Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребёнка с ринолалией "Волшебная страна Шипения"
план-конспект занятия по логопедии на тему

Сергеева Екатерина Витальевна

 

Цель:  автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звука «Ш»;
  • Совершенствовать произношение звука «Ш» в слогах, словах, фразах;
  • Выполнить звуко - буквенный анализ слова ШАР
  •  Формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
  • Продолжать учить определять место звука Ш в словах.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать речь, мелкую моторику, память, словесно – логическое мышление;
  • Развивать фонематический слух;
  • Закрепление полётности голоса;
  • Развитие процессов словообразования;

 

Оборудование: Музыкальная запись; письмо, волшебная верёвочка с 8 узелками; картинки с изображением названий артикуляционных упражнений; игрушки: солнышко, машинка, кот, книга, петушок;  карточка с изображением колобка, дорожки, домика; письмо; волшебный сундучок, игрушка – змея, воздушный шарик; компьютерная игра «Игры для тигры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГУ ЯО Рыбинский Реабилитационный центр «Здоровье»

 для детей и подростков с ограниченными возможностями

Конспект открытого индивидуального

логопедического занятия для ребёнка с ринолалией

(автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах)

Подготовила и провела учитель логопед Сергеева Е.В.

Июнь 2011год

Цель:  автоматизация звука «Ш» в слогах, словах фразах.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений для звука «Ш»;
  • Совершенствовать произношение звука «Ш» в слогах, словах, фразах;
  • Выполнить звуко - буквенный анализ слова ШАР
  •  Формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
  • Продолжать учить определять место звука Ш в словах.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать речь, мелкую моторику, память, словесно – логическое мышление;
  • Развивать фонематический слух;
  • Закрепление полётности голоса;
  • Развитие процессов словообразования;

Оборудование: Музыкальная запись; письмо, волшебная верёвочка с 8 узелками; картинки с изображением названий артикуляционных упражнений; игрушки: солнышко, машинка, кот, книга, петушок;  карточка с изображением колобка, дорожки, домика; письмо; волшебный сундучок, игрушка – змея, воздушный шарик; компьютерная игра «Игры для тигры». 

Ход занятия:

Организационный момент

 - Руслан, сегодня к нам пришло письмо. Жители волшебной страны,  Шипении, просят нас о помощи. Злая волшебница заколдовала царицу волшебной страны – Скоропею. Чтобы её расколдовать, нужно выполнить много сложных заданий. Ты готов?

 - Да.

- Хорошо. С собой возьмём волшебную верёвочку. Мы будем выполнять задания, и развязывать узелки, а помогать нам в этом будет звук «Ш». А теперь в путь.

1.- Внимательно послушай первое волшебное задание. На столе лежат картинки, отбери только те, которые помогают язычку, губам правильно произнести звук «Ш» (Ребёнок отбирает картинки и показывает артикуляционные упражнения). На что похож звук «Ш»? (на шелест листвы, на шум леса).

- Ты выполнил первое задание, молодец! Развязывай первый узелок и одновременно произноси звук «Ш».

2.- Чтобы следующий узелок развязать, нужно произнести заклинание. Ребёнок повторяет движения за логопедом -  поднимает руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырех слогов:

шта – што – шту – шты

шпа – шпо – шпу – шпы

шка – шко – шку – шкы

шва – шво – шву – швы

- Умница! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

3. - Сейчас мы поиграем в игру - «Скажи по-другому». Назови слово так, чтобы в нём появился звук «Ш». Например:  окно – окошко.

Автомобиль – машина

Медведь – мишка

Кот – кошка

Петух – петушок

Солнце – солнышко

Камень – камешек  

- Замечательно, развязывай третий узелок, не забывай шипеть.

4. - В волшебном лесу живёт колобок, соскучился он по бабушке и  дедушке. Помоги колобку добраться до их домика. Ведём пальчик по дорожке и поём песенку АААА, ОООО, УУУУ, ЫЫЫЫ, ИИИИ, ЭЭЭЭ! (карточка с изображением колобка, дорожки, домика.)

- У тебя здорово получилось! Развязывай узелок и не забывай шипеть.

5. - Руслан, как ты думаешь, можно показать шарик руками? Давай, попробуем!  Проводится пальчиковая гимнастика “Надуй шарик”. (Логопед  читает стишок, а ребёнок выполняет движения). Гимнастика проводится 2–3 раза).

 

Надуваем быстро шарик.

 Он становится большой.

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

 Стал он тонкий и худой.

Все пальцы обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками.

В этом положении дуть на них,

При этом пальчики принимают форму шара.

Воздух “выходит” (произносится звук “ш”), и пальцы принимают

исходное положение.

Ты справился и с этим заданием, развязывай узелок.

6.-  А у нас ещё одно письмо, от Кота Матроскина,   Дяде Федору. Послушай, всё ли он правильно написал?

Мышка поймала кошку.

Шоссе едет по машине.

Каша любит Машу.

Уши и шея моют Мишу.

Мешок несёт мышонка.

- Очень хорошо! Развязывай узелок.

7.- Сейчас я предлагаю тебе выполнить задание на компьютере. Определи место звука «Ш» в словах. Размести картинки по вагонам: если звук «Ш» находится в начале слова, тогда откладывай картинку в первый вагон, если звук «Ш» находится в середине слова – во второй вагон, если звук «Ш» находится в конце слова, в последний вагон.  (комп. Игра «Игры для тигры»).

- Ты прекрасно справился с этим заданием, развязывай предпоследний узелок.

8. - Отгадай загадку:

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Воздушный шар)

- Правильно, это шарик или по-другому -  воздушный шар. Выложи на магнитной доске слово шар. А теперь выложи звуковую схему этого слова.

(Вопросы: сколько звуков в слове шар? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов?)

- Умница! У нас на верёвочке остался последний узелок, развязывай его скорей!

Послушай, кто-то шипит. По-моему, звук раздаётся из волшебного сундучка. Давай посмотрим, кто там? Логопед достаёт из волшебного сундучка змею Скоропею и воздушный шарик, на котором написана буква Ш.

- Вот мы и расколдовали царицу волшебной страны – змею Скоропею. В подарок она дарит тебе воздушный шар.

Итог занятия:

Сегодня были мы в лесу

Узнали леса тишину.

Тихий шёпот деревьев.

Нежный шелест листвы –

Всё это проявление звука «Ш».

Побудь же в сказочном лесу,

И не во сне, а наяву.

Хоть не волшебник ты,

Но сказочный герой.

И леса понимаешь разговор.

Звук «Ш» произнеси протяжно, строго,

И губы плавно округли,

И язычок свой «чашечкой» оформи,

И зубки как ворота разомкни.

Вот хорошо, ведь ты – герой!

Теперь звук «Ш» живой, он твой.

Бери его и береги.

Он леса шум и шум листвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия в рамках ресурсного центра. Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах, слогах, предложениях»

Цели:1.                Коррекционно – образовательные:- Закрепить произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия для ребенка с РАС.

Конспект открытого логопедического занятия. Формирование речевых навыков через эмоциональное вовлечение у детей с расстройством аутистического спектра....

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по постановке звука [с]

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Продукты»

Представлен конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ.Отражен метод "глобального чтения"....

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с детьми 6-7 лет «Путешествие в город правильной речи» на логопедическом пункте детского сада.

Цель: Формирование у детей словарного запаса, достижение умения изъясняться полными предложениями и выражать свои мысли....