Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кадырова Марият Шапиевна

Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые) определение места звука в слове.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, т. е. последовательность составляющих его звуков. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »


Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»

"Путешествие в страну гласных звуков и букв"

Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э] .

Задачи:

Образовательные:

• Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э] и производить их слухо-произносительную дифференциацию;

• Учить определять гласный звук в начале и середине слова.

• Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

• Закрепить графические образы букв А, У, И, О, Ы, Э.

• Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать фонематическое восприятие и слух;

• Развивать мимическую, артикуляционную и общую моторику.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей уверенность в своих силах, желание выступать перед аудиторией;

• Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Организационный момент.

- Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады. Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная погода. Давайте посмотрим в окно и нахмуримся. Дети нахмуривают брови.

А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Сообщение темы

Л: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали именно красный цвет?

Д: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом и можем тянуть звук как длинную ниточку.

Л: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом

Л: Дети, посмотрите, здесь кто-то плачет. Это Аня, как она плачет, какой гласный звук произносит?

ДГласный звук [а]Логопед предлагает успокоить Аню нескольким детям, пропев звук [а].

Л: Ребята, а это Оля. А плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет, держась за щечку?

ДЗвук [о].

Л: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Д: Тянут ниточку [оооооо].

Л: Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Д: [у]

Л: Давайте погудим громко, а потом тихо.

Д: Произносят звук [у] громко, а потом тихо.

Л: А вот кто приехал к нам на паровозе - жеребенок Искорка. Давайте вспомним, как Искорка зовет маму-лошадь.

Д: длительно тянут ниточку [ииии].

Л: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик. Давайте произнесем имя мальчика и послушаем, какой первый звук в его имени.

Д: Произносят имя мальчика и выделяют первый звук в его имени.

Л: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ]. А мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков.

И вот нам на пути встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мёд.

Мишка жалобно ревет

Ы-ы-ы –

Покусали меня пчелы!

Л: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

ДГласный звук [ы].

Л: Давайте покажем, как медведь ходит по тропинке и ревет. Дети изображают медведя.

Л: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

ДГласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Л: Как называются эти звуки?

ДГласные.

Л: Почему они гласные?

Д: Их можно петь, во рту нет преграды.

Нет для них нигде преграды,

Петь мы эти звуки рады.

ЛГласные звуки очень дружны и ходят, друг к другу в гости. Что же получается, когда они встречаются? Разгадаем загадку!

Звук [А]пришел в гости к звуку [У]. И что же получается?

Д: АААУУУ!

Л: Кто и где так кричит? Сколько звуков мы произнесли? Какой первый, какой второй?

ЛЗвук [У] пришел в гости к [А]. Что получилось?

Д: УУУААА!

Л: Кто так кричит?

Д: Малыш!

Л: Сколько звуков мы произнесли? Какой первый, какой второй?

Звук [И] любит ходить к звуку [А. ] Что получится?. Кто так кричит? (ослик)

Физ. минутка

Расскажу вам по порядку,

Как звуки делают зарядку:

1. Встали ровно, руки вытянули вперед, приготовились: А-А-А / разводим руки в стороны, громко поем/. Сводим руки /тихо поем а-а-а/ Повтор 2 раза.

2. Споём песенку Паровозика: Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произносим звук [У] и выпрямляем руки вперед и вниз.

3. «Закрылись цветочки» – дети принимают исходное положение: приседают на корточки, сложив руки, прижав подбородок к груди.

«Распустились» медленно встаем, произнося гласный [о-о-о], одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой.

4. «Закрылись цветочки» исходное положение. «Распустились», обрадовались солнышку – радостно, с улыбкой поднимают руки высоко над головой (пальцы сжаты в кулак, указательный направлен вверх). Стоя на носочках, тянемся вверх и произносят [и-и-и]).

5. Руки опущены. Произнося гласный [э-э-э], дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

6. Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося, гласный [ы-ы-ы], дети с усилием отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

Л: Молодцы! А мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных звуков.

Что бы попасть в эту страну, надо отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите символ звука или нужную букву.

(Дети отгадывают загадку, определяют первый звук и выбирают символ звука, подходящего к первому звуку отгадки (находят определённую букву).

Загадки:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином (Автобус)

Пыльцу не собирают,

В дом с лёгкостью влетают,

Жало не теряют,

Насекомых поедают! (Осы)

В домике всегда своем,

Даже в гости ходит в нем.

Рожки есть, а не бодает,

Кто к ладошке прилипает?

(улитка) Бежит свинка,

Стальная спинка,

Льняной хвостик,

Всех одевает, а себя никогда. (иголка)

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (эскимо)

Мы слыхали от совы,

Что нету слов на букву(Ы)

Л: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к вашим символам. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука, как символ (буква). Сами придумайте слова с гласными звуками.

Наши символы обозначают какие звуки?

ДГласные.

Л: Ребята определите "Где стоит нужный звук?" в слове. (Работа со схемой слова).

• "А" - Автобус, рукА

• "О" - мОст, ОкнО

• "И" - Ира, ИрИс

• "Э" - Эхо, поЭт

• "У" - Утка, рУка

• "Ы" - мЫло. столЫ

Развитие мелкой моторики. Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки.

Л: Наши приключения еще не закончились.

Что надо сделать, чтобы увидеть звуки(нарисовать, показать, выложить из палочек буквы)

Дети могут самостоятельно выложить гласные буквы из счетных палочек.

Л: Найдите на полянке и раскрасьте красным карандашом все гласные, о которые мы сегодня говорили. Дети работают в индивидуальных тетрадях, затем проверяют, сравнивая с образцом.

Л: Молодцы. Все гласные буквы раскрасили.

Итог занятия

Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы путешествовали? Почему у вас красные ленточки на руках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в страну сказок"

Итоговое занятие с детьми старшей группы по дифференциации звуков [С] и [Ш] в слоге и слове. На занятии используются элементы сказочной терапии. Все задания ребята выполняют, помогая героям сказок пре...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. Фрукты

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Закрепление символа гласного звука [э]. ФруктыЦель: Закрепить образ буквы Э. Задачи:- Развитие артикуляционного аппарата.- Развитие слухово...

Конспект НОД логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну игрушек»

В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: научить детей составлять предложения по картинке и картинно – графическому плану, объединять их в рассказ «Игрушки»; упражнять в ...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы. Звуки С,Ш"

Конспект логопедичексого занятия в старшей группе  по теме "Перелетные птицы. Звуки С,Ш"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе " Путешествие по кулинарной стране"

В данном занятии отражены технологии работы с деть с тяжелыми нарушениями речи....