ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Андреева Ирина Владимировна

ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_14-16.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                      Утвержден:

                                                                                                                                                                          Приказом СП «Детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                                                   ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

                                                                                                                                                              От «01» сентября 2014г № _______                                                                                                            

                                                                                                                                                Заместитель руководителя

                                                                                                                                                      по дошкольному образованию

                                                                                                                                                        СП «Детский сад «Солнышко»

                                                                                                                                                                           ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево                                

                                                                                                                                                                            ____________________О.Ф.Разинова  

                                                                                                                                                                                 

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Андреевой И.В.

На 2014-2016 учебный год

ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

ЦЕЛЬ: создание необходимых условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к составлению творческих рассказов.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по данной теме;
  • Выявить особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста;
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме;
  • Внедрить систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи в коррекционно-логопедический процесс;
  • Подобрать авторские методики и технологии формирования навыков составления творческих рассказов у старших дошкольников и адаптировать их для работы с детьми с ОНР.
  • Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: профессиональное, методическое.

ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: интернет, методическая литература, журналы, семинары, мастер-классы, НОД коллег, обмен опытом с коллегами.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: открытые занятия, выступления из опыта работы на семинарах.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: разработка методических рекомендаций, публикации в СМИ, размещение методических разработок на сайте СП «Детский сад «Солнышко». Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.

План изучения темы на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Вопросы для изучения

Сроки

Информационные ресурсы

Практический выход

1

Выбор темы.

Определение цели и задач.

Сентябрь

Подбор литературы по теме.

 Обзор информации в интернете по изучаемой теме.

Составление перспективного плана работы по изучаемой теме.

2

Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме

Октябрь

1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979.

2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк:

кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

3.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL7yVJQm

4. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142.

И др…

Разработка рекомендаций для воспитателей

3

Изучение традиционной методики по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказу

Ноябрь

1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред.пед, учеб. заведений. 3-е изд. М., 2000

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984

4.Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982

4. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.

5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29.

И др..

 Пополнение методического и дидактического материала.

4

Выявление особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (традиционная методика)

Декабрь

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL83IJO0

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М., 2004

3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Авт.- сост. Г.В.Чиркина. М., 2008

И др..

Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность в формировании связной речи детей с ОНР

5

Представление научно-методических рекомендаций по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей (5-7лет)

Январь- февраль

1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL87e2XU

2. И др..

Семинар-практикум «Обучение дошкольников составлению творческого рассказа»

6

Разработка и апробация системы приёмов по обучению творческому рассказыванию детей с ОНР в коррекционно-логопедической работе.

Март

1. Аханькова Е.В. Использование приёмов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. Дис…канд. Пед. наук. М., 2004

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В.Волосовец. М, 2007

4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок.). М., 2008

5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. М., 2006

Мастер-класс «Составление творческого рассказа»

7

Проведение диагностики по связной речи в группе компенсирующей направленности

Апрель

1.Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-ая часть). –СПб., 1993

2. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003

Результаты диагностики

8

Результаты самообразования. Составление плана работы на перспективу 2015/16 учебный год.

Май

1.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

2. Гурович Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985.

 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Педагогическое образование. 2009. № 2

4.Авторские методики, разработанные на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ

  1. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm; Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm
  2. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm; Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
  3. Методика создания загадок / Нестеренко А.А. Страна загадок http://www.trizminsk.org/e/23105.htm;
  4. Методика создания сравнений и метафор / Сидорчук Т.А. "Пьём по утрам остаток чёрной ночи" или Три приёма составления метафорhttp://www.trizminsk.org/e/260012.htm

Распространение опыта через СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год...

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.

В логопедическую группу детского сада зачисляются дети  с заключением  «общее недоразвитие речи»,  «дизартрия», «системное недоразвитие речи».Логопедическое и психологическое изучение д...

План работы по самообразованию учителя-логопеда

План работы по самообразованию учителя-логопеда...

План работы по самообразованию учителя-логопеда

Индивидуальная тема самообразования: « Мотивационная готовность дошкольников к школе»....

план работы по самообразованию учителя-логопеда

Хочу поделиться своим планом самообразования на 5 лет...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-логопеда

План работыпо самообразованиюучителя-логопедаМБДОУ детский сад «Колокольчик»Саголаковой Надежды Петровны на 2015–2017 учебный год Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учител...

План работы по самообразованию учителя-логопеда

Тема работы по самообразованию "Применение интерактивных технологий в коррекционно-развивающих занятиях, работе с воспитателями, родителями, с детьми старшего дошкольного возраста" На соврем...