КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»
КОНСПЕКТ
коррекционно-развивающего
логопедического занятия
в старшей группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка»
ТЕМА: «Зимушка - зима»
Подготовила и провела учитель – логопед:
МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А.
г. Советский, декабрь 2019 г.
Цель: Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима»;
-Систематизировать знания детей о зиме;
- Уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах;
- Продолжать учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Продолжать обучать детей четкому произношению звуков;
- Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать диалогическую, монологическую речь;
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- Развивать и закреплять оптико-пространственные представления;
- Формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу;
- Способствовать развитию общей, мелкой моторики.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать себя и других;
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;
- Способствовать воспитанию любознательности, активности.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Познавательное | Познавательно-исследовательская Игровая |
Речевое | Коммуникативная |
Виды детской деятельности:
Виды детской деятельности | Методы и приемы |
Коммуникативная Игровая | Речевая ситуация Практический (выполнение заданий) Обсуждение (сюрпризный момент) «В гости пришла Мартышка» Игровые упражнения «Запомни, повтори чистоговорку», «Назови ласково», «Волшебники - Зимняя картина», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Составление стихотворения по Синквейну» |
Двигательная | Физминутка «Пришла зима» (движение с речью) |
Познавательно – исследовательская | Беседа Решение проблемной ситуации. |
Количество детей: 6 – 7 человек.
Оборудование: Ковролин с картинками на липучках (для составления рассказа), снежинки на каждого ребёнка, игрушка Мартышка, сундучок, снежный снежок (сделанный из ваты), проект, интерактивная доска (презентация), схема-таблица по технологии «Синквейн».
Ход занятия:
- Организационный момент (объявление темы):
Дети заходят из раздевалки в группу и здороваются с гостями.
Проходят на ковер и делают круг.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг,
И я твой друг.
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются)
Логопед: Ребята к нам сегодня в гости пришла гостья из Африки, как вы думаете кто это?
Дети: Обезьянка – Мартышка.
Логопед: Какое время года у нас на улице?
Дети: Зима.
Слайд № 1
Логопед: Мартышка не знает что такое Зима? Как нам ей помочь?
Дети: Рассказать, что такое Зима.
- Основная часть (подбор определений).
Логопед: Отлично, скажите Зима, какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебный сундучок.
Дети: Зима (какая?) – холодная, белая, морозная, блестящая, снежная, волшебная.
Снег (какой?) – белый, пушистый, мокрый, искристый, серебристый, мягкий, липкий, блестящий.
Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый.
Снежинки (какие?) – фигурные, кружевные, резные, маленькие, красивые, колючие, искристые, воздушные.
Логопед: Молодцы, много придумали слов, а сейчас я вам предлагаю поиграть «Запомните и повторите за мной чистоговорки»:
Озы-озы-озы – за окном морозы.
Ма-ма-ма – за окном Зима.
Ок-ок-ок – на дворе снежок.
Логопед: Пока мы с вами беседовали на улице пошел снег. Снежинки что делают?
Дети: Падают, кружатся, летают, порхают.
Логопед: Зима снежинки разбросала. Возьмите их, подуйте на них пусть они закружатся. Не забываем правила: Вдохните воздух носом, а выдохните через рот, щеки не надуваем.
(дыхательная гимнастика с бумажными снежинками)
Логопед: Снежинки улетели (убираем снежинки на стол), а я приглашаю вас поиграть в следующую игру «Назови ласково»
Логопед: Комочек маленький поймай и словечко приласкай.
Дети: Снег – снежок
Зима – зимушка
Сосулька – сосулечка
Мороз - морозик
Снеговик – снеговичок
Холод – холодок
Логопед: Отлично. Ребята, а давайте расскажем о Зиме. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте поудобней.
Логопед: Пришла Зима.
(Обвести широким жестом всю картину)
Стало холодно.
(Обхватить себя руками и поежиться)
Ударили морозы.
(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)
Реки покрылись льдом.
(Руки перед грудью, горизонтальными движениями развести их в разные стороны)
Пошел снег. Он падал на землю,
(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)
На дома,
(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)
На деревья…,
(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)
На людей.
(Положить руки себе на голову).
Логопед: Хорошо. Ребята, придумайте и назовите родственные слова к слову снег.
Дети: Снежок, Снегурочка, снежинка, снеговик, снегирь, снегоход, подснежники, снегопад.
Слайд № 2
- Составление творческого рассказа и составление Синквейна.
Логопед: А теперь я предлагаю вам побыть волшебниками и самим сделать зимнюю картину. А Мартышка послушает вас.
(садятся на стульчики)
Логопед: У леса на опушке жила Зима в избушке. Даша возьми голубой домик Зимы и прикрепи его верхний правый угол. А лес был в нижнем правом углу, Максим возьми ёлочки и прикрепи в нижний правый угол. Засыпала зима лес снегом и пошла дальше путешествовать. Добралась до озера, которое посередине нашей картины. Заколдовала его зима льдом, возьми Варвара овал и прикрепи его посередине картины. Зима дальше путешествует. Оказалась она в городе. Прикрепи Рамиль домик в нижний левый угол. Засыпала она все дома, деревья серебристым пушистым снегом, заморозила пруд, чтобы ребята смогли на коньках кататься и на санках. Затем зима оказалась в гостях у солнышка. Прикрепи Никита солнышко в левый верхний угол. Как вы думаете, что случилось дальше?
Дети: Ответы детей.
Логопед: Посмотрите, какая картина у нас получилась!
Логопед: А еще мы с вами умеем составлять Синквейн. Давайте расскажем Мартышке о зиме по Синквейну. Сейчас я расскажу про зиму, а потом вы придумаете (составляем по схеме)
Зима
Морозная, холодная
Заморозила, искриться, радует
Под ногами скрипит снег.
Радость!
(Выслушиваем 2 ребёнка)
Логопед: Давайте еще расскажем Обезьянке о наших зимних забавах и выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчик-мальчик, где ты был? – (сжимать и разжимать кулачки)
Где ты с братцами ходил?
С этим я в снегу валялся, - (загибать пальцы по одному)
С этим с горочки катался,
С этим по лесу гулял,
Все мы пальчики – друзья – (сжимать и разжимать кулачки)
Где один – там и я!
Логопед: А кто из вас хочет рассказать Мартышке про Зиму по Синквейну.
Дети: Ответы детей.
Логопед: Ребята вы такие молодцы, Мартышка поняла, что такое Зима? Давайте подарим Мартышке наш волшебный сундучок, чтобы он помог ей рассказать о Зиме ее подружкам.
Слайд № 3
- Итог. Рефлексия.
Логопед: Чему вы учились на занятии? Что вам понравилось? Что получилось?
Дети: Ответы детей.
Логопед: Выглянуло солнышко, обогрело землю и снег начал таять. А вам Мартышка дарит, то, что тает во рту, а не в руках. Как вы думаете что это?
Самоанализ
непосредственно образовательной деятельности (фронтальное занятие) интеграцией образовательных областей «Речевое развитие» детьми 5-6 лет в старшей компенсирующей группе для детей
с ТНР «АБВГДешка» учителя-логопеда МАДОУ д/с «Алёнка»
Богдановой Ольги Александровны
Тема: «Зимушка - зима»
Занятие проводилось с детьми с диагнозом: ОНР II - III уровня, дизартрия.
Цель: Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Виды детской деятельности:
Виды детской деятельности | Методы и приемы |
Коммуникативная Игровая | Речевая ситуация Практический (выполнение заданий) Обсуждение (сюрпризный момент) «В гости пришла Мартышка» Игровые упражнения «Запомни, повтори чистоговорку», «Назови ласково», «Родственные слова», «Волшебники - Зимняя картина», «Пальчик-мальчик, где ты был? – пальчиковая гимнастика», «Рисуем зимнюю картину», «Составление стихотворения по Синквейну» |
Двигательная | Физминутка «Пришла зима» (движение с речью) |
Познавательно – исследовательская | Беседа Решение проблемной ситуации. |
Формы организации детей: фронтальное.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима»;
-Систематизировать знания детей о зиме;
- Уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах;
- Продолжать учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Продолжать обучать детей четкому произношению звуков;
- Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать диалогическую, монологическую речь;
- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
- Развивать и закреплять оптико-пространственные представления;
- Формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу;
- Способствовать развитию общей, мелкой моторики.
- Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать себя и других;
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;
- Способствовать воспитанию любознательности, активности.
Место проведения: группа.
Содержание НОД
Этапы | Виды детской деятельности | Формы работы | Задачи |
1. Мотив. | Игровая | Психогимнастика «Ты мой друг» Решение проблемной ситуации (пришла в гости Мартышка) | Создание благоприятного эмоционального фона. |
2. Сообщение темы и цели занятия. | Коммуникативная | Подбор определений; Проговаривание чистоговорок; Дыхательное упражнение; Составление рассказа о Зиме; Придумывание родственных слов к слову снег; Составление зимней картины; Придумывание синквейна о зиме; Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» | Активизация и наращивание словаря на тему «Зима». Содействовать четкому проговариванию чистоговорок. Формировать длительную, направленную воздушную струю. Развитие речи с движением и жестами. Учить подбирать родственные слова. Развитие ориентировки в пространстве. Развивать самостоятельность в составлении синквейна. Способствовать развитию мелкой моторики. |
Познавательно-исследовательская деятельность | |||
3. Итог занятия: Рефлексия. | Коммуникативная | Беседа (диалог) | Рефлексия. |
Работа по непосредственно образовательной деятельности осуществлялось поэтапно. Занятие «Зимушка - зима» направлена на решение многих коррекционно-развивающих задач, путем вовлечения ребят в интересную игровую ситуацию.
1 Этап. В начале занятия провела психогимнастику, активизировала у детей внимание. Введение в тему реализовала через игровую деятельность, где формой работы являлось: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации. Дети с большим желанием решили помочь Мартышке. С помощью презентации, красочных слайдов у детей поддерживался интерес, так же наблюдался чёткий переход от одного этапа занятия к другому.
2 Этап – это сообщение темы и цели занятия или совместная деятельность осуществлялась через разнообразные виды деятельности: познавательно – исследовательскую, коммуникативную, игровую. Для активизации деятельности использовала на занятии наглядный и дидактический материал. Для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавала положительную мотивацию и использовала игровую форму организации детской деятельности. Сначала придумывали определения к словам зима, снежинки. Произносили чистоговорки, акцентировала внимание на поставленные свистящие звуки у детей. Сделали дыхательную гимнастику (с помощью снежинок развивали длительную, направленную воздушную струю), а затем поиграли в игру «Назови ласково», где обращала внимание на правильное окончание слов (на грамматику).
С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включила разнообразие заданий одно из упражнений - это развитие речи с движением и жестами (упражнение «Пришла Зима»), которые соответствуют теме занятия.
На протяжении всего занятия обращала внимание на четкое произношение слов. Во время проведения дидактической игры: «Родственные слова» дети придумали и назвали много слов. С помощью слайда дети смогла оценить себя в правильном выполнении задания.
С помощью предметных картинок дети создали зимнюю картину, где они слушали сказку и выполняли задание (инструкцию воспитателя). Для развития связной речи использую технологию синквейн, что мы хотели показать на занятии, дети справились на хорошо, не всем детям дается это легко, т.к у детей ОНР (слабый словарный запас, не умеют сформулировать свою мысль). На занятии закреплялись навыки оптико-пространственной ориентировки, составления рассказа по картине, поэтому оно носило среднюю степень сложности для детей старшего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи».
3 Этап – рефлексия, где основной задачей было – воспитывать у детей желание делиться своими эмоциями, впечатлениями. Занятие детям понравилось, дети были заинтересованы и активны на протяжении всего занятия.
Все запланированные задачи были выполнены. На занятии были соблюдены СанПины: перед занятием проведена влажная уборка, проветривание, следила за осанкой детей на протяжении всего занятия. Старалась активизировать речь детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».
Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
КОНСПЕКТ итогового коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «В гостях у сказки»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающей работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи на 2021-2022 учебный год
Материал для учителей-логопедов...
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...