План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

В логопедическую группу детского сада зачисляются дети  с заключением  «общее недоразвитие речи»,  «дизартрия», «системное недоразвитие речи».

Логопедическое и психологическое изучение данных детей выявило неоднородность с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений, обусловленных органическими  поражениями ЦНС. Несформированность всех сторон речи и нарушение интеллекта остро ставит проблему для разработки индивидуального обучения и подбора коррекционных мер в виде создания системы специальных занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию учителя-логопеда

РАЩЕПКИНОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ

на 2015 – 2016 учебный год.

Тема: «Развитие перцептивных процессов у детей с   системным недоразвитием речи, ОНР II уровня  в рамках реализации инновационного проекта  художественно-эстетической деятельности с детьми  логопедических групп «Радуга фантазий»

 

   Исходные теоретические положения

В логопедическую группу детского сада по направлению ПМПК зачисляются дети  с заключением  «общее недоразвитие речи»,  «дизартрия», «системное недоразвитие речи».

Логопедическое и психологическое изучение данных детей выявило неоднородность с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений, обусловленных органическими  поражениями ЦНС. Несформированность всех сторон речи и нарушение интеллекта остро ставит проблему для разработки индивидуального обучения и подбора коррекционных мер в виде создания системы специальных занятий. Детям требуется дополнительная  (сверхпрограммная) пропедевтическая работа, организуемая в виде дополнительных занятий, нацеленных на преодоление трудностей  через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций. 

Идея

Необходимо подобрать походы к перцептивному развитию детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения по следующим направлениям:

  • Развитие моторики, графомоторных навыков;
  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Кинестетическое и кинетическое развитие;
  • Восприятие формы, величины, конструирование предметов;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие слухового восприятия;
  • Восприятие пространства;

Объект 

  • Изучение материалов научных исследований по теме;
  • Изучение и анализ особенностей развития сенсорной сферы у детей с речевыми нарушениями.

Предмет

  • Разработка курса коррекционных занятий с методическими рекомендациями по развитию перцептивной сферы.
  • Создание коррекционно-развивающей среды для занятий.

Цель 

Коррекция перцептивной сферы детей с речевыми нарушениями.

Задачи

Создать и организовать условия для:

  • Предметно-практической среды;
  • Музыкально-ритмической и изобразительной деятельности;
  • Различного рода упражнений и игр;

Гипотеза 

При создании определенных условий можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить определенные стороны сенсорики ребенка, а, следовательно,  и формирование речи.

            Этапы

  • Диагностический  01.09.2015г. – 15.09.2015г.;
  • Прогностический  16.09.2015г. – 30.09.2015г.;
  • Обучающий  (практический, обобщающий, внедренческий) 01.10.2015г. – 15.05.2016г.;
  • Диагностический  16.05.2016г. – 31.05.2016г.

 Содержание, методы,  необходимые условия организации работ

  • Беседа с родителями детей, сбор анамнестических данных, анализ раннего развития по  данным амбулаторных карт;
  • Наблюдение за детьми на занятиях, играх, взаимодействие между собою, взрослыми и иных видах деятельности;
  • Осуществление разработки, модификации; подбор диагностических методик;
  • Обследование с использованием различных  модификаций методик в соответствии с возрастом детей и поставленных задач (обследование должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке);
  • Заполнение протоколов наблюдений;
  • Изготовление материалов к диагностическим методикам;
  • Планирование  курсовой подготовки по данной проблеме.  

Прогнозируемые результаты по каждому этапу

Этапы

Содержание работы

Методы

Прогнозируемые результаты

Средства контроля

1. Диагностический

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.

 2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования.

3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.

4. Мониторинг детей логопедической группы

Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ.

Создание проекта

Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос

2. Прогностический

1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.

2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных.

5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.

6. Разработка и создание проекта (программы)

Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к региональной культуре Забайкалья.

Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

3. Обучающий

1. Обобщение информационных условий.

2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Радуга фантазий»

3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

5. Разработка электронных игр для самостоятельной работы детей

6. Накопление методического материала.

7. Проведение семинара.

8. Реализация плана работы с детьми

9. Анализ контрольного среза.

10.Сравнительный анализ

Изучение нормативно-правовой литературы

Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

Разработка электронных игр для самостоятельной работы детей

Анализ контрольного среза.

Сравнительный анализ

4. Диагностический

1.Проведение контрольного среза;

2.сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;

3.издание программы и методических рекомендаций по приобщению к региональной культуре детей дошкольного возраста посредством компьютерных технологий;

4. размещение электронного пособия  на  сайте в Интернет.

Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности.

Публикация методических материалов и распространение электронного пособия, создание сайта в Интернет.

проведение контрольного среза;

сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;

  Средства контроля и обеспечение достоверности результатов

  • Мониторинг детей в начале и конце инновационного проекта;
  • Коллективные просмотры обучающих занятий;
  • Подготовить  мастер – класс для воспитателей  и родителей ;
  • Организация выставок творческих работ;
  • Участие в конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского значения.
  • Обобщение опыта на методическом объединении учителей-логопедов ЗМР РТ

Изучение литературы

  1. Борякова  Н.Ю.,Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 1999г.
  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии М.: КНИГОЛЮБ  2007
  3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики СПб.: ДЕТСТСТВО ПРЕСС 2008
  4. Алексеев Ю.Ю. Круговые  терапевтические танцы. Москва.2004.
  5. Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Санкт-Петербург.2004 
  6. Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество М.1993
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М. 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год

План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план работы с родителями группы «Колосок» на 2015-2016 учебный год

Планирование родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий сдетьми на учебный год...

Перспективный план работы с родителями средней группы на 2015-2016 учебный год.

План разработан для работы с родителями на год : учебный год и летний период....

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2015-2016 учебный год

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ будет интересен  всем методистам-логопедам.  Тема методического объединения на год : «Игровые технологии в коррекционно-развивающ...

План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год

План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год...

План работы по самообразованию учителя-логопеда Володькиной Евгении Викторовны ГБОУ школа №842 дошкольное отделение Корпус 137 на 2016-2019 учебные годы.

Цель: сформировать потребность тесного сотрудничества у  родителей с учителем-логопедом для  преодоления речевых расстройств у детей....

План работы по самообразованию учителя-логопеда Запиваловой Светланы Сергеевны МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани на 2022 -2027 учебный год

Тема: Инновационные образовательные технологии  по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.  Актуальность.   Тема...