ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ учителя-логопеда
материал по логопедии на тему

Саголакова Надежда Петровна

План работы
по самообразованию

учителя-логопеда

МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Саголаковой Надежды Петровны

на 2015–2017 учебный год

 

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_logopeda_2015.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя-логопеда

МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Саголаковой Надежды Петровны

на 2015–2017 учебный год

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи»

Обоснование выбранной темы.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. ИКТ Поэтому одна из центральных проблем в логопедической работе – это проблема мотивации: как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом. Наблюдая за детьми, поняла, что для них намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Известно, что использование в логопедической работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед. Поэтому цель работы – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий. Исходя из этой цели, выбрала тему самообразования «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи» Работу с применением информационно-компьютерных технологий провожу со всеми участниками образовательного процесса: дошкольниками, их родителями и педагогами. Взаимодействие с ними происходит в пяти направлениях, взаимосвязанных между собой:

  • Мониторинг
  • Совместно-практическая деятельность с детьми
  • Досуговая деятельность с детьми
  • Работа с родителями
  • Обмен опытом

Отслеживая результаты  детей, проводя с ними занятия и развлечения, активно использую презентации, которые разрабатываю самостоятельно. Занятия в детском саду проводятся по лексическим темам, поэтому стараюсь к каждой теме создать презентацию, которая включает в себя различные задания по лексике, грамматике, а также видеофайлы с нужным материалом. Также использую презентации и на групповых занятиях по подготовке к обучению грамоте. Это очень удобно. Если раньше к каждому занятию нужно было искать материал, то сейчас все это содержится в одной презентации. Конечно, используя презентации на занятиях, не забываю про нормы СанПИНа, дозируя материал в нужном количестве и используя упражнения на расслабление глазных мышц, на снятие мышечного напряжения. Но особенно нравится в своей коррекционной работе использовать развивающие компьютерные игры и логопедические программы и игры по блокам:

  • Звукопроизношение
  • Просодика
  • Фонематика
  • Лексика

В своей работе частично использую такие компьютерные игры, как: Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над формированием звукопроизношения.


       
План изучения темы.
1. Основы компьютерной грамотности.
2. Психолого - педагогиеские основы использования компьютерной техники в ДОУ.
3. Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в ДОУ
4. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.
5. Занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.
6. Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.
7. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.


     
Проработанная литература:

1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

2. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

6. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
7. Жукова Н. С., Мастюкова Р. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. — 239 с.; ил.

8. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.

9. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»: Учебно-методическое пособие/Изд. 2 доп. и перераб. – Пермь, 2013. – 60с.

10. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся» Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.

11. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. – 2006. — №

 12. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), с. 283-285. 13. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры” //

План работы на 2015-2016 год

Форма работы

Тема

Сроки

Сообщение для воспитателей

«Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает»

ноябрь

Сообщение для родителей

«Плюсы и минусы в общении с компьютером»

декабрь

Открытое занятие для воспитателей

«Путешествие по компьютерной стране»

январь

Систематизировать практический материал

Развивающие компьютерные игры

В течении года

Презентация

«Итоги работы логопеда за год»

июнь

Памятка для родителей

«Правильное использование компьютера ребенком»

февраль

      Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой, накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.

Название мероприятия

Тема

Форма работы

ГАОУ РХ ДПО Хакасский институт развития образования и повышения квалификации

«Использование ИКТ в образовании: web - технологии»

Курсы повышения квалификации СЕРТИФИКАТ

Еженедельные вебинары на портале «Мерсибо»  с ведущим Сусловой Е.А.

Очередная тема в марте

«Эффективные методы подготовительного периода в работе над постановкой и автоматизацией шипящих звуков»

Вебинары (еженедельно) СЕРТИФИКАТ

Муниципальный семинар « Использование современных технологий  в коррекционно –образовательной работе учителя – логопеда»

«Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, в условиях введения ФГОС»

Выступление с докладом СЕРТИФИКАТ

Интерактивный педагогический портал

Участие в мастер- классе

Ведущий Кандидат педагогических наук доцент кафедры логопедии Московского психолого-социального университета: Азова Ольга Ивановна

«Тяжелые нарушения речи и поведения. Взаимодействие специалиста и родителя»

Участие в мастер-классе СЕРТИФИКАТ

Опубликовала учебно-методический материал на сайте PedRazvitie.ru

«Применение информационно-коммуникативных технологий в работе логопеда ДОУ

Статья

СЕРТИФИКАТ

Информационно-образовательный ресурс

«Шаг вперед»

Международный конкурс

«Логопедические находки»

Диплом

Всероссийская научно-практическая конференция

«Инновационные подходы к обучению в условиях модернизации системы образования»

Участие в конференции

СЕРТИФИКАТ

       Коррекционно-развивающие игры с использованием  компьютера делают обучение интересным, увлекательным, развивающим.

Позволяют:

повышать речевую мотивацию;
• повышать скорость запоминания и улучшать речевое продуцирование;
• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
• автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

      Файлы систематизированы по следующим блокам:
диагностика (анкеты, тесты);
• отчетная документация (график работы, расписание занятий, перспективные и календарные планы работы, бланки отчетности за год, выступления на педсоветах и методических объединениях);
• текущие документы: конспекты занятий, тематически планы, консультации, индивидуальные карточки для детей, задания для детей по подгруппам и др.);
• работа с родителями (памятки, анкеты, консультации, материалы к родительским собраниям).


   
В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
www. iteach . ru
http://www.solnet.ee
http://www.detsat.ru
http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
http://
http://www.logopedia.ru
http:// festival .1 september. ru / articles

Также сама являюсь активным участникам интернет-ресурсов:

Создан блог «Логопед ДОУ»  http://pri15-4.blogspot.com/   

Страничка логопеда в сайте ДОУ http://dou-kolokolchik.a2b2.ru/info/   

e-mail: sagolakova@yandex.ru 

Личный кабинет на сайте 1september.ru

Личный кабинет на сайте МААМ.ru

Личный кабинет на сайте МЕРСИБО

На 2016-17 год планирую:

  1. Приобрести и внедрить компьютерную технологию «Игры для Тигры» -автор –Л.Р.Лизунова.

Эта программа имеет следующие преимущества:

  • Повышение мотивации детей(игровая форма, отслеживание динамики, самоконтроль)
  • Возможность самореализации детей
  • Индивидуализация (учет глубины дефекта)
  • Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности)
  • Дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленного дидактического материала)
  1. Внедрить в работу систему компьютерных логопедических игр «Домашний логопед», «Учимся правильно говорить» , чтобы не только повысить у детей интерес к выполнению коррекционно развивающих заданий, но и выработать самоконтроль за своей речью, ускорить автоматизацию речевых умений.
  2. Изучить инновационную технологию А.Сметанкиной «Учимся и оздоравливаемся», «Здоровая Азбука» (компьютерная программа «БОС – Здоровье»), предназначенная для групповой и индивидуальной работы, что позволяет включать в работу всех анализаторные системы, повышая эффективность логопедической работы;
  3. Разработать систему отслеживания результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию учителя-логопеда

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи» Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальц...

План по самообразованию учителя-логопеда

Тема:         «Педагогическая поддержка родителей детей с речевыми ...

План по самообразованию учителя-логопеда.

Тема самообразования изучаемая с 01.09.14  по 01.04.15 «Использование пиктограмм в  работе с детьми старшего дошкольного возраста»Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкол...

План по самообразованию учителя-логопеда Гафаровой Натальи Александровны

План по саморазвитию учителя-логопеда детского сада. Расчитан на 5 лет....

План профессионального самообразования учителя-логопеда Митрошиной Эльвиры Михайловны МБДОУ№12 «Крепыш» на 2015 – 2018 учебный год

Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».Цель: Накопление и систематизация методических материалов и практических пособий по использованию ИКТ ...