Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые) определение места звука в слове.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»
"Путешествие в страну гласных звуков и букв"
Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э] .
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э] и производить их слухо-произносительную дифференциацию;
• Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
• Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
• Закрепить графические образы букв А, У, И, О, Ы, Э.
• Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематическое восприятие и слух;
• Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;
• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Организационный момент.
- Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.
Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.
Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.
К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся. Дети нахмуривают брови.
А теперь повторим еще раз:
Мы умеем удивляться,
Мы умеем улыбаться,
Мы умеем хмуриться!
Сообщение темы
Л: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?
Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом и можем тянуть звук как длинную ниточку.
Л: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!
Соотнесение гласных звуков с конкретным образом
Л: Дети, посмотрите, здесь кто-то плачет. Это Аня, как она плачет, какой гласный звук произносит?
Д: Гласный звук [а]. Логопед предлагает успокоить Аню нескольким детям, пропев звук [а].
Л: Ребята, а это Оля. А плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?
Д: Звук [о].
Л: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.
Д: Тянут ниточку [оооооо].
Л: Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.
Д: [у]
Л: Давайте погудим громко, а потом тихо.
Д: Произносят звук [у] громко, а потом тихо.
Л: А вот кто приехал к нам на паровозе - жеребенок Искорка. Давайте вспомним, как Искорка зовет маму-лошадь.
Д: длительно тянут ниточку [ииии].
Л: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик. Давайте произнесем имя мальчика и послушаем, какой первый звук в его имени.
Д: Произносят имя мальчика и выделяют первый звук в его имени.
Л: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ]. А мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков.
И вот нам на пути встретился медведь.
Медведь у пчел отведал мёд.
Мишка жалобно ревет
Ы-ы-ы –
Покусали меня пчелы!
Л: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?
Д: Гласный звук [ы].
Л: Давайте покажем, как медведь ходит по тропинке и ревет. Дети изображают медведя.
Л: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.
Д: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Л: Как называются эти звуки?
Д: Гласные.
Л: Почему они гласные?
Д: Их можно петь, во рту нет преграды.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Л: Гласные звуки очень дружны и ходят, друг к другу в гости. Что же получается, когда они встречаются? Разгадаем загадку!
Звук [А]пришел в гости к звуку [У]. И что же получается?
Д: АААУУУ!
Л: Кто и где так кричит? Сколько звуков мы произнесли? Какой первый, какой второй?
Л: Звук [У] пришел в гости к [А]. Что получилось?
Д: УУУААА!
Л: Кто так кричит?
Д: Малыш!
Л: Сколько звуков мы произнесли? Какой первый, какой второй?
Звук [И] любит ходить к звуку [А. ] Что получится?. Кто так кричит? (ослик)
Физ. минутка
Расскажу вам по порядку,
Как звуки делают зарядку:
1. Встали ровно, руки вытянули вперед, приготовились: А-А-А / разводим руки в стороны, громко поем/. Сводим руки /тихо поем а-а-а/ Повтор 2 раза.
2. Споём песенку Паровозика: Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произносим звук [У] и выпрямляем руки вперед и вниз.
3. «Закрылись цветочки» – дети принимают исходное положение: приседают на корточки, сложив руки, прижав подбородок к груди.
«Распустились» медленно встаем, произнося гласный [о-о-о], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.
4. «Закрылись цветочки» исходное положение. «Распустились», обрадовались солнышку – радостно, с улыбкой поднимают руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулак, указательный направлен вверх). Стоя на носочках, тянемся вверх и произносят [и-и-и]).
5. Руки опущены. Произнося гласный [э-э-э], дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
6. Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося, гласный [ы-ы-ы], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.
Л: Молодцы! А мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков.
Что бы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите символ звука или нужную букву.
(Дети отгадывают загадку, определяют первый звук и выбирают символ звука, подходящего к первому звуку отгадки (находят определённую букву).
Загадки:
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (Автобус)
Пыльцу не собирают,
В дом с лёгкостью влетают,
Жало не теряют,
Насекомых поедают! (Осы)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем.
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает?
(улитка) Бежит свинка,
Стальная спинка,
Льняной хвостик,
Всех одевает, а себя никогда. (иголка)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву: (Ы)
Л: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим символам. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука, как символ (буква). Сами придумайте слова с гласными звуками.
Наши символы обозначают какие звуки?
Д: Гласные.
Л: Ребята определите "Где стоит нужный звук?" в слове. (Работа со схемой слова).
• "А" - Автобус, рукА
• "О" - мОст, ОкнО
• "И" - Ира, ИрИс
• "Э" - Эхо, поЭт
• "У" - Утка, рУка
• "Ы" - мЫло. столЫ
Развитие мелкой моторики. Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.
Л: Наши приключения еще не закончились.
Что надо сделать, чтобы увидеть звуки? (нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)
Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.
Л: Найдите на полянке и раскрасьте красным карандашом все гласные, о которые мы сегодня говорили. Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.
Л: Молодцы. Все гласные буквы раскрасили.
Итог занятия
Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали? Почему у вас красные ленточки на руках?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"
Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. Фрукты
Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. ФруктыЦель: Закрепить образ буквы Э. Задачи:- Развитие артикуляционного аппарата.- Развитие слухово...
Конспект НОД логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»
В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: научить детей составлять предложения по картинке и картинно – графическому плану, объединять их в рассказ «Игрушки»; упражнять в ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы. Звуки С,Ш"
Конспект логопедичексого занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы. Звуки С,Ш"...
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Путешествие по кулинарной стране"
В данном занятии отражены технологии работы с деть с тяжелыми нарушениями речи....