Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Профессии».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”
Тема: «Профессии»
Цель: Способствовать развитию лексической системности языка и структурной организации словаря ребёнка на основе парадигматических связей.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить объём пассивного и активного словаря по теме «Профессии»
- Расширить представления ребёнка об инструментах и атрибутах той или иной профессии
Коррекционные:
- Сформировать и закрепить умение построения и использования в речи простых грамматических конструкций
- Учить устанавливать семантические парадигматические связи между ядерным и полярным словами
Развивающие:
- Развивать лексическую валентность слов (имён существительных)
- Развивать коммуникативную функцию речи
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к людям разных профессий
- Воспитывать интерес и стремление к знаниям
Оборудование: Мяч, пальчиковый театр «У врача»: врач, два мальчика, девочка; игра «Повар»: овощи и фрукты, кастрюли, колпаки; игра «Кому нужен этот предмет»: каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, щетка;
картинки для игры «Художник»: коза, корова, дом, сад, дети, яблоки, солнце;
надувные шары с загадками; костюмы для доктора, учителя, повара, парикмахера, портного, строителя, почтальона.
компьютерная игра «Игры для Тигры»
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед и ребёнок стоят друг перед другом. Логопед бросает мяч ребёнку и просит подобрать слово-предмет, к действию, которое он назовёт: плывёт кто? Стоит что? Идёт кто? Молчит кто? Лечит кто? Учит кто? Плачет кто? Шумит что?
Введение в тему занятия: Отгадывание загадок. (Загадки в надутых шарах). Ребёнок прокалывает шар – получает загадку. Логопед ставит на наборное полотно картинку-отгадку.
Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой,
За порядком он следит,
Хулиганить не велит? (милиционер)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота-
Всех по утрам отвозить на работу. (водитель)
Логопед просит назвать одним словом, что сейчас называл ребёнок? – профессии. Какие профессии ты ещё знаешь? Сегодня мы поговорим о некоторых профессиях. В конце занятия, может быть, ты решишь, кем хочешь быть.
Изучение нового материала:
- Логопед предлагает ребёнку принять участие в сценке (предварительно разучивалось стихотворение): «У врача» (герои: врач, мальчик и девочки).
Сначала логопед в роли врача, затем в роли пациентов:
-Я поранился иголкой!
- Вот вам бинтик и зеленка.
-А у нас болит живот!
-Не берите пальцы в рот.
- Проведение игры: «Повар». Перед ребёнком стоит 2 кастрюли. В одной из них логопед предлагает сварить борщ, а в другой компот. Ребёнок отбирает из муляжей необходимые фрукты и овощи.
- Подготовка к проведению компьютерных игр:
Гимнастика для глаз:
Пролетает самолет, (раскинули руки, летим, глазки вниз)
С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, одними глазками, словно оглядывая из кабины землю)
Правое крыло отвел – (посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел - (посмотрели влево)
- Компьютерная игра: «Профессии» - Логопед предлагает ребёнку определить, какие из предметов необходимы человеку данной профессии. Ребёнок составляет простое предложение: «Повару нужна кастрюля»
Динамическая пауза: Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, ведро, щетка). Ребёнок под музыку движется по кругу. Музыка останавливается – ребёнок берёт любой предмет и говорит, кому он нужен?
Закрепление изученного материала:
- Логопед раздаёт картинки из лото: «Профессии». Просит ребёнка найти все предметы, необходимые человеку данной профессии и составить распространённое предложение: «Парикмахеру нужны ножницы, расчёска»…
- Игра «Найди ошибку». У меня есть картинки, на которых художник кое-что перепутал (повар с жезлом, строитель со скрипкой, милиционер со шприцем).
- Разучивание стихотворения с опорой на фланелеграф: Игра «Я - художник»
Сейчас я буду рисовать.
Вот здесь у нас дорога.
По ней наш кот идет гулять,
А здесь цветов немного.
Направо - дом,
Налево - сад,
В саду играют дети.
На ветках яблоки висят,
И ярко солнце светит.
Повторить вместе с ребёнком стихотворение по картинкам.
Итог занятия: Логопед предлагает ребёнку назвать профессию, которая ему больше всего понравилась. Просит назвать, какие инструменты будут нежны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. Тема: «В гости к бабушке в деревню».
Конспект занятия будет интересен для учителей - логопедов так и для воспитателей. Занятие написано в едином игровом сюжете....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Насекомые"
Целью данного занятия является расширение и активизация словаря по теме: "Насекомые". Задачи занятия направлены на формирование навыка подбора слов-антонимов, употребления предлогов простран...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР "Неожиданный гость"
Коррекционно-развивающее занятие направлено на формирование пространственных представлений и понятия предлога НА, посредством создания проблемной ситуации. В занятии учтена последовательность формиров...
Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"
Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная· закрепление знаний детей...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос»
Цель – демонстрация знаний детей о космосе.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепить слова на тему «Космос»;Подбирать существительные к прилагательному;Образовывать уменьшит...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»
Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....