Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет работу по профилактики оптической дисграфии. Данные мероприятия направлены на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilenko_i.l._omsk_detskiy_sad_191.doc | 51 КБ |
ilenko_i.l._omsk_detskiy_sad_no191_ovoshchi.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию
лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
Учитель-логопед Ильенко И.Л., БДОУ г. Омска «Детский сад №191 компенсирующего вида».
Тип нод: фронтальное.
Тема нод: Овощи. Пересказ текста «Спор в огороде».
Цель нод: совершенствовать связную речь.
Задачи нод:
Образовательная область «Коммуникация»:
- побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- совершенствовать умение выполнять коллективную работу.
Образовательная область «Социализация»:
- воспитывать умение разрешать конфликтные ситуации;
- воспитывать стремление помогать взрослым;
- совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
- формировать умение пересказывать близко к тексту;
- развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье»:
- развивать координацию речи с движением (физминутка);
- формировать умение выполнять гимнастику для глаз;
- закрепить знания о том, что перед тем, как резать овощи их надо тщательно помыть;
- совершенствовать умение контролировать процессы расслабления и напряжения мышц;
- развивать мелкую моторику рук и мимические мышцы лица.
Образовательная область «Безопасность»:
- воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;
- формировать умение пользоваться ножом (одноразовая посуда);
- формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.
Образовательная область «Познание»:
- расширить кругозор детей по теме «Овощи»;
- закрепить активный словарь по теме;
- формировать умение детей пересказывать текст;
- формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;
- совершенствовать умение использовать в речи предлоги: В, НА, ОКОЛО;
- закрепить умение ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать умение использовать в речи существительные во множественном числе в родительном падеже;
- профилактика оптической дисграфии;
- развивать внимание, логическое мышление.
Образовательная область «Художественное творчество»:
- развивать творческие способности.
Образовательная область «Труд»:
- формировать умение резать овощи;
- формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.
Образовательная область «Музыка»:
- прививать любовь к музыкальным произведениям;
- учить выполнять движения под музыку.
Речевой материал: овощи, помидор, помидоров, морковь, огурец, огурцов, лук, укроп, Пугало. Чучело, хозяйка, аромат, круглый, красный, овальный, полезная, хрустящий, вкусный, лучок, укропчик, зеленый.
Оборудование: предметные картинки (шаблоны овощей), мяч, овощи, видеоматериалы к гимнастике для глаз, ноутбук, прищепки, сказочный персонаж Огородное пугало, разделочные доски, ножи (одноразовые), фартуки, тарелка.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи».
- Посещение огорода на территории детского сада.
- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, с целью углубить знания детей по теме.
- Разучивание стихотворений и загадок по теме.
- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
- Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.
- Объяснение и показ, как надо работать ножом.
Ход нод:
- Оргмомент
- Ребята, какое сейчас время года?
- Верно, осень. Чем заняты люди осенью? (Сбором урожая.)
- Где убирают урожай? (Урожай убирают в огороде.)
- Давайте, отправимся в огород, вдруг кому-нибудь нужна наша помощь!
(Пантомима «В огороде». Стоит взрослый, изображает Огородное пугало и грустно вздыхает.)
Дети шли, шли, шли.
В огород пришли.
Там увидели урода – испугались.
И скорей из огорода.
(Дети выполняют соответствующие словам действия).
- Сообщение темы.
- Дети, кто это так грустно вздыхает? (Огородное пугало.)
- Почему ты такой грустный?
Пугало: - Разве вы не видите, что я стою тут один? Овощи затеяли спор – кто самый лучший, рассорились и попрятались кто куда. Беспорядок в огороде, да и только! Помогите, пожалуйста, вернуть овощи в огород на грядки!
- Поможем, ребята? (Да.)
- Что же надо сделать, чтобы помирить овощи? (Надо им рассказать, что все они нужны и приносят пользу.)
- Правильно! Мы соберем их всех вместе и расскажем им о том, что каждый из них хорош по - своему.
Пугало: - А я вам тоже помогу – подскажу, кто где прячется.
3. Игра «Что где?». (Подходят к столу, на котором лежат карточки. Работа над предлогами.)
- Здесь прячется морковь. Чтобы взять ее с собой, нам надо определить: какие овощи растут В земле, а какие НА земле. (Дети раскладывают соответственно предлогам В(НА) картинки овощей.)
- Какие овощи растут В земле? (Дети по очереди отвечают.)
- Какие овощи растут НА земле? (Дети по очереди отвечают.)
- Вы молодцы! Ребята, а морковь какая? (Вкусная, сладкая, сочная и т.д.)
- Теперь мы можем положить морковь в корзину.
4. Игра «Семена овощей». (Мимические упражнения. Релаксация.)
- А вот и огурец. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли и отметили, какой он. Давайте поиграем. Вставайте в круг.
Один, два, три – вокруг себя повернись
В семена овощей превратись!
- Я превращаю вас в маленькие семена огурца. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки и потянитесь к солнышку. Почувствуйте, как напряжены ваши пальцы, руки. Сильно припекло солнышко и растения завяли. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик и растения опять потянулись к солнышку. Вот и вырос наш огурец!
- Мы передаем Огурец и отвечаем на вопрос: какой он? Последний положит его в корзину. (Огурец зеленый, огурец овальный, огурец сочный и т.д.)
5. Игра «Хвастунишки». (Игра с мячом.)
- Ребята, помидор предлагает нам поиграть с ним в игру «Хвастунишки». Я кидаю мяч и произношу: «В огороде один огурец.». Тот, у кого оказался мяч отвечает: «В огороде много огурцов» и возвращает мяч мне. Готовы?
- Что мы можем сказать о помидоре? (Круглый, сочный и т.д.)
6. Физминутка. Хороводная игра «Чучело» (под музыку).
- Что-то наш друг Чучело заскучал. Давайте его повеселим. Вставайте в круг.
Чучело наскучило
Воробьев пугать,
Очень хочет Чучуло
С нами поиграть.
(Дети под музыку идут по кругу. В центре круга стоит Чучуло.)
Бай-качи-качи-качи
Принесли мы овощи
(Дети хлопают в ладоши.)
С овощами поиграй
Кого хочешь выбирай.
(Чучело с надвинутой шляпой на глаза подходит к ребенку и пытается отгадать, кто перед ним стоит. Если отгадал, то шляпу надевает ребенок и игра продолжается.)
7. Игра «Повара». Экспериментальная деятельность. (Дети подходят к столу.)
- Укроп и лук спрашивают, знаете ли вы, почему их всегда режут мелко в салат, а не кладут целиком. Давайте проведем эксперимент. Подойдите к столу и встаньте так, чтобы всем было видно. (Дети выполняют инструкцию.)
- Вот лук и укроп. Что вы о них можете сказать: какой лук (укроп)? (Зеленый, ароматный и т.д.)
- Сейчас я разрежу их на мелкие части. (Режу.)
- Что изменилось, после того, как я стала резать овощи? (Появился запах лука и укропа.)
- Значит, их в салат их кладут не только потому, что они полезные, а еще и для того, что придать аромат?
8. Игра «Огород». (Игра с шаблонами овощей и прищепками.)
- Вот и собрали мы все овощи.
Пугало: - Помогите им занять свои места, ребята.
- Мы бы рады помочь, да незнаем, где что росло.
Пугало: - А я вам помогу – встану в центр огорода, а вы расставьте их относительно меня. (В зависимости от количества детей можно использовать дополнительно не только картинки Пугала и овощей, но и дом, солнце и т.д.)
- Ребята, Пугало стоит в центре огорода. Слева от Пугала – помидор, справа от Пугала – лук, слева от помидора – огурец, около лука – укроп, справа от укропа Хозяйка, а около огурца – морковь. (Дети дополняют недостающие элементы картинкам и расставляют их соответственно инструкции.)
9. Выполнение гимнастики для глаз. (С помощью презентации на компьютере.)
- Теперь у нас порядок в огороде. Можно и отдохнуть. (Выполняется гимнастика для глаз.)
10. Пересказ текста «Спор в огороде». (С опорой на сюжетную картинку, которую выложили из шаблонов овощей и прищепок.)
Спор в огороде.
Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.
- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!
- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!
- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!
- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть, как ни у кого из вас!
- Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!
Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».
(После работы над текстом, рассказ пересказывают 2-3 ребенка.)
11. Итог.
- Ребята, понравилось вам наше приключение?
- Кому мы помогли?
- Чем мы смогли помочь Пугалу?
- Что нового вы узнали сегодня? (Что лук и укроп режут в салат, чтобы придать аромат.)
- Что особенно вам запомнилось?
- Как вы считаете, кто был сегодня самым лучшим помощником?
- Почему?
12. Игра «Салат». Продуктивная деятельность.
- Вы были молодцы. А сейчас, предлагаю сделать салат из овощей и угостить им ребят в детском саду. Согласны?
(Вместе со взрослыми готовят салат из овощей.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация ...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию лексико - грамматических категорий по теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
Лексическая тема: "Транспорт. Правила дорожного движения"Тема: " Путешествие в Солнечный город"...
Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики
Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....
Конспект в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Безопасная дорога»
Коррекционно-образовательные цели. Цель: Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения на улице.Задачи:Коррекционно-образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме.- Форм...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...