Конспект логопедического занятия в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну звуковичков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект итогового   занятия по обучению грамоте  в старшей логопедической группе   «Путешествие в страну Звуковичков»

   Программное содержание:

Закрепить знания детей о   гласных и согласных звуках, умение давать качественную характеристику звукам, учить дифференцировать  звуки по способу образования.

 Упражнять в выделении гласных и согласных звуков из состава слова, чтении слоговых таблиц.

 Развивать     слуховое и зрительное внимание, фонематический слух,    мелкую моторику пальцев рук.

 Воспитывать   желание работать в коллективе,  доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

 Оборудование:

  Переносная магнитная доска , аудиозапись «Финская полька», сюжетно-ролевая  игра «Магазин», «Волшебный мешок», игрушки: матрешка, мозаика, неваляшка,  пчелка Майя, машина, утка.

Демонстрационный материал:

Сюжетные картины «Королева Гласных», «Змей Горыныч», «Царевна –Несмеяна», Звуковички, слоговые таблицы для чтения    

Раздаточный материал:  баночки с фишками, д/и «Дельфины», «Кошельки», блюдце с каучуковым мячиком

 Предварительная работа логопеда и воспитателя: изготовление раздаточного и демонстрационного материала

Предварительная работа с детьми:

 Дидактические игры: «Узнай звук»,   «Кто лишний», «Поймай и назови»,       разучивание  с пальчиковой гимнастики с мячом.  

Индивидуальная работа с детьми до занятия: С Амалем, Тимуром, Айнуром – выделение звуков из состава слова

Индивидуальная работа с детьми на занятии: следить за правильным произношением звука  Р у Данияра, Руслана, Ромы.

Структура занятия:

  1. Вводная часть: 2 мин.
  1. Упражнение «Сказка начинается…»
  1. Основная часть: 20 мин.
  1. Дидактическая игра  «Какой звук я загадала?»
  2. Дидактическая игра «Кто пропустит звуки?»
  3. Дидактическая игра «Волшебные слова»
  4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
  5. Динамическая пауза. Координация речи с движением
  6. Звуковой анализ
  7. Дидактическая игра «Место звука в слове»
  8. Пальчиковая гимнастика с каучуковым мячом
  9. Упражнение «Слоговые дорожки»
  1. Заключительная часть: 3 мин
  1. Подведение итогов занятия
  2. Педагогическая оценка деятельности детей

Ход занятия:

  1. Вводная часть:

Цель: создание эмоционального настроя, положительной мотивации к занятию

Упражнение «Сказка начинается…»

Логопед: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

 Сегодня я расскажу вам сказку. В одном Волшебном  королевстве жили Звуковички. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? Дети: Гласные

Логопед:  Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки?

Дети:  Согласные

  1. Основная часть:
  1.  Дидактическая игра  «Какой звук я загадала?» (Дети садятся на ковер перед переносной магнитной доской)

Логопед:  А теперь попробуйте назвать эти звуки:

Этот звук тянется, поется, его мы произносим на приеме у врача

Дети: Звук А

Логопед: Этот звук тянется, поется, обозначается красной фишкой, его мы произносим, когда удивляемся

 Дети: Это звук О

Логопед: Этот звук согласный, обозначается синей фишкой, его   произносит корова, когда мычит

Дети: Это звук М

Логопед: Этот звук тянется, поется, его  произносит медведь, когда ревет

Дети: Это звук Ы

Логопед: Этот звук тянется, поется, его мы  слышим, когда гудит паровоз

 Дети: Это звук У

  1. Дидактическая игра «Кто пропустит звуки?»

 Логопед: У Звуковичков   произошло несчастье. Слова заблудились и не могут найти дорогу к себе домой. Давайте поможем им найти свои дома. (Обращаю внимание детей на сюжетные картины на магнитной доске). Королева пропустит только те слова, которые начинаются на гласный звук, а Змей Горыныч – на согласный.

Логопед: Кто пропустит слово «автобус»?

Дети: Королева Гласных, потому что первый звук -гласный А

Логопед: В какое королевство побежит мышка?

Дети: В Королевство  Змея Горыныча, потому что первый звук -согласный М

Логопед: Кто пропустит слово «ослик»?

Дети: Королева Гласных, потому что первый звук -гласный А

Логопед: Кто пропустит слово «муравей»?

Дети: Змей Горыныч, потому что первый звук -согласный М

Логопед: Куда ползет улитка?

Дети: К Королеве Гласных, потому что первый звук -гласный У

Логопед: Кто пропустит слово «индюк»?

Дети: Королева Гласных, потому что первый звук -гласный А

Логопед: В какое королевство побежит носорог?

Дети: В Королевство  Змея Горыныча, потому что первый звук -согласный Н

Логопед: Скоро Новый год, в какое королевство пойдет это слово?

Дети: В Королевство  Змея Горыныча, потому что первый звук -согласный Н

  1. Дидактическая игра «Волшебные слова»

 Логопед:  Наша сказка продолжается. Однажды Звуковички полетели и оказались перед воротами красивого замка. Интересно, кто же там живет? Чтобы ворота открылись, нужно сказать волшебные слова. Внимательно слушайте и повторяйте:

Дети: (по очереди)

дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак

ап-ту-гва, му-ту-кву, ма-ма-на

Логопед: Кто же живет в этом прекрасном замке? (выставляю сюжетную картину)

Дети: Царевна - Несмеяна

Логопед: Да, ребята, в этом замке живет царевна Несмеяна, она ноет и плачет. Чтобы развеселить ее, давайте приготовим для нее подарки и отправимся в магазин (Дети садятся за столы и берут кошельки, выполненные в технике «оригами», затем по очереди подходят к магазину, выбирают игрушку, расплачиваются синей фишкой, если первый звук в слове согласный, красной - если первый звук гласный)

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Ребенок: Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте! Что ты хочешь купить для царевны-Несмеяны?

Ребенок: Матрешку.

Логопед: Какую денежку дадите?

Ребенок: Синюю денежку, потому что в слове «матрешка» первый звук – согласный М

Ребенок: Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте! Что ты хочешь купить для царевны-Несмеяны?

Ребенок: Утку.

Логопед: Какую денежку вы приготовили?

Ребенок: Красную, потому что в слове «утка» первый звук – гласный У

(Аналогично покупаются игрушки: мозаика, неваляшка,  пчелка Майя, машина, апельсин).

Логопед: Давайте все ваши подарки сложим мешок и отнесем царевне-Несмеяне.

Логопед: Не развеселить    нам Несмеяну, опять она капризничает, придется нам потрудиться. Давайте для начала отдахнем.

  1. Динамическая пауза.   Координация речи с движением: (Включается аудиозапись «Финская полька»)

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

  1. Звуковой анализ

Логопед:  Раскапризничалась Несмеяна, опять говорит: « НУ, не хочу!»

НУ – сколько звуков сказала Несмеяна?

Дети: Два

Логопед: Назовите первый звук

Дети: Первый звук Н

Логопед: Назовите второй звук

Дети: Второй звук У

Логопед:     А теперь выложите это слово фишками (дети выполняют)

Логопед:     Ой, ребята, кажется Несмеяна заулыбалась. Не ожидала она, что вы так ловко справитесь с этим заданием.

  1. Дидактическая игра «Место звука в слове»

Логопед:    Ребята, Несмеяна хочет проверить,  сможете ли вы догадаться, где находится звук Н в словах?

Дети: Конечно, сможем!

Логопед: Будьте внимательны. Где слышится звук Н в слове «нож»?

Дети: Звук Н находится в начале слова.

Логопед: Где слышится звук Н в слове «телефон»?

Дети: Звук Н находится в конце слова.

(Аналогично разбираются слова: нос, мандарин, телефон, ножницы, слон)

  1. Пальчиковая гимнастика с каучуковым мячом

 Логопед:   Нам уже возвращаться домой. Сначала побежали наши пальчики (Дети на блюдце по кругу катают мячик, начиная с указательного пальчика)

  1. Упражнение «Слоговые дорожки»

Логопед:  А дальше, дорожку будете выбирать сами (вывешиваю слоговые таблицы, дети по очереди выходят, выбирают и читают)

                        МА                  НА

                        МУ                НУ

                        МО                НО

                        МЫ                НЫ

 Логопед:  Какую дорожку выберешь? Правую, левую?

Ребенок: Правую (читает)

 

Ш. Заключительная часть: подведение итогов занятия, педагогическая оценка деятельности детей

Логопед:  Тут и сказке конец, кто старался молодец!

 Что понравилось на занятии? Что запомнилось?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: «Животные Жарких стран» (старшая группа)

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Животные жарких стран».Задачи:1. Коррекционно-образовательные- активизировать  словарь по тем...

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе «В стране Здоровья».

Обобщить и систематизировать знания детей о правилах здорового образа жизни...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков »

Обучение звуковому анализу слова предполагает определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягки...

Открытое логопедическое занятие в старшей группе "В стране красивой речи"

Открытое логопедическое занятие в старшей группе«В стране красивой речи»Составлен  учителем-логопедом  МДОУ ЦРР  «Павлово-Слободский» №14-1Некрасовой Юлией Юрьев...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Наша страна"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: ”Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи.

Закреплений знаний по разделам "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоте","Лексико-граматической категории", "Связная речь"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе " Путешествие по кулинарной стране"

В данном занятии отражены технологии работы с деть с тяжелыми нарушениями речи....