Занятие в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоте "Звук [ч]. Буква Ч" в образовательной области "Речевое развитие"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Васильева Наталья Александровна

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Звук ч. Буква Ч" построено в игровой форме, в котором главный герой черепаха по имени Чаолитта предлагает ребятам разнообразные интересные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obuchenie_gra.docx101.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

140250 Московская область, Воскресенский р-н, пгт. Белоозёрский, ул.Молодёжная, д.38; тел./факс: 8(49644) 75-626; e-mail: MDOU_26_VASILEK@mail.ru

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

Обучение грамоте «Звук ч. Буква Ч»

Воспитатель: Васильева

Наталья Александровна

Март, 2019

Цель: создание условия для закрепления знаний у детей о звуке Ч, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

Задачи:

Образовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Развивающие

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: игрушка-Черепаха, предметные картинки, в названии которых есть звук «Ч», картинный материал к играм «Багаж», карточки со слогами к игре «Собери слово», фишки синего, зеленого и красного цвета, буква Ч, рабочие тетради «Пишем и читаем», тетради в узкую линейку, пеналы.

Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ход ООД:

1. Организационно-мотивационный момент. - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы передайте улыбку друг другу.

2. Основная часть. Сообщение темы занятия.

1.Введение в тему. Загадка.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках фотография одной очень мудрой особы. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать кто на ней изображён.

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)!

Это черепаха -Чаолитта.

Как вы думаете, какой у неё самый любимый звук?

Давайте все вместе произнесем: ч,ч,ч,…

Попробуйте изобразить с помощью звука «Ч» как:

- кузнечик стрекочет …

- человек чихает (пчхи, пчхи…)

- так говорят, когда просят помолчать ч-ч-ч-ч…(жест)

3. Характеристика звука.

- Кто может сказать нашей гостье - какой звук [Ч]? Дети: Звук [Ч] - согласный, глухой, всегда мягкий. 

4.Речевая зарядка.

Черепаха Чаолитта очень любит по утрам делать зарядку, но не простую, а речевую. Играть будем со словом свеча.

Ча-ча-ча-ча,
На столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо,
Ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу,
Я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи,
Пламя сдую у свечи.

5.Игра «Багаж». Нахождение места звука в слове. У Черепахи - 3 чемодана, давайте разместим ее вещи. Какие вещи-картинки мы поместим в первый чемодан? (в которых звук «Ч» находится вначале слова). Во второй? В последний?

(Каждый ребенок определяет место звука «Ч» в названии своей картинки и кладёт ее в нужный чемодан)

6. Связь звука и буквы. Показ буквы - карточки Ч. На что похожа буква?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Как можно ее изобразить? (нарисовать, выложить из фишек, карандашей, семян). 

7. Игра «Собери слово» Чтение и печатание. Черепаха приготовила интересные слова со звуком ч, но они все рассыпались. Давайте их соберём и напишем.

СВЕ

КУ

ДА

ЧА

                                          ЩА

СЫ

ЛУ

ТУ

МЯ

ЧИ

8. Физминутка.

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

8. Правило ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ. Работа в тетрадях.

9.Пересказ рассказа «Птичка»

Птичка.  У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молч...

10. Дыхательная гимнастика. Молодцы! Что же нужно теперь сделать, чтобы птичка улетела? Правильно – подуть! (дети дуют на «птичку», воспитатель следит за правильностью вдоха и выдоха)

3 Итог: С каким звуком мы сегодня играли?

- Есть ли преграда у звука Ч? -Что мы можем рассказать о звуке Ч?

-Какой буквой обозначается звук ч? (Буквой Ч). - Назовите слова, в которых есть звук Ч?

А черепаха вам приготовила сладкий сюрприз, который начинается на звук ч. Это чупа-чупсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в ДОУ. Конспект занятия в подготовительной группе по звукопроизношению. Тема: Звук и буква Ш.

Занятие по закреплению произношения звука Ш. Дети дают полную характеристику звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам, определяют позицию звука Ш в словах. Упражняются в образовании относит...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Фронтальное занятие в подготовительной группе по теме "Звуки П, ПЬ. Буква П".

Данное занятие входит в программу логопедической работы по обучению грамоте. Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста с ФФРН и ФФНР с элементами ОНР....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»

Открытое занятие в подготовительной группе по теме: «Фонетика. Звуки и буквы русского языка. Построение звукофонематического ряда»...

Календарно - тематический план занятий в подготовительной группе по подготовке к обучению грамоты

Календарно-тематический план занятий по подготовке к обучению грамоты в подготовительной группе детского сада...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте «Страна звуков и букв»

В данном конспекте я постаралась раскрыть интересные приемы по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

 формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;  активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;   упр...