Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет.
методическая разработка по логопедии на тему
Речевая карта помогает определить уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией (общее недоразвитие речи). В карте отражается специфика речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией (алалия, ринолалия, дизартрия). Речевая карта разработана для детей с ОНР 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 276 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст__________________________________________________________________________
Мать__________________________________________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________________
Национальный язык_____________________________________________________________________________
Речевая среда___________________________________________________________________________________
Заключение специалистов_________________________________________________________________________
Внутриутробное развитие_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, стремительные, затяжные, стимуляция, когда закричал, наблюдалась ли асфиксия)______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
После выписки из родильного дома (особенности сна, особенности бодрствования)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ранее физическое развитие (держит голову, сидит, ползает, ходит, появление первых зубов)__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Ранее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы)___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моторная сфера
Задание | 4-5лет | IX | V | 5-6 лет | IX | V | 6-7 лет | IX | V |
Выполнение упражнений | Попрыгать на двух ногах; Прыгнуть в длину с места; Потопать ногами и похлопать руками одновременно; Бросить мяч от груди; Поймать мяч; | Бросить мяч от груди, из-за головы. Перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку; Попрыгать на: двух ногах, на левой ноге, на правой ноге;
| Подбросить и поймать мяч; Влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее;
| ||||||
Исследование мимической мускулатуры | Закрыть глаз: —правый; —левый. Втянуть щеки. Наморщить нос. | Закрыть глаз: —правый, —левый. | Прищурить глаза. —правую; —левую. - правую; - левую. | ||||||
Кинестетическая основа движений | Сложить в кольцо большой и указатель- ный пальцы: - на правой руке - на левой; | Одновременно вытянуть указательный и средний - правой руки - левой - обеих рук. | Одновременно вытя- нуть указательный палец и мизинец - правой руки, - левой руки, - обеих рук. Поместить указательный палец на средний, и наоборот: на правой руке, на левой. | ||||||
Кинетическая основа движений | Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот. | Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. | Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой. Проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, потом левой. | ||||||
Состояние ручной моторики | Объем движений. Темп. Способность к переключению. Наличие леворукости или амбидекстрии. | Объем движений. Темп. Способность к переключению. Наличие леворукости или амбидекстрии. | Объем движений. Темп. Способность к переключению. Наличие леворукости или амбидекстрии. | ||||||
ОЦЕНКА |
Артикуляционный аппарат
Исследования | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
IX | V | IX | V | IX | V | |
Движения языка Положить широкий язык на нижнюю губу. Спокойно удерживать широкий язык на нижней губе на счет до 5. | ||||||
Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать на счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, | ||||||
Перевести кончик языка поочередно из правого угла в левый угол, касаясь губ. | ||||||
Движения языка вперед-назад (высовывание языка «жалом»). | ||||||
Движения губ Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы. | ||||||
Сомкнуть губы, вытянуть вперед трубочкой. | ||||||
Переключить губы из положения в «улыбке» на положение вытянутые «трубочкой». | ||||||
Произнеси звук [у] без зрительной опоры и определи, какое движение совершают губы. | ||||||
Определить по беззвучной артикуляции логопеда звук [у] или [и]. | ||||||
Нижней челюсти Рот широко открыть, закрыть. | ||||||
Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону. | ||||||
Саливация (норма, повышенная) | ||||||
Мягкого нёба Поднять нёбную занавеску при энергичном произнесении звука [а]. Посмотреть, есть ли утечка воздуха через нос при произнесении гласных звуков. | ||||||
Посмотреть, есть ли глоточный рефлекс (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателя к мягкому нёбу). | ||||||
Посмотреть, есть или нет сглаженности носогубных складок. | ||||||
Оценка |
Общее звучание речи
Показатели | 4—5 лет | 5—6 лет | 6—7 лет | |||
IX | V | IX | V | IX | V | |
Разборчивость | ||||||
Темп | ||||||
Ритм (дисритмия) | ||||||
Дыхание: (достаточное недостаточное) | ||||||
Голос: (норма, монотонный, наличие носового оттенка) | ||||||
Оценка |
Звукопроизношение
Звук | 4 –5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |||||||||||||||||||||
IX | V | IX | V | IX | V | |||||||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | а | б | в | г | |
С | ||||||||||||||||||||||||
С' | ||||||||||||||||||||||||
З | ||||||||||||||||||||||||
З' | ||||||||||||||||||||||||
Ц | ||||||||||||||||||||||||
Ч | ||||||||||||||||||||||||
Щ | ||||||||||||||||||||||||
Ш | ||||||||||||||||||||||||
Ж | ||||||||||||||||||||||||
Л | ||||||||||||||||||||||||
Л' | ||||||||||||||||||||||||
Р | ||||||||||||||||||||||||
Р' | ||||||||||||||||||||||||
Б,М,П | ||||||||||||||||||||||||
В,Ф | ||||||||||||||||||||||||
Д,Т,Н | ||||||||||||||||||||||||
Г,К,Х | ||||||||||||||||||||||||
Й |
а – изолированно, б - в слоге, в – в слове, г – в речи
Заключение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза
Работа со словами | 4—5 лет | 5—6 лет | 6—7 лет | ||||||
IX | V | IX | V | IX | V | ||||
Повторение слогов с оппозиционными звуками | ба — па га — ка да —та ма — ба ва — ка ня — на | ба — па — ба да — та — да га — ка — га за — са — за та — тя — та | са - ша - са жа - ша -жа са - ца - са ча - тя -ча ла – ля- ла | ||||||
Выделение звука [р] из слов | майка шапка рыба корова | ||||||||
Выделение начального ударного гласного из слов | астра арка осень озеро улей уши иглы искры | ||||||||
Выделение конечного согласного из слов | кот суп сом лимон мох сок | ||||||||
Выделение начального согласного из слов | мост банка пол тапки дом нос вода фартук кот хлеб | ||||||||
Определение последовательности звуков в слове | кот дом вата рыба | ||||||||
Определение количества звуков в слове | бык дом вата банан | ||||||||
Придумывание слов с заданным звуком | |||||||||
Оценка |
Исследование состояния импрессивной речи
Работа со словами
| 4—5 лет | IX | V | 5—6 лет | IX | V | 6—7 лет | IX | V |
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Посуда» | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Посуда» «Мебель» «Овощи» «Фрукты» «Птицы» | «Игрушки» «Одежда» «Обувь» «Посуда» Мебель» «Овощи» «Фрукты» «Домашние птицы» «Дикие птицы» «Домашние животные» «Дикие звери» «Транспорт» | ||||||
Понимание действий (показать по предложенным картинкам) | Девочка сидит, стоит, лежит, идет; Мальчик ест, пьет, читает, рисует; | Птица летит.
Рыба плывет. Слон идет. Лягушка прыгает. Змея ползет. | Строитель строит. Уборщица убирает. Продавец продает. Покупатель покупает. | ||||||
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам) | большая чашка маленькая чашка красный шар кислый лимон круглый торт квадратный торт | Круглое печенье Квадратное печенье Треугольное печенье Овальное печенье Холодное мороженое Горячий чай Сладкое варенье | прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка, молодой человек, старый человек, веселый мальчик, грустный высокий дом, низкий дом | ||||||
Дифференциация ед. и мн. числа существительных (по картинкам) | Дом-дома Кот-коты Кукла-куклы Груша-груши Ведро-ведра | Глаз-глаза Стул-стулья Лист-листья Окно-окна | Рукав-рукава Пень-пни Гнездо-гнезда Перо-перья Ухо-уши | ||||||
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами | в на у | в на у со за под по | в на у под за по над за с из из-за из-под | ||||||
Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам) | стол — столик, машина-машинка ведро -ведерочко | носок — носочек чашка — чашечка окно — окошечко | нож — ножик
рукавица-рукавичка
одеяло — одеяльце | ||||||
Глаголы ед. и мн. числа | Кошка сидит Кошки сидят Слон идет Слоны идут | Птица летит Птицы летят | Мальчик читает Мальчик читают Девочка ест Девочка едят | ||||||
Глаголы с различными приставками | Девочка наливает воду в чашку; Девочка выливает воду из чашки; Девочка поливает цветы; | Птица вылетает из клетки; Птица влетает в клетку; | Мальчик переходит дорогу; Мальчик перебегает дорогу; Мальчик подбегает к дому; | ||||||
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам) | Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет Что посадил дед? Покажи; Кто стал тянуть репку? Покажи; Кого позвал дед? Покажи; Кого позвала бабка? Покажи; Кого позвала внучка? Покажи; Кого позвала Жучка? Покажи; Кого позвала кошка? Покажи; Кто помог вытянуть репку? Покажи; | Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой. Что испекла бабка? Покажи; Кого встретил колобок в лесу? Покажи; Кто съел Колобка? Покажи; | Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился. Что стоит в поле? Покажи; Кто первым прибежал к теремку? Покажи; Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку; Кто сломал теремок? Покажи; | ||||||
Состояние фонематического восприятия | Кот-кит Дом-дым Уточка-удочка Киска-миска Коса-коза Мишка-миска Кочка-кошка Малина-Марина | Мышка-мишка Почка-бочка Катушка-кадушка Корка-горка Речка-редька Цвет-свет Челка-щелка Рейка-лейка | Мышка-мошка Пашня-башня Сова-софа Крот-грот Лук-люк Марка-майка Ель-гель Плач-плащ | ||||||
Оценка |
Исследование состояния экспрессивной речи
Работа со словами | 4—5 лет | IX | V | 5—6 лет | IX | V | 6—7 лет | IX | V |
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным | «Игрушки» «Посуда» «Одежда» «Обувь» | «Овощи» «Фрукты» «Птицы» «Мебель» | «Ягоды» «Насекомые» «Животные» «Транспорт» | ||||||
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) | Ноги Руки Голова Глаза Уши Спинка стула Сиденье стула Ножки стула Кузов машины Колеса машины | Нос Рот Грудь Руль Рукав Воротник Пуговица Кабина машины | Локоть Ладонь Затылок Манжета Петля для пуговицы Фары Мотор Висок | ||||||
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, | Мяч, кукла, машинка. Рубашка, платье, шорты. Тапки, туфли, ботинки. | Стул, стол, шкаф. Огурец, помидор, морковь. Яблоко, банан, апельсин. Воробей, голубь, сова. | Клубника, смородина, черника. Муха, комар, бабочка. Кошка, собака, корова. Самолет, автобус, машина. | ||||||
Подобрать антонимы (слова «наоборот») | Друг-враг Горе-радость Легкий-тяжелый Давать-брать Добро-зло Горячий-холодный Длинный-короткий Поднимать-опускат | ||||||||
ГЛАГОЛЫ | Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут) | (Без картинок) Как передвигаются рыбы? (плавают) Как передвигается змея? (ползает) Как передвигается лягушка? (прыгает) Как передвигается человек? (ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) А как подает голос корова? (мычит) А как подает голос петух? (кукарекает) | Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) А как подает голос волк? (воет) А как подает голос лошадь? (ржет) А как подает голос овца? (блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (учит) А что делает продавец? (продает) А что делает маляр? (красит) А что делает швея? (шьет) | ||||||
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬ- НЫЕ. Назвать предъявленные цвета | Красный Желтый Синий Зеленый Белый Черный | Красный Желтый Синий Зеленый Белый Черный Оранжевый Розовый Голубой
| Красный Желтый Синий Зеленый Белый Черный Оранжевый Розовый Голубой Фиолетовый Серый Коричневый | ||||||
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки). | Мяч какой? (круглый) Платок какой? (квадратный) | Солнце какое? (круглое) Печенье какое? (квадратное) Косынка какая? (треугольная) Огурец какой? (овальный) | Руль какой? (круглый) Окно какое? (квадратное) Флажок какой? (треугольный) Слива какая? (овальная) Салфетка какая? (многоугольная) | ||||||
Оценка |
Состояние грамматического строя
Задания | 4—-5 лет | IX | V | 5—6 лет | IX | V | 6—7 лет | IX | V |
Употребление имен существительных в именительном падеже ед. и мн. ч. | Стол -столы Кот-коты Дом-дома Кукла-куклы Рука-руки Окно-окна | Глаз-глаза Рот-рты Река-реки Ухо-уши Кольцо-кольца | Лев-львы Лист-листья Воробей-воробьи Дерево-деревья Пень-пни | ||||||
Употребление имен существительных в косвенных падежах | Что есть у мальчика? (Мяч) Чего нет у мальчика? (Мяча) Кому мальчик дает мяч? (Девочке) Что ты видишь на картинке? (Машину) Чем рисует девочка? (Карандашом) О ком думает кошка? (О мышке) | ||||||||
Употребление имени существительного в родительном надеже. Ответить на вопрос «Много чего?» (по картинкам). | Шаров Ключей Берез Ложек Окон | Карандашей Листьев Книг Вилок Ведер | |||||||
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (по картинкам) | Красный мяч Синяя шапка Желтое ведро | Оранжевый апельсин Голубая бабочка Белое блюдце | Фиолетовый колокольчик Серая ворона Розовое платье | ||||||
Употребление предложно-падежных конструкций (по картинкам) | Где стоит ваза? (На столе.) Где лежат фрукты? (В корзине.) У кого мячик? (У мальчика) | Где сидит снегирь? (На дереве.) Где стоит машина? (В гараже.) У кого кукла? (У девочки.) Где стоит коза? (за забором). Где едет машина? (По дороге.) | Где лежит мяч? (Под столом.) Где летает бабочка? (Над цветком.) Откуда вылетает птичка? (Из клетки.) Откуда прыгает котенок? (С кресла.) | ||||||
Употребление числительных 2 и 5 с существительными | Два кота Пять котов Две машины Пять машин | Два мяча Пять мячей Две розы Пять роз Два окна Пять окон | Два пня Пять пней Два воробья Пять воробьев Две шали Пять шалей Два ведра Пять ведер | ||||||
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Стол-столик Сумка-сумочка Чашка-чашечка Ведро-ведерочко | Забор-заборчик Носок-носочек Лента-ленточка Окно-окошечко | Палец-пальчик Изба-избушка Крыльцо-крылечко Кресло-креслице | ||||||
Образование названий детенышей животных | У кошки -котенок У лисы -лисенок У утки -утенок У слонихи -слоненок | У медведицы- У бобрихи- У барсучихи- У собаки- У коровы- |
| ||||||
Образование относительных прилагательных | Стол из дерева (какой?) Аквариум из стекла (какой?) Крыша из соломы (какая?) Шапка из меха (какая?) Носки из шерсти (какие?) Сапоги из резины (какие?) Крепость из снега? (какая?) Лопатка из метала (какая?) | ||||||||
Образование притяжательных прилагательных | (без картинок) Очки бабушки (чьи?) бабушкины; Усы кошки (чьи?) кошачьи; Хвост лисы (чей?) – лисий; Берлога медведя (чья?) – медвежья; Гребень петуха (чей?)- петушиный; | ||||||||
Образование приставочных глаголов (по картинкам) | Мальчик выходит из дома. Мальчик входит в дом. Мальчик переходит через мост. | ||||||||
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам) | Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит самолет. Мальчик покрасил самолет. | ||||||||
Оценка |
Слоговая структура
Работа со словами | 4—5лет | IX | V | 5—6 лет | IX | V | 6—7 лет | IX | V |
Повторение слов разной слоговой структуры | Кот Вода Стук Мост Спина Банка Фантик Ступенька | Самолет Скворец Фотограф Микстура Мотоцикл Погремушка | Тротуар Градусник Фотоаппарат Экскаватор Виолончелист Регулировщик | ||||||
Повторение предложений со словами разной слоговой структуры | Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Мотоциклист мчится на мотоцикле. | Виолончелист укладывает инструмент в футляр. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Регулировщик руководит движением на перекрестке. | |||||||
Оценка |
Связная речь
Задания | 4-5лет | IX | V | 5—6 лет | IX | V | 6—7 лет | IX | V |
Составить предложения по картинке. Пересказать текст. | Котенок. У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. (Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?) | Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше уху. | Случай в лесу Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. | ||||||
Составить рассказ по серии картинок | «Нашли ежа» ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | «Нашли ежа» _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||||||
Оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
Речевая карта ТНР детей 5-7 лет
Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...
Речевая карта для детей с заиканием
Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...