Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у обучающихся с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu_zvukov.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №90»
муниципального образования города Братска
Конспект логопедического занятия
на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков»
в группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Подготовила: Минина Л.А., учитель-логопед,
г. Братск, 2023
Цель: создать условия для разностороннего развития детей с ТНР.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятия «звук», «буква», «гласный», «согласный», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
- формировать умение опознавать и различать фонемы по твердости – мягкости, по звонкости – глухости;
- формирование умения различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению.
Коррекционно-развивающие:
- формировать артикуляторные умения и навыки;
- развивать слуховое внимание и творческое воображение в процессе восприятия музыки; память, мышление.
- развивать мелкую моторику;
- снижение психоэмоционального напряжения.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать умение уважительно относиться к мнению других.
Оборудование: сундучок, предметы: зеркало, варежки 6 штук (красный - 2, синий -2, зелёный -2), кубик, ватка, колокольчик, буква), колокольчики по количеству детей, мяч, мешочек с горохом и буквами, аудиозапись песни «Гномы, гномы», схемы артикуляции губ гласных звуков, карточки «Весёлые певцы», подносы со шнурками, палочками, камушками по количеству детей, презентация Power Point «Путешествие в волшебную Страну звуков», кружочки.
Предварительная работа: повторить с детьми схемы, обозначающие гласные, согласные, твердые, согласные мягкие, глухие и звонкие звуки. Подготовить оформление зала (деревья, листья).
Ход занятия:
1. Упражнение «Наши помощники» (педагог-психолог)
Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.
- Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладошками с (имя): доброе утро, (имя)!
- Замечательно! Присаживайтесь на кружочки!
2. Сообщение темы занятия:
СЛАЙД 2 (звук плача)
- Ой, ребята, вы слышите… Что это? (кто-то плачет)
- Действительно, кто-то плачет. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку:
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: это...(гном)
СЛАЙД 2 (грустный Гном)
- Посмотрите на гномика. Какое у него настроение? (грусть)
- А почему наш Гномик грустный, как вы думаете? (ответы детей)
- Предлагаю узнать, что же у него случилось?
СЛАЙД 3 (аудиозапись голоса Гнома)
«Дорогие ребята, мои друзья-гномики очень скоро пойдут в Волшебную школу, а меня не берут. В нашем Волшебном садике я только любил играть, но не заниматься. Я не научился тому, что должен знать и уметь каждый Гномик при поступлении в Волшебную школу. Что делать, я не знаю»
- Ребята, кто хочет помочь нашему гостю пойти в Волшебную школу для Гномов? (ответы детей)
- Как мы можем тебе помочь?
СЛАЙД 4 (аудиозапись голоса Гнома)
«Нужно найти в Волшебной стране звуков мой сундучок. В нём находятся предметы, с помощью которых я получу знания и умения, необходимые мне в Волшебной школе».
- Вспомните, что мы для этого должны сделать? (найти сундучок с предметами)
- Для того, чтобы попасть в волшебную страну, нам надо найти себе удобное место на ковре и лечь на спину, закрыть глаза, два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, и внимательно слушать мой голос. (Дети в свободной позе лежат на ковре, в это время учитель-логопед расставляет осенние деревья, листья, шишки).
СЛАЙД 5 (звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса» и картинка «Осенний лес»)
- Представьте себе осенний золотой лес. Кроны деревьев раскрашены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. На земле, ковром стелясь, опадают красные, желтые, бурые, золотистые листья. Вы слышите шелест и шорох листвы, шептание ветра. Вы слышите пение птиц. Они готовятся улететь в тёплые края. В лесу так спокойно, так хорошо… Это осени цвета, а осенняя природа – это просто красота. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо…
- А теперь открываем глаза, потянулись, встаем потихоньку. Посмотрите вокруг, вот мы и попали в сказочный лес волшебной Страны звуков.
СЛАЙД 6 (Гном на фоне осеннего леса)
(дети ходят вместе с педагогом, осматривают оформление зала)
– Оглянитесь вокруг деревья, ели, над головой светит солнышко, а на тропинках под ногами шишки и листва. Мы оказались в настоящем лесу.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
Значит наш лес какой? (Осенний)
Деревья какие? (Осенние)
Солнышко какое? (Осеннее)
- Ребята, Гномик вам напоминает, что наш лес находится в волшебной стране звуков. Здесь можно услышать много разных звуков.
3. Игры с сундучком Гномика-Звуковичка.
- Послушайте, кажется, какие-то звуки?
СЛАЙД 7 («Гномики-Звуковички» (красный, зеленый) и аудиозапись звона колокольчиков)
- Да это же друзья нашего героя - Гномы-Звуковички, собирают свои сундучки в Волшебную школу.
- Посмотрите на гномиков внимательнее, какое настроение у них? (ответы детей)
- Ребята, вы не забыли, зачем мы здесь? (ответы детей)
Коммуникативная игра «Тропинка»
- Я предлагаю вам, отправится по тропинке в поисках сундучка нашего Гномика-Звуковичка. Для этого внимательно послушайте правила путешествия по тропинке, ведь она не простая, а волшебная.
Возьмитесь за руки и по команде «гуляем» - идете по кругу;
По команде «Тропинка» - кладёте руки на плечи впереди стоящему и наклоняете головы вниз.
По команде «Копна» - поднимаете руки над головой.
По команде «Кочки!» - все приседают.
- Молодцы! Вот мы и пришли. Где же сундучок? (дети находят сундучок под деревом)
СЛАЙД 8 (картинка - Сундучок).
- Ребята, сундучок мы нашли, давайте посмотрим, что в нём? Присаживайтесь на свои кружочки. (открываем сундучок)
- В сундучке самые любимые предметы Звуковичков. Но наш Гномик не знает, для чего эти предметы, что с ними нужно делать? Он просит научить его.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Педагог достаёт из сундучка зеркало:
- Ребята, что это? (зеркало)
- Что с помощью зеркала можно делать? (гимнастику для язычка)
- Для чего нужно делать гимнастику? (ответы детей)
- Вы готовы научить Звуковичка делать гимнастику для язычка?
СЛАЙД 9 (аудиозапись песни «Гномы, гномы»)
Дети по показу учителя-логопеда выполняют артикуляционную гимнастику под музыку (движения рук и язычка)
Артикуляционные упражнения:
- «Окошко»
- «Качели»
- «Часики»
- «Вкусное варенье»
- Чему мы сейчас научили Гномика-Звуковичка? (ответы детей)
Беседа «Гласный, согласный»
- Предлагаю посмотреть, что ещё есть в сундучке? (учитель-логопед достаёт варежки 3-х цветов)
- Что это? Каких цветов они? Почему в сундучке лежат варежки именно этих 3-х цветов?
- Что эти цвета могут обозначать? (звуки)
- Какие звуки обозначает варежка красного цвета? (гласные)
- Какие звуки обозначает варежка синего цвета? (согласные, твёрдые)
- Какие звуки обозначает варежка зеленого цвета? (согласные, мягкие)
- Чем отличия гласные от согласных звуков? (Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык)
- Возьмите себе каждый по одной варежке любого цвета. Наденьте варежку на руку и поднимите её вверх. (дети берут по 1 варежке из мешочка).
Игра «Ушки на макушке»
- Чтобы в сказочной стране звуков не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки и поиграем с Гномиком в игру «Ушки на макушке».
- Для этого я предлагаю вам объединиться в пары по цвету варежки.
- Гномик-Звуковичок будет называть вам звуки, слоги, слова, а вы должны внимательно слушать, определить, какой первый звук назвал Гномик и поднять варежку нужного цвета.
Аудиозапись голоса Гнома-Звуковичка:
Звуки: СЛАЙД 10, СЛАЙД 11, СЛАЙД 12, СЛАЙД 13, СЛАЙД 14 (пауза)
Слоги: СЛАЙД 15, СЛАЙД 16, СЛАЙД 17, СЛАЙД 18, СЛАЙД 19 (пауза)
Слова: СЛАЙД 20, СЛАЙД 21, СЛАЙД 22
- Ребята, чему мы научили нашего Гномика? (слышать звуки)
Игра «Весёлые певцы»
- Давайте посмотрим, что ещё лежит в сундучке? (Педагог достает и показывает из сундучка схемы артикуляции губ гласных звуков А, О, У, И) (гласные звуки)
- Что означают эти схемы? Назовите, какой гласный звук обозначает большой круг, овал, маленький круг?
- Что мы с вами знаем про гласные звуки?
- Ребята, предлагаю поиграть в игру «Весёлые певцы» и научить нашего Гномика петь гласные звуки. (По схемам артикуляции дети догадываются, какой гласный звук «поёт» певец (животное).
- Какие звуки пели «Весёлые певцы»? (Гласные)
Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой»
- В сундучке, ребята, есть еще что-то. (достает колокольчик)
- Кто догадался, что может обозначать колокольчик? (звонкий звук или глухой)
- Как определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет)
- Предлагаю научить Гномика различать звонкие и мягкие согласные звуки и поиграть в игру «Звонкий-глухой».
Учитель-логопед раздает колокольчики:
- Я произнесу звук, а вы если звук звонкий, позвените колокольчиком, а если звук глухой, то колокольчик молчит.
Игра в мяч «Твердый-мягкий»
- Ребята, а сундучок у нас ещё не пустой. Открываем? (открывает сундучок и достает кубик и вату):
- Что могут обозначать эти предметы? (твёрдые и мягкие звуки)
- Предлагаю научить Гномика различать согласные звуки по твёрдости-мягкости?
- Я буду бросать мяч и произносить твердый звук (слог), а вы будете возвращать мне мяч, произнося мягкий звук (слог), затем наоборот.
- Молодцы, Гномик уже многому у нас научился.
Игра «Угадай букву»
- Ребята, в сундучке что-то яркое ещё лежит! В нём ….. (открывает сундучок и показывает детям – буквы).
- А на письме как мы обозначаем звуки?
- Что мы можем делать с буквами? (Буквы мы можем видеть, читать, писать)
- Ребята, а звуки мы можем видеть? Почему? (Нет, не можем! Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы)
- Вспомним правило про звуки и буквы. (картинка: звуки мы слышим и произносим. А буквы видим, пишем и читаем)
- Предлагаю поиграть в игру «Угадай букву» и научить Гномика на ощупь угадывать букву. (Дети из мешочка с горохом достают и на ощупь угадывают букву)
- Молодцы! Вам понравилось угадывать буквы?
4. Релаксация «Тихое озеро» (ритуал возвращения из волшебной страны)
СЛАЙД 23 (появляется веселый гномик)
- Наше путешествие по сказочной Стране звуков заканчивается. Мы многому научили Гномика-Звуковичка. Посмотрите, какое настроение теперь у нашего гостя? (ответы детей)
- Как вы думаете, сможет теперь Гномик пойти в Волшебную школу со своими друзьями?
СЛАЙД 24 (аудиозапись голоса Гномика)
«Дорогие мои ребята, спасибо Вам огромное, что научили меня различать, слышать звуки. Теперь я готов пойти в Волшебную школу со своими друзьями. Я приготовил Вам подарок, который оставил в вашем детском саду. До новых встреч»
- Ребята, нам пора возвращаться в наш детский сад, а для этого располагайтесь удобно на кружочках, закройте глаза, расслабьтесь.
СЛАЙД 25 (аудиозапись спокойная музыка)
- Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня.
- Встаньте, взявшись за руки, почувствуйте друг друга, поделитесь своим хорошим настроением с друзьями.
Дети вместе с педагогом произносят все вместе, держась за руки, установку:
«Мы хотим быть умными, сильными, красивыми,
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два три, четыре, пять, будем это исполнять.
Десять, девять, восемь, семь, мы умелые совсем».
5. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Рефлексия:
- Что понравилось больше всего в нашем путешествии?
- Какое задание Вам показалось самым трудным?
- А ты как думаешь?
- Ребята, вы не забыли, что Гномик-Звуковичок оставил нам подарок. Каждый из вас помнит, какую букву он нашёл в мешочке? Посмотрите на тарелочках Гномик оставил для вас разный материал: это и камешки, шнурки, шишки, фигурки. Выложите свою букву из любого материала, которого захотите.
(Дети выполняют задание)
СЛАЙД 26 (Спасибо)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по теме «Зима. Зимние забавы» с детьми старшей группы компенсирующей направленности с ОНР.
Конспект составлен воспитателем высшей квалификационной категории Ибрагимовой Н. В.НОД поводили воспитатель Ибрагимова Н.В., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Татаринова Е. Б....
Конспект итогового логопедического занятия по Теме: Путешествие в Волшебную страну «Букваляндию»
Основной целью данного занятия является закрепление знания детей о гласных звуках, их артикуляции, звучании и графическому образуА так же: Развивать фонематический слух, восприятие, мышление творческо...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Овощи".
Коррекционно-развивающее занятие на тему "Овощи"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР старше-подготовительного возраста. Образовательная область "Познавательное развитие". Тема: "Птицы (перелетные, зимующие, домашние)".
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ЗПР старше-подготовительного возраста....
Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в город Цветных палочек» в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет с нарушениями речи
Взаимодействие родителей и детей на открытом мероприятии...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...