Логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в волшебную страну"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I.Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну. Хотите туда попасть?
А как же мы туда попадем? Сейчас я превращусь в волшебную фею и
поведу вас всех за собой в страну волшебства.
Накину мягкий шарф на плечи, сережки на ушки, диадему на голову, а в руку возьму волшебную палочку.
Я - волшебница фея.
Пора нам в путь. Прежде чем туда попасть, вы должны мне помочь, называть правильно слова, ласково. Будет отвечать тот, кого я коснусь своей волшебной палочкой.
Игра «Назови ласково»
- Нос-носик 1. Шкаф-шкафчик
- сад-садик 2. мышь-мышка
- куст-кустик 3. Маша-Машенька
- стакан-стаканчик 4. Миша-Мишенька
- Соня-Сонечка 5. дед-дедушка
- сестра-сестричка 6. рябина-рябинушка
Логопед. Спасибо за помощь. А теперь возьмемся за руки, закроем глаза, дружно скажем волшебные слова: «Здравствуй, волшебная страна!» И на счет «3» - откроем глазки.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды (дети делают вдох и выдох по 3 раза.)
Переход в волшебный класс
Логопед. Посмотрите, ребятки, в волшебной стране растут высокие деревья (руки вверх). Подул теплый ветер ш-ш-ш, зашелестели листья (быстро шевелим пальчиками). Подул прохладный ветер: с-с-с ,закачались сосны (покачиваем и машем руками). Что-то стало прохладно. Давайте зайдем в мой волшебный класс. В моем классе волшебные стулья, волшебные столы. (Катя, какой у тебя стул? Миша и Петя, какой у вас стол? (волшебный)
Рассматривание сундука
Логопед. Ой, ребятки, что это? Кто знает, что это за предметы.
Дети. Сундук и шкатулка
Логопед Какая красота! Скажите, чем эти предметы отличаются друг от друга?
Дети. Сундук больше, чем шкатулка. А шкатулка маленькая, красивая. У сундука есть замок, ручки, петелька.
Логопед. Сундук отделан узорами из железа. Значит, узоры какие?
Дети. Узоры железные.
Логопед. Ручки тоже сделана из железа. Значит, они какие?
Дети. Ручки железные
Логопед. Замок тоже сделан из железа. Значит, он какой?
Дети. Замок железный.
Логопед. А в чем их сходства?
Дети. Они похожи на ящик с крышкой. В сундуке и шкатулке что-то хранят.
Логопед. (обобщает и уточняет значение данных слов. Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком. Он сделан из дерева. Значит, он какой? (деревянный).
Шкатулка – небольшой, закрывающийся ящик для мелких вещей. Она тоже сделана из дерева. Значит, она какая? (деревянная). Интересно, как в волшебной стране называют сундук и шкатулка ласково.
Дети. Сундучок, шкатулочка.
Логопед. Произнесите слово сундук? Какой первый звук?
Дети. С-с-с
Логопед. Произнесите слово шкатулка. Какой первый звук?
Дети. Ш-ш-ш
Сообщение цели занятия
Логопед. Какие первые звуки вы выделяли в этих звуках?
Дети. [С] – [Ш]
Логопед. Сегодня в этой волшебной стране мы научимся с вами различать звуки [С] – [Ш]
и учиться правильно произносить их.
II.Основная часть
Актуализация имеющихся знаний
Логопед. Давайте вспомним все, что мы знали об этих звуках. Как вы считаете, эти звуки согласные или гласные?
Дети. Согласные.
Логопед. Почему [С] - согласный?
Дети. Нельзя пропеть, Когда мы его произносим во рту есть преграда
Логопед. Преграда из чего?
Дети. Из зубов.
Логопед. Почему [Ш] согласный?
Дети. Тоже нельзя пропеть, во рту есть преграда.
Логопед. Преграда из чего?
Дети. Из языка и зубов.
Логопед. Что мы еще можем сказать про эти звуки?
Дети. Звук [С] бывает твердый и мягкий. А звук [Ш] всегда твердый.
Логопед. А еще что мы знаем об этих звуках?
Дети. Они глухие.
Логопед. Почему они глухие?
Дети. Нет голоса, есть только шум.
Логопед. Сундучок наш необычный, а волшебный. В нем находятся игры. Хотите поиграть?
Игра с картинками
Логопед. Раз-два-три - картинку переверни. Возьмите со стола ваши картинки. Если в слове слышится звук [С], то картинку положите в сундук, если слышится звук [Ш], то в шкатулку.
Проверка (исправление ошибок)
Физкультминутка
Логопед. А еще я знаю, что в этой стране живут смешные звери (достает палочки, на которых находятся картинки с изображением животных). Я буду читать стихи, а вы будете выполнять движения, подражая животным.
На палочке нашей
Смешные игрушки Руки поднимают вверх
Смешные ежи Дети бегают мелкими шагами
Смешные лягушки Прыгают как лягушки
Смешные медведи Ходят как медведи
Смешные олени Подносят к голове руки, пальцы раздвинуты
Смешные моржи Двигаются боком
Смешные тюлени Бегут с подскоками
Логопед. Скажите, каким животным вы подражали?
Дети. Смешным ежатам, смешным лягушкам…
Логопед. А знаете ли вы как называются детеныши у этих животных?
У ежа – ежонок – ежата
У лягушки – лягушонок – лягушата
У медведя – медвежонок – медвежата
У оленя – олененок – оленята
У моржа – моржонок – моржата
У тюленя – белек – бельки
Логопед. Заглядываем в сундук. А где лягушка? Убежала, вы не видели куда? (ищет и находит)
1. Подбор родственных слов к слову мышь – мышка, мышонок, мышата, мышиный.
2.Звуковой анализ слова – мышка.
Логопед. Составьте, пожалуйста схему слова мышка. Сколько слогов в слове мышка?
Дети. Два
Логопед. Назовите первый слог (мыш-), второй слог (ка-), сколько звуков в первом слоге (три), перечислите их [ М ], [ Ы ], [ Ш ], дайте характеристики этим звукам.
[ М ] – согласный, твердый, глухой.
[ ы ] - гласный.
[ ш ] - согласный, твердый, глухой.
Сколько звуков во втором слоге (два), назовите их [ к ], [ а ] Охарактеризуйте эти звуки ( [ к ] – согласный, твердый, глухой [ а ] - гласный). А теперь предлагаю с помощью букв составить слово мышка (работа у доски).
Логопед. А вы знаете, что больше всего в волшебной стране любят мышки? (сушки) и про это я знаю даже интересную, но печальную историю. Хотите, расскажу?
Мыши сушек насушили
Мышек в гости пригласили
Мышки сушки кушать стали
Зубки сразу же сломали
(Дети хором повторяют)
Логопед. Ой, ребята, чуть не забыла. У меня в шкатулочке сюрприз – сушки для мышки. Давайте мы мышку угостим сушками.
III.Итог занятия.
Звенит колокольчик.
Логопед. Слышите? Нам пора возвращаться в детский сад. Прежде чем попасть обратно в детский сад, вы снова мне должны помочь.
Игра «Замени звук [с] на [ш]»
Слова:
Сутки – шутки, вас – ваш, нас – наш, мыс – мышь, скот – шкот, марс – марш,
Споры – шпоры, стуки – штуки, плюс – плюш, стопор – штопор.
Логопед. Наше путешествие окончено. Мне очень понравилось. Вы были добрыми, вежливыми, воспитанными собеседниками. Чему мы научились в волшебной стране? Что было интересного, что вам большего всего понравилось, во что играли?
Дети. Ответы детей.
Логопед. (На глазах у детей снимает все атрибуты). Пришло время попрощаться с волшебной страной, чтоб в скором времени вернуться в нее уже повзрослевшими.
1.Образовательные задачи:
Закреплять навыки различения на слух звуков [с] – [ш] и правильного употребления их в речи. Совершенствовать навыки проведения звукового, слогового анализа на примере слова мышка и навыков чтения.
Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от имен существительных, подбор родственных слов к слову мышь, закрепление названий детенышей животных, образование уменьшительно – ласкательных существительных с суффиксами - ик-, - к-, - чик-, - ечк-, - ичк-, - ушк-, - еньк-, - ышк-).
2.Развивающие задачи:
Развитие общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, словаря.
Способствовать развитию воображения, подражательности.
3.Воспитательные задачи:
Воспитывать умение быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
Оборудование:
наряды для феи – шарф, диадема, серьги, волшебная палочка, предметные картинки на [с] и [ш], картинки зверей на палочках, игрушка – мышка, угощения для мышки (сушки), конверты с фишками и картонными полосками разных цветов для составления схемы слова МЫШКА, колокольчик, музыка.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с сундучком и шкатулкой, предварительный анализ слов, разучивание слов к физкультминутке, игра – лото «Что из чего сделано?».
Проведение занятий по теме:
«Звук и буква С»
«Звук и буква Ш»
Подбор родственных слов к разным словам, игра «Назови правильно детенышей животных», игра «Замени звук».
Методические приемы:
Наглядные: Показ и рассмотрение сундучка и шкатулки
Показ атрибутов для феи
Показ зверей на палочке
Показ игрушки – мышки
Игровые: Игра «Назови ласково»
Игра с картинками
Игра «Назови правильно детенышей животных»
Словесные: Беседа, вопросы и ответы
Художественное слово – стихотворение
Пояснения, указания
Практические: Действия с картинками
Работа с раздаточным материалом
Физкультминутка
Словарная работа:
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
носик, шкафчик, садик, мышка, кустик, Машенька, стаканчик, Мишенька, Сонечка, дедушка, сестричка, рябинушка, сундучок, шкатулочка.
Образование прилагательных от имен существительных:
железные, железный, деревянный, деревянная.
Образование названий детенышей животных:
у ежа – ежонок, ежата
у лягушки – лягушонок, лягушата
у медведя – медвежонок, медвежата
у оленя – оленёнок, оленята
у моржа – моржонок, моржата
у тюленя – белёк, бельки
Образование родственных слов:
Мышь – мышка, мышонок, мышата, мышиный
Смешным ежатам, смешным лягушатам, смешным медведям, смешным оленям, смешным моржам, смешным тюленям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией "Волшебная страна Шипения"
Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах.Задачи: Коррекционно - образовательные:Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звука «Ш»;Совершенствовать произ...
Конспект итогового логопедического занятия по Теме: Путешествие в Волшебную страну «Букваляндию»
Основной целью данного занятия является закрепление знания детей о гласных звуках, их артикуляции, звучании и графическому образуА так же: Развивать фонематический слух, восприятие, мышление творческо...
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »
Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягки...
Конспект НОД логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»
В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: научить детей составлять предложения по картинке и картинно – графическому плану, объединять их в рассказ «Игрушки»; упражнять в ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...
Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...