Конспект логопедического занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте. Звук [Ч].
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лебедева Марина Владимировна

В конспекте представлены виды работ для подготовки к обучению грамоте в старшей группе на материале работы над звуком Ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

- Ознакомление детей со звуком Ч;

II. Коррекционно-развивающие:

- Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

- Развитие навыка позиционного анализа.

- Развитие фонематического анализа .

- Развитие навыка слогового анализа.

- Развитие слуховой памяти, внимания.

- Развитие зрительного внимания, памяти.

- Развитие логического мышления.

- Уточнение правильного произнесения звука Ч;

- Развитие навыка словообразования и словоизменения;

- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, существительных  в Родит. падеже)

-Развитие связной речи (составление предложений по предъявленной картинке, картинкам)

III.Коррекционно-воспитательные:

- воспитание умения слушать;

- воспитание усидчивости, целеустремленности на занятии

Оборудование:

Предметные картинки со звуком Ч в названии, фишки для звукового анализа, схемы слова, карточки Лото на звук Ч, мяч, мелкие игрушки со звуком Ч в названии.

I. Вступительная часть

–Здравствуйте, ребята!

 1.Сядет тот, кто назовет лишнее слово

        ЧАЙКА, гусь, утка, курица

        Март, ЧЕТВЕРГ, апрель, май

        Вилка, нож, ложка, ЧАЙНИК

        Персик, апельсин, ЧЕРНИКА, ананас

        ЧУЛКИ, тапки, сапоги, босоножки

        Муравей, ЧЕРЕПАХА, гусеница, жук

        Акула, щука, ЧЕРВЯК, карп

        Яблоко, груша, слива, ЧЕСНОК

2. Вспомните лишние слова. Какой первый  звук во всех словах?  (Ч).         Как его произносим?

 (Губы – «хоботочком».Зубы – сближены

Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба

Ощутим, голосовые связки работают или нет? Не работают, разомкнуты.

Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком

 Дать характеристику звука.

Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда. Обозначаем на схеме зеленым цветом.

II. Основная часть

 Сегодня мы с вами познакомимся, поиграем со звуком Ч.

1. Игра « Поймай звук Ч». Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Ч.

Чаша, челка, рука, чумазый, четыре, солнце, стол, чердак, машина, черешня.

2. Игра «Найди и закрой картинку» ( на столе карточки с картинками, надо закрыть зеленой фишкой картинку со звуком Ч в названии)

3. Игра «Где стоит звук» (определение местоположения звука Ч в слове)

Картинки выставляются на наборное  полотно:

Часы, мяч, чайник, Снегурочка, грач, ручка, перчатки.

Дети передвигают зеленую фишку на схеме слова, определяя начало, середину, конец.

4. Игра «Сосчитай количество слогов»

        (Дети раскладывают перед собой карточки с цифрами от 1 до 5). Отхлопать по слогам предыдущие картинки и показать цифрой количество слогов.

5. Игра «Чего не стало?» (Зрительное внимание и память)

        С доски убирается по одной картинке, дети называют чего не стало на доске. (Нет часов, нет чайника, и т.д.)

6. Игра с мячом «Назови ласково».

Детям предлагается выйти на середину группы и встать в круг.

-Звук Ч поможет назвать вас ласково, давайте произнесем ваши имена так, чтобы в них появился звук Ч.

Вера-Верочка, Марина-…, Ваня-…, Уля-…, и т.д

-А теперь я назову вам слово, а вы произнесите его ласково, чтобы там появился звук Ч.

Жук-                паук-                бык-                тряпка-

Банан-                мама-                звезда-        кнопка-

Иголка-        лента-                коробка-        елка-

Яйцо -                стул-                лук-                палец-

Булка-                птица-                банка-                носок-

7. Игра «Звукоедик»

Звукоедик «съел» первый звук в слове, звук Ч. Отгадайте, какое было слово?

…айник                 …ай                        …асы                        …ереп

…ашка                …удо                        …удовище                …емодан

…удеса                …еловек                …ервяк                …истюля

…истота                …ерепаха                …емпион                …ернослив

…ерника                …ерыре                …ебурашка                …ихать

8. Звуковой анализ слова ТУЧА

Загадка:          Надо мною, над тобою

пролетел мешок с водою,

                Наскочил на дальний лес,

                Прохудился и исчез.

9. Придумать предложение со словом ТУЧА.

Со словами ТУЧА и ДЕВОЧКА.

Со словами ДЕВОЧКА и МЯЧ.

10.Игра на слуховое внимание «Кто назвал слово?»

Один ребенок поворачивается спиной к детям. Тот на кого я покажу, называет слово со звуком Ч, а ведущий ребенок должен угадать кто сказал это слово.

11. Найти предметы со звуком Ч в группе.

III. Итоговая часть

 –Ребята, с каким звуком сегодня мы познакомились? Какая игра вам больше понравилась?

 Чебурашка принес сюрприз. Каждому наклейка Звездочка. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Когда мои друзья со мной»

Познакомить с тем, что звук «Ж» всегда твёрдый, выделять ,  подбирать  слова с заданным звуком. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки....

Конспект логопедического занятия в старшей группе. «Сказка о Соне и Зое». Звуки [с - з].

Цели: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [с] и [з] в речи детей, совершенствование речевого общения в игровых ситуациях....

Занятие в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте "Звук [ч]. Буква Ч" в образовательной области "Речевое развитие"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук ч. Буква Ч" построено в игровой форме, в котором главный герой черепаха по имени Чаолитта предлагает ребятам разнообр...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте «Страна звуков и букв»

В данном конспекте я постаралась раскрыть интересные приемы по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Закрепление звука [c], буквы Сс»

Образовательные: автоматизация правильного произношения звука [с], знакомство с многозначным словом; совершенствование умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита; совершенствова...