
Логопед: – Правильно, ребята. Гласные звуки могут петь звонко, как птицы. Когда они близко, их песни звучат громко. Давайте мы с вами покажем, как громко могут петь гласные звуки. (Дети громко пропевают гласные звуки: А, У, О, И, Ы).
Логопед: – А когда гласные звуки уходят далеко в лес, их песни звучат тихо-тихо.
Покажите, как звучат их песни в этом случае. (Дети тихо пропевают гласные звуки).
Логопед: – А вы знаете, что когда поют гласные звуки, согласные очень расстраиваются. Как вы думаете почему?
Дети: - Потому что согласные звуки петь не умеют.
Логопед: – Гласные звуки очень добрые. Они сказали согласным звукам:
« Не расстраивайтесь. Вместе мы одна семья, друг без друга нам нельзя. Становитесь рядом с нами, будем петь вместе».
(Логопед предлагает мальчикам стать любым согласным звуком, а девочкам любым гласным звуком, стать парами и пропеть песенки, которые у них получились). Игра «Живые слоги».
Дети поют слоги: АМ, ОП, ИН, УТ и т.д.
Логопед: – Ребята, вы знаете, что согласные звуки могут быть твёрдыми или мягкими. Дима хочет поиграть с вами в игру «Наоборот». Он будет называть вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы ему слог с мягким звуком.
Дима: –ПА Дети: - ПЯ
Дима: – ТО Дети: – ТЁ и т.д.
Логопед: – Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад. Но автобус наш уже уехал. На чём бы каждый из вас хотел поехать в детский сад?
Дети: - Я на машине, я на автобусе, я на мотоцикле, я на велосипеде и т.д.
Логопед: – А как можно всё это назвать одним словом?
Дети: - Транспорт.
Логопед:– Правильно, это транспорт. Давайте попрощаемся с Димой и отправимся в детский сад.
(Дети прощаются с Димой).
Логопед:– Каждый из вас «прошагает» слово, обозначающее название транспорта, который он выбрал, назовёт количество слогов в этом слове и окажется в детском саду.
Дети: Ма-ши-на -3 слога; ве-ло-си-пед – 4 слога и т.д.
Вторая часть занятия.
Дети садятся за столы.
Логопед: – Ребята, пока мы ходили в гости к Диме, к нам пришёл наш друг Буратино. Он написал каждому из вас буквы на карточках. Посмотрите внимательно, все ли буквы он написал правильно. Найдите неправильно написанные буквы и обведите их кружочком. (Дети находят буквы, написанные зеркально и обводят их).
Логопед: – Ребята, Буратино на второй карточке тоже написал буквы.
Но Карлсон решил пошутить над ним и стёр некоторые элементы букв.
Допишите недостающие элементы букв.
(Дети выполняют задание).
Буратино: - Ребята, спасибо вам за помощь. Я принёс вам в подарок яблоки.
Яблок столько, сколько слогов в моём имени. Выложите слоговую схему моего имени. (Дети хлопками определяют количество слогов в слове «Буратино» и выкладывают слоговую схему).
Буратино угощает детей яблоками.
Логопед подводит итог занятия. Отмечает работу каждого ребёнка.
5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилаг...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Транспорт»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, с использованием методов моделирования....
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...
Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»
В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...
- Мне нравится (1)