План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год.
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему
В логопедическую группу детского сада зачисляются дети с заключением «общее недоразвитие речи», «дизартрия», «системное недоразвитие речи».
Логопедическое и психологическое изучение данных детей выявило неоднородность с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений, обусловленных органическими поражениями ЦНС. Несформированность всех сторон речи и нарушение интеллекта остро ставит проблему для разработки индивидуального обучения и подбора коррекционных мер в виде создания системы специальных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию учителя-логопеда
РАЩЕПКИНОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ
на 2015 – 2016 учебный год.
Тема: «Развитие перцептивных процессов у детей с системным недоразвитием речи, ОНР II уровня в рамках реализации инновационного проекта художественно-эстетической деятельности с детьми логопедических групп «Радуга фантазий»
Исходные теоретические положения
В логопедическую группу детского сада по направлению ПМПК зачисляются дети с заключением «общее недоразвитие речи», «дизартрия», «системное недоразвитие речи».
Логопедическое и психологическое изучение данных детей выявило неоднородность с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений, обусловленных органическими поражениями ЦНС. Несформированность всех сторон речи и нарушение интеллекта остро ставит проблему для разработки индивидуального обучения и подбора коррекционных мер в виде создания системы специальных занятий. Детям требуется дополнительная (сверхпрограммная) пропедевтическая работа, организуемая в виде дополнительных занятий, нацеленных на преодоление трудностей через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Идея
Необходимо подобрать походы к перцептивному развитию детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения по следующим направлениям:
- Развитие моторики, графомоторных навыков;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Восприятие формы, величины, конструирование предметов;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие слухового восприятия;
- Восприятие пространства;
Объект
- Изучение материалов научных исследований по теме;
- Изучение и анализ особенностей развития сенсорной сферы у детей с речевыми нарушениями.
Предмет
- Разработка курса коррекционных занятий с методическими рекомендациями по развитию перцептивной сферы.
- Создание коррекционно-развивающей среды для занятий.
Цель
Коррекция перцептивной сферы детей с речевыми нарушениями.
Задачи
Создать и организовать условия для:
- Предметно-практической среды;
- Музыкально-ритмической и изобразительной деятельности;
- Различного рода упражнений и игр;
Гипотеза
При создании определенных условий можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить определенные стороны сенсорики ребенка, а, следовательно, и формирование речи.
Этапы
- Диагностический 01.09.2015г. – 15.09.2015г.;
- Прогностический 16.09.2015г. – 30.09.2015г.;
- Обучающий (практический, обобщающий, внедренческий) 01.10.2015г. – 15.05.2016г.;
- Диагностический 16.05.2016г. – 31.05.2016г.
Содержание, методы, необходимые условия организации работ
- Беседа с родителями детей, сбор анамнестических данных, анализ раннего развития по данным амбулаторных карт;
- Наблюдение за детьми на занятиях, играх, взаимодействие между собою, взрослыми и иных видах деятельности;
- Осуществление разработки, модификации; подбор диагностических методик;
- Обследование с использованием различных модификаций методик в соответствии с возрастом детей и поставленных задач (обследование должно проходить в спокойной, доброжелательной обстановке);
- Заполнение протоколов наблюдений;
- Изготовление материалов к диагностическим методикам;
- Планирование курсовой подготовки по данной проблеме.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу
Этапы | Содержание работы | Методы | Прогнозируемые результаты | Средства контроля |
1. Диагностический | 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы. 2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования. 3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования. 4. Мониторинг детей логопедической группы | Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ. | Создание проекта | Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос |
2. Прогностический | 1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы. 2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы. 3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности. 4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных. 5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента. 6. Разработка и создание проекта (программы) | Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы. | Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к региональной культуре Забайкалья. | Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности. |
3. Обучающий | 1. Обобщение информационных условий. 2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Радуга фантазий» 3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта. 4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей. 5. Разработка электронных игр для самостоятельной работы детей 6. Накопление методического материала. 7. Проведение семинара. 8. Реализация плана работы с детьми 9. Анализ контрольного среза. 10.Сравнительный анализ | Изучение нормативно-правовой литературы | Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей. Разработка электронных игр для самостоятельной работы детей | Анализ контрольного среза. Сравнительный анализ |
4. Диагностический | 1.Проведение контрольного среза; 2.сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза; 3.издание программы и методических рекомендаций по приобщению к региональной культуре детей дошкольного возраста посредством компьютерных технологий; 4. размещение электронного пособия на сайте в Интернет. | Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности. | Публикация методических материалов и распространение электронного пособия, создание сайта в Интернет. | проведение контрольного среза; сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза; |
Средства контроля и обеспечение достоверности результатов
- Мониторинг детей в начале и конце инновационного проекта;
- Коллективные просмотры обучающих занятий;
- Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей ;
- Организация выставок творческих работ;
- Участие в конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского значения.
- Обобщение опыта на методическом объединении учителей-логопедов ЗМР РТ
Изучение литературы
- Борякова Н.Ю.,Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 1999г.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии М.: КНИГОЛЮБ 2007
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики СПб.: ДЕТСТСТВО ПРЕСС 2008
- Алексеев Ю.Ю. Круговые терапевтические танцы. Москва.2004.
- Грёнлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. Санкт-Петербург.2004
- Гройсман А.Л. Психология, личность, творчество М.1993
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте М. 1971
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год
План работы по самообразованию учителя-логопеда на 2012-2013 учебный год...
Перспективный план работы с родителями группы «Колосок» на 2015-2016 учебный год
Планирование родительских собраний, консультаций, совместных мероприятий сдетьми на учебный год...
Перспективный план работы с родителями средней группы на 2015-2016 учебный год.
План разработан для работы с родителями на год : учебный год и летний период....
План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2015-2016 учебный год
План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ будет интересен всем методистам-логопедам. Тема методического объединения на год : «Игровые технологии в коррекционно-развивающ...
План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год
План работы ДОУ с родителями воспитанников на 2015 - 2016 учебный год...
План работы по самообразованию учителя-логопеда Володькиной Евгении Викторовны ГБОУ школа №842 дошкольное отделение Корпус 137 на 2016-2019 учебные годы.
Цель: сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей....
План работы по самообразованию учителя-логопеда Запиваловой Светланы Сергеевны МБДОУ «Детский сад №87 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани на 2022 -2027 учебный год
Тема: Инновационные образовательные технологии по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Актуальность. Тема...