КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» ТЕМА: «Зимушка - зима»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Богданова Ольга Александровна
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»

КОНСПЕКТ

коррекционно-развивающего

логопедического занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка»

ТЕМА: «Зимушка - зима»

Подготовила и провела учитель – логопед:

МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова О.А.

г. Советский, декабрь 2019 г.

Цель: Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима»;

-Систематизировать знания детей о зиме;

- Уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах;

- Продолжать учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Продолжать обучать детей четкому произношению звуков;

- Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

  1. Коррекционно-развивающие:

- Развивать диалогическую, монологическую речь;

- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

- Развивать и закреплять оптико-пространственные представления;

- Формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу;

- Способствовать развитию общей, мелкой моторики.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать себя и других;

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;

 - Способствовать воспитанию любознательности, активности.

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познавательное

Познавательно-исследовательская

Игровая

Речевое

Коммуникативная

Виды детской деятельности:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Коммуникативная

Игровая

Речевая ситуация

Практический (выполнение заданий)

Обсуждение (сюрпризный момент) «В гости пришла Мартышка»

Игровые упражнения «Запомни, повтори чистоговорку», «Назови ласково», «Волшебники - Зимняя картина», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Составление стихотворения по Синквейну»

Двигательная

Физминутка «Пришла зима» (движение с речью)

Познавательно – исследовательская

Беседа

Решение проблемной ситуации.

Количество детей: 6 – 7 человек.

Оборудование: Ковролин с картинками на липучках (для составления рассказа), снежинки на каждого ребёнка, игрушка Мартышка, сундучок, снежный снежок (сделанный из ваты), проект, интерактивная доска (презентация), схема-таблица по технологии «Синквейн».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (объявление темы):

Дети заходят из раздевалки в группу и здороваются с гостями.

Проходят на ковер и делают круг.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг,

И я твой друг.

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаются)

Логопед: Ребята к нам сегодня в гости пришла гостья из Африки, как вы думаете кто это?

Дети: Обезьянка – Мартышка.

Логопед: Какое время года у нас на улице?

Дети: Зима.

Слайд № 1

Логопед: Мартышка не знает что такое Зима? Как нам ей помочь?

Дети: Рассказать, что такое Зима.

  1. Основная часть (подбор определений).

Логопед: Отлично, скажите Зима, какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебный сундучок.

Дети: Зима (какая?) – холодная, белая, морозная, блестящая, снежная, волшебная.

Снег (какой?) – белый, пушистый, мокрый, искристый, серебристый, мягкий, липкий, блестящий.

Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый.

Снежинки (какие?) – фигурные, кружевные, резные, маленькие, красивые, колючие, искристые, воздушные.

Логопед: Молодцы, много придумали слов, а сейчас я вам предлагаю поиграть «Запомните и повторите за мной чистоговорки»:

Озы-озы-озы – за окном морозы.

Ма-ма-ма – за окном Зима.

Ок-ок-ок – на дворе снежок.

Логопед: Пока мы с вами беседовали на улице пошел снег. Снежинки что делают?

Дети: Падают, кружатся, летают, порхают.

Логопед: Зима снежинки разбросала. Возьмите их, подуйте на них пусть они закружатся. Не забываем правила: Вдохните воздух носом, а выдохните через рот, щеки не надуваем.

(дыхательная гимнастика с бумажными снежинками)

Логопед: Снежинки улетели (убираем снежинки на стол), а я приглашаю вас поиграть в следующую игру «Назови ласково»

Логопед: Комочек маленький поймай и словечко приласкай.

Дети: Снег – снежок

Зима – зимушка

Сосулька – сосулечка

Мороз - морозик

Снеговик – снеговичок

Холод – холодок

Логопед: Отлично. Ребята, а давайте расскажем о Зиме. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте поудобней.

Логопед: Пришла Зима.

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.

(Руки перед грудью, горизонтальными движениями развести их в разные стороны)

Пошел снег. Он падал на землю,

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)

На дома,

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)

На деревья…,

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

На людей.

(Положить руки себе на голову).

Логопед: Хорошо. Ребята, придумайте и назовите родственные слова к слову снег.

Дети: Снежок, Снегурочка, снежинка, снеговик, снегирь, снегоход, подснежники, снегопад.

Слайд № 2

  1. Составление творческого рассказа и составление Синквейна.

Логопед: А теперь я предлагаю вам побыть волшебниками и самим сделать зимнюю картину. А Мартышка послушает вас.

(садятся на стульчики)

Логопед: У леса на опушке жила Зима в избушке. Даша возьми голубой домик Зимы и прикрепи его верхний правый угол. А лес был в нижнем правом углу, Максим возьми ёлочки и прикрепи в нижний правый угол. Засыпала зима лес снегом и пошла дальше путешествовать. Добралась до озера, которое посередине нашей картины. Заколдовала его зима льдом, возьми Варвара овал и прикрепи его посередине картины. Зима дальше путешествует. Оказалась она в городе. Прикрепи Рамиль домик в нижний левый угол. Засыпала она все дома, деревья серебристым пушистым снегом, заморозила пруд, чтобы ребята смогли на коньках кататься и на санках. Затем зима оказалась в гостях у солнышка. Прикрепи Никита солнышко в левый верхний угол. Как вы думаете, что случилось дальше?

Дети: Ответы детей.

Логопед: Посмотрите, какая картина у нас получилась!

Логопед: А еще мы с вами умеем составлять Синквейн. Давайте расскажем Мартышке о зиме по Синквейну. Сейчас я расскажу про зиму, а потом вы придумаете (составляем по схеме)

Зима

Морозная, холодная

Заморозила, искриться, радует

Под ногами скрипит снег.

Радость!

(Выслушиваем 2 ребёнка)

Логопед: Давайте еще расскажем Обезьянке о наших зимних забавах и выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчик-мальчик, где ты был? – (сжимать и разжимать кулачки)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся, - (загибать пальцы по одному)

С этим с горочки катался,

С этим по лесу гулял,

Все мы пальчики – друзья – (сжимать и разжимать кулачки)

Где один – там и я!

Логопед: А кто из вас хочет рассказать Мартышке про Зиму по Синквейну.

Дети: Ответы детей.

Логопед: Ребята вы такие молодцы, Мартышка поняла, что такое Зима? Давайте подарим Мартышке наш волшебный сундучок, чтобы он помог ей рассказать о Зиме ее подружкам.

Слайд № 3

  1. Итог. Рефлексия.

Логопед: Чему вы учились на занятии? Что вам понравилось? Что получилось?

Дети: Ответы детей.

Логопед: Выглянуло солнышко, обогрело землю и снег начал таять. А вам Мартышка дарит, то, что тает во рту, а не в руках. Как вы думаете что это?

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности (фронтальное занятие) интеграцией образовательных областей «Речевое развитие» детьми 5-6 лет в старшей компенсирующей группе для детей

с ТНР «АБВГДешка» учителя-логопеда МАДОУ д/с «Алёнка»

Богдановой Ольги Александровны

Тема: «Зимушка - зима»

Занятие проводилось с детьми с диагнозом: ОНР II - III уровня, дизартрия.

Цель: Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Виды детской деятельности:

Виды детской деятельности

Методы и приемы

Коммуникативная

Игровая

Речевая ситуация

Практический (выполнение заданий)

Обсуждение (сюрпризный момент) «В гости пришла Мартышка»

Игровые упражнения «Запомни, повтори чистоговорку», «Назови ласково», «Родственные слова», «Волшебники - Зимняя картина», «Пальчик-мальчик, где ты был? – пальчиковая гимнастика», «Рисуем зимнюю картину», «Составление стихотворения по Синквейну»

Двигательная

Физминутка «Пришла зима» (движение с речью)

Познавательно – исследовательская

Беседа

Решение проблемной ситуации.

Формы организации детей: фронтальное.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима»;

-Систематизировать знания детей о зиме;

- Уточнять и расширять представление о зиме, ее приметах;

- Продолжать учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Продолжать обучать детей четкому произношению звуков;

- Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.

  1. Коррекционно-развивающие:

- Развивать диалогическую, монологическую речь;

- Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

- Развивать и закреплять оптико-пространственные представления;

- Формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на таблицу;

- Способствовать развитию общей, мелкой моторики.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать себя и других;

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности и самостоятельности;

 - Способствовать воспитанию любознательности, активности.

Место проведения: группа.

Содержание НОД

Этапы

Виды детской деятельности

Формы работы

Задачи

1. Мотив.

Игровая

Психогимнастика «Ты мой друг» Решение проблемной ситуации (пришла в гости Мартышка)

Создание благоприятного эмоционального фона.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Коммуникативная

Подбор определений;

Проговаривание чистоговорок;

Дыхательное упражнение;

Составление рассказа о Зиме;

Придумывание родственных слов к слову снег;

Составление зимней картины;

Придумывание синквейна о зиме;

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Активизация и наращивание словаря на тему «Зима».

Содействовать четкому проговариванию чистоговорок.

Формировать длительную, направленную воздушную струю.

Развитие речи с движением и жестами.

Учить подбирать родственные слова.

Развитие ориентировки в пространстве.

Развивать самостоятельность в составлении синквейна.

Способствовать развитию мелкой моторики.

Познавательно-исследовательская деятельность

3. Итог занятия: Рефлексия.

Коммуникативная

Беседа (диалог)

Рефлексия.

Работа по непосредственно образовательной деятельности осуществлялось поэтапно. Занятие «Зимушка - зима» направлена на решение многих коррекционно-развивающих задач, путем вовлечения ребят в интересную игровую ситуацию.

1 Этап. В начале занятия провела психогимнастику, активизировала у детей внимание. Введение в тему реализовала через игровую деятельность, где формой работы являлось: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации. Дети с большим желанием решили помочь Мартышке. С помощью презентации, красочных слайдов у детей поддерживался интерес, так же наблюдался чёткий переход от одного этапа занятия к другому.

2 Этап – это сообщение темы и цели занятия или совместная деятельность осуществлялась через разнообразные виды деятельности: познавательно – исследовательскую, коммуникативную, игровую. Для активизации деятельности использовала на занятии наглядный и дидактический материал. Для повышения работоспособности и заинтересованности в течение всего занятия создавала положительную мотивацию и использовала игровую форму организации детской деятельности. Сначала придумывали определения к словам зима, снежинки. Произносили чистоговорки, акцентировала  внимание на поставленные свистящие звуки у детей. Сделали дыхательную гимнастику (с помощью снежинок развивали длительную, направленную воздушную струю), а затем поиграли в игру «Назови ласково», где обращала внимание на правильное окончание слов (на грамматику).

С целью предупреждения утомляемости в структуру занятия включила разнообразие заданий одно из упражнений - это развитие речи с движением и жестами (упражнение «Пришла Зима»), которые соответствуют теме занятия.

На протяжении всего занятия обращала внимание на четкое произношение слов. Во время проведения дидактической игры: «Родственные слова» дети придумали и назвали много слов. С помощью слайда дети смогла оценить себя в правильном выполнении задания.

С помощью предметных картинок дети создали зимнюю картину, где они слушали сказку и выполняли задание (инструкцию воспитателя). Для развития связной речи использую технологию синквейн, что мы хотели показать на занятии, дети справились на хорошо, не всем детям дается это легко, т.к у детей ОНР (слабый словарный запас, не умеют сформулировать свою мысль). На занятии закреплялись навыки оптико-пространственной ориентировки, составления рассказа по картине, поэтому оно носило среднюю степень сложности для детей старшего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи».

3 Этап – рефлексия, где основной задачей было – воспитывать у детей желание делиться своими эмоциями, впечатлениями. Занятие детям понравилось, дети были заинтересованы и активны на протяжении всего занятия.

Все запланированные задачи были выполнены. На занятии были соблюдены СанПины: перед занятием проведена влажная уборка, проветривание, следила за осанкой детей на протяжении всего занятия. Старалась активизировать речь детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

План-конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»

Конспект индивидуального логопедического занятия  в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...