Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию лексико - грамматических категорий по теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Лексическая тема: "Транспорт. Правила дорожного движения"
Тема: " Путешествие в Солнечный город"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 8 «Ладушки»
Конспект открытого занятия на районном методическом объединении в старшей группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи.
Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Тема: «Путешествие в Солнечный город»
Провела: учитель – логопед
Н. В. Ушакова
Луховицы 2016г.
Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи.
Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тема: «Путешествие в Солнечный город».
Области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: обобщать представление детей о разных видах транспорта и безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
- Упражнять в умении различать виды транспорта;
- Практическое употребление в речи существительных в родительном падеже;
- Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок;
- Закреплять умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзом чтобы;
- Закреплять умение детей использовать картинки – символы при определении вида транспорта;
- Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;
Коррекционно – развивающие:
- Развивать умение различать неречевые звуки;
- Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
- Развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики;
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
- Развивать зрительно – пространственное воображение;
- Развивать психические процессы.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать «юного пешехода», понимания ответственности за свою безопасность и безопасность других;
- Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки;
- Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: ИКТ, картинки с транспортом (наземный, воздушный, водный); карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта; 4 – е мольберта; сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный); аэрофломастеры; трафареты.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме транспорт, правила дорожного движения;
- Изучение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети» и тд.
- Чтение художественного произведения Г. Цыферова «Паровозик»;
- Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Зай и Чик»,
Смешарики «Азбука безопасности»;
- Выполнение на занятиях физкультминуток, пальчиковых игр по теме;
- Подвижные игры: «Светофор», «Самолёты», «Поезд»;
- Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик и пешеход»
- Изготовление книжек – малышек по теме;
- Изготовление транспорта из бросового материала;
- Занятие для родителей по ПДД «Школа пешеходных наук;
- Развлечение на тему: «Внимание! Улица!»
- Экскурсия в парк имени Воробьёва.
Ход ООД:
- Организационный момент.
Логопед: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Проходите на ковёр и встаньте в круг. Чтобы наше настроение улучшилось, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Логопед: Ребята, давайте представим, что мы с вами отправляемся на прогулку по улицам нашего города. Назовите улицы нашего города? (дети называют 3 – 4 улицы)
Закройте глаза и представьте, что мы гуляем по городу.
Дети закрывают глаза.
Логопед: Откройте глаза. Когда мы гуляем по городу, то слышим разные звуки. Какие звуки мы услышим сегодня, сейчас узнаем. Слушайте внимательно.
- Звук едущих машин.
Логопед: Что вы слышите? (ответы детей)
- Звук летящего самолёта.
Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)
- Звук скорой помощи.
Логопед: Что вы слышите сейчас? (ответы детей)
- Звук проходящего поезда.
Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)
Логопед: Молодцы!
Входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Почтальон: Ребята, вы из детского сада «Ладушки»?
Дети и Логопед: Да.
Логопед: А вы кто?
Почтальон: Вы меня не узнали?
Дети: Почтальон.
Почтальон: Как хорошо, что я вас встретил. Я направлялся в ваш детский сад, чтоб доставить видео - письмо. Получите, распишитесь. До свиданья.
Дети: До свиданья.
Почтальон отдаёт диск, педагог расписывается и почтальон уходит.
Логопед: Проходите на свои места, будем смотреть видео – письмо.
Логопед: Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой, всё внимание на экран.
Включается видео – письмо. На экране появляются слайды, а логопед в это время читает письмо.
1слайд.
Логопед: Ребята, вы догадались от кого письмо?
Дети: От Незнайки.
Логопед: Слушайте внимательно.
2 слайд.
Дорогие ребята, пишет вам Незнайка.
3 слайд.
Я живу в «Солнечном городе». В нашем городе много различного транспорта.
4 слайд.
Мой друг Знайка придумывает его, а Винтик и Шпунтик собирают транспорт своими руками.
5 слайд.
Транспорт у нас разнообразный, удобный, яркий, современный.
6 слайд.
Он нам очень нравится, и мы с друзьями очень часто на нём катаемся, плаваем и летаем.
7 слайд.
Но правила движения совсем не знали и транспорт наш чудесный весь переломали.
8 слайд.
Помогите, пожалуйста, нам починить транспорт и выучить правила дорожного движения. Верните в наш «Солнечный город» хорошее настроение.
Логопед: Ребята, надо помочь Незнайке и жителям «Солнечного города» вернуть хорошее настроение. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (ответы детей).
Логопед: Давайте покажем, как мы умеем чинить транспорт.
Пальчиковая гимнастика.
Будем транспорт мы лечить. Трут ладошки друг о дружку;
Будем транспорт мы чинить. Сжимают и разжимают ладони;
В руки взяли молоток, Изображают, что берут «молоток»;
Постучали: «Тук, да, ток». Стучат воображаемым молотком;
Мы колёса прикрутили, Вращательные движения кулаками;
Окна щётками помыли, Изображают «дворники»;
Руль крутили влево, вправо, Изображают, что крутят руль;
Починили всё на славу! Сжимают ладони, а большой палец выставляют вверх.
Логопед: Молодцы! Вижу, что все готовы помочь Незнайке. Вы настоящие мастера!
На экране появляются картинки различного транспорта.
Логопед: Назовите транспорт, который летает?
Дети: Самолёт, вертолёт, воздушный шар и тд.
Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?
Дети: Воздушный транспорт.
Логопедом выставляется картинка – символ воздушного транспорта
Логопед: Правильно. Назовите транспорт, который передвигается по земле?
Дети: Легковой автомобиль, грузовик, поезд и тд.
Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?
Дети: Наземный транспорт.
Логопедом выставляется картинка – символ наземного транспорта
Логопед: Молодцы! Назовите транспорт, который передвигается по воде?
Дети: Корабль, лодка, пароход и тд.
Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?
Дети: Водный транспорт.
Логопедом выставляется картинка – символ водного транспорта
Логопед: Молодцы! У вас на столах лежат картинки, с изображением транспорта. Посмотрите на них внимательно. Покажите водный транспорт.
Дети, у кого картинки с водным транспортом поднимают их вверх.
Логопед: Прикрепите свои картинки под символом водного транспорта.
Дети прикрепляют картинки.
Логопед: Что у тебя?
Ребёнок: У меня ….
Логопед: Какой у тебя вид транспорта?
Ребёнок: У меня водный вид транспорта.
Логопед: Покажите наземный транспорт.
Дети, у кого картинки с наземным транспортом поднимают их вверх.
Логопед: Прикрепите его под символом наземного транспорта.
Дети прикрепляют картинки.
Логопед: Покажите воздушный транспорт.
Дети, у кого картинки с воздушным транспортом поднимают их вверх.
Логопед: Прикрепите его под символом воздушного транспорта.
Логопед: Молодцы! Ребята, я предлагаю отправиться в «Солнечный город», чтобы помочь его жителям. Отправимся мы туда на автобусе. Проходите на посадку.
Дети строятся парами друг за другом.
Логопед: Ребята, кто управляет автобусом?
Дети: Автобусом управляет водитель.
Логопед: Что нужно водителю, чтобы управлять автобусом?
Дети: Водителю нужны: руль, коробка передач, права.
Логопед: У меня есть права, значит, я могу управлять автобусом. Пристигните ремни, мы отправляемся в путь.
Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,
И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.
Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками).
Логопед: Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).
Ехали мы, ехали, до города... (доехали),
В ворота... (заехали), вот мы и... (приехали).
Логопед: Молодцы, ребята! Мы приехали в «Солнечный город». А куда же дальше ехать? (растерянный вид). Посмотрите светофоры в городе все сломаны. Ребята, для чего нужны светофоры?
Дети: Светофоры нужны, чтобы правильно переходить дорогу. Светофоры нужны, чтобы не было аварий.
Логопед: Какие сигналы светофора вы знаете?
Дети: Красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди.
Логопед: Молодцы! Всё правильно сказали. Давайте разделимся на ремонтные бригады и починим светофоры. Встаньте тройками.
Дети делятся на тройки.
Логопед: Ваша ремонтная бригада отправляется ремонтировать светофор у больницы. Ваша бригада отправляется к школе. Ваша бригада будет чинить светофор у мастерской. Ну а ваша бригада отправляется ремонтировать светофор у детского сада.
Дети (бригады) расходятся по местам.
Логопед: Чтобы починить светофоры надо правильно расположить сигналы. Приступайте к работе.
Логопед оказывает индивидуальную помощь детям, у которых возникли проблемы с выполнением задания. Ведётся диалог с детьми.
Логопед: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Светофоры отремонтировали, теперь надо починить транспорт. Где можно починить транспорт?
Дети: Транспорт можно починить в автомастерской, гараже, автосервисе.
Логопед: Правильно. Вот и мастерская (логопед показывает мастерскую). Проходите и занимайте места.
Дети проходят за столы.
Логопед: Каждый из вас будет ремонтировать свой вид транспорта «волшебными» фломастерами.
Логопед: Даша, что ты будешь ремонтировать?
Ребёнок: Я буду ремонтировать колесо у машины.
Логопед спрашивает 3 – 4 детей.
Логопед: Прежде чем приступить к ремонту, давайте вспомним правила работы с аэрофломастерами.
Инструкция: Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, возьмите «волшебные» фломастеры. Делаем вдох через нос и плавный выдох на счёт три – четыре через рот. Приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
Логопед: Молодцы ребята, починили весь транспорт, светофоры. Посмотрите на экран, нам пришло сообщение от жителей «Солнечного города».
На экране появляются жители «Солнечного города» и надпись «СПАСИБО!»
Логопед: Ребята, Незнайка и жители «Солнечного города» вас благодарят за то, что вы починили их транспорт.
Логопед: Давайте повторим наш девиз.
Все вместе: Дорожные правила, кто соблюдает,
Тот в беду не попадает!
Логопед: Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.
Дети закрывают глаза и считают до пяти.
Логопед: Откройте глаза. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад. На этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет работу по профилактики оптичес...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.
Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...
Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики
Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....
Конспект в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Безопасная дорога»
Коррекционно-образовательные цели. Цель: Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения на улице.Задачи:Коррекционно-образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме.- Форм...
Конспект в подготовительной к школе логопедической группе по развитию лексико - грамматических категорий по теме «Профессии»
Цель: Совершенствовать знания детей о профессиях.Задачи занятия:Образовательная:• Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме, закреплять умение правильно использоват...
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе Тема "Транспорт" (обобщение)
Формирование лексико-грамматических категирий по теме "Транспорт"...
Конспект группового занятия с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа настоящих космонавтов»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по расширению и активизации словаря по теме: «Космос», совершенствованию грамматического строя речи; совершенствованию на...