ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-логопеда
материал по логопедии на тему
План работы
по самообразованию
учителя-логопеда
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Саголаковой Надежды Петровны
на 2015–2017 учебный год
Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_logopeda_2015.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя-логопеда
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Саголаковой Надежды Петровны
на 2015–2017 учебный год
Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»
Обоснование выбранной темы.
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. ИКТ Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:
- Мониторинг
- Совместно-практическая деятельность с детьми
- Досуговая деятельность с детьми
- Работа с родителями
- Обмен опытом
Отслеживая результаты детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:
- Звукопроизношение
- Просодика
- Фонематика
- Лексика
В своей работе частично использую такие компьютерные игры, как: Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием звукопроизношения.
План изучения темы.
1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого - педагогиеские основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в ДОУ
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.
Проработанная литература:
1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г
2. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
6. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.
8. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.
9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. – 60с.
10. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся» Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.
11. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. — №
12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), с. 283-285. 13. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” //
План работы на 2015-2016 год
Форма работы | Тема | Сроки |
Сообщение для воспитателей | «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает» | ноябрь |
Сообщение для родителей | «Плюсы и минусы в общении с компьютером» | декабрь |
Открытое занятие для воспитателей | «Путешествие по компьютерной стране» | январь |
Систематизировать практический материал | Развивающие компьютерные игры | В течении года |
Презентация | «Итоги работы логопеда за год» | июнь |
Памятка для родителей | «Правильное использование компьютера ребенком» | февраль |
Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.
Название мероприятия | Тема | Форма работы |
ГАОУ РХ ДПО Хакасский институт развития образования и повышения квалификации | «Использование ИКТ в образовании: web - технологии» | Курсы повышения квалификации СЕРТИФИКАТ |
Еженедельные вебинары на портале «Мерсибо» с ведущим Сусловой Е.А. | Очередная тема в марте «Эффективные методы подготовительного периода в работе над постановкой и автоматизацией шипящих звуков» | Вебинары (еженедельно) СЕРТИФИКАТ |
Муниципальный семинар « Использование современных технологий в коррекционно –образовательной работе учителя – логопеда» | «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, в условиях введения ФГОС» | Выступление с докладом СЕРТИФИКАТ |
Интерактивный педагогический портал Участие в мастер- классе Ведущий Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета: Азова Ольга Ивановна | «Тяжелые нарушения речи и поведения. Взаимодействие специалиста и родителя» | Участие в мастер-классе СЕРТИФИКАТ |
Опубликовала учебно-методический материал на сайте PedRazvitie.ru | «Применение информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда ДОУ | Статья СЕРТИФИКАТ |
Информационно-образовательный ресурс «Шаг вперед» | Международный конкурс «Логопедические находки» | Диплом |
Всероссийская научно-практическая конференция | «Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования» | Участие в конференции СЕРТИФИКАТ |
Коррекционно-развивающие игры с использованием компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.
Позволяют:
• повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Файлы систематизированы по следующим блокам:
• диагностика (анкеты, тесты);
• отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
• текущие документы: конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
• работа с родителями (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).
В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса.
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http:// http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles
Также сама являюсь активным участникам интернет-ресурсов:
Создан блог «Логопед ДОУ» http://pri15-4.blogspot.com/ Страничка логопеда в сайте ДОУ http://dou-kolokolchik.a2b2.ru/info/ |
e-mail: sagolakova@yandex.ru
Личный кабинет на сайте 1september.ru
Личный кабинет на сайте МААМ.ru
Личный кабинет на сайте МЕРСИБО
На 2016-17 год планирую:
- Приобрести и внедрить компьютерную технологию «Игры для Тигры» -автор –Л.Р.Лизунова.
Эта программа имеет следующие преимущества:
- Повышение мотивации детей(игровая форма, отслеживание динамики, самоконтроль)
- Возможность самореализации детей
- Индивидуализация (учет глубины дефекта)
- Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности)
- Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленного дидактического материала)
- Внедрить в работу систему компьютерных логопедических игр «Домашний логопед», «Учимся правильно говорить» , чтобы не только повысить у детей интерес к выполнению коррекционно развивающих заданий, но и выработать самоконтроль за своей речью, ускорить автоматизацию речевых умений.
- Изучить инновационную технологию А.Сметанкиной «Учимся и оздоравливаемся», «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»), предназначенная для групповой и индивидуальной работы, что позволяет включать в работу всех анализаторные системы, повышая эффективность логопедической работы;
- Разработать систему отслеживания результатов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию учителя-логопеда Чигариной Т.Д. на 2013 -2014 уч.г. По теме "Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста".
Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста....
план по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы: Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...
План по самообразованию учителя-логопеда
Тема: «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...
План по самообразованию учителя-логопеда.
Тема самообразования изучаемая с 01.09.14 по 01.04.15 «Использование пиктограмм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...
План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны
План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет....
План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год
Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...
план по самообразованию учителя-логопеда на тему: «Интерактивные технологии в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
План по самообразованию рассчитан на один учебный год с перспективой на продолжение....