Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный). - обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился) . - совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей). 2. Коррекционные: - развитие мелкой моторики - развитие зрительного внимания и восприятия - развитие связной речи 3. Воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия - воспитание уважительного отношения к труду взрослых Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши. Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi_konspekt.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
Цель: закрепить знания детей об овощах.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?)
- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
- обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился) .
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания и восприятия
- развитие связной речи
3. Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых
Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.
Ход занятия.
I Организационный момент:
Приветствие детей. Объявление темы занятия.
Логопед:
- Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.
Логопед:
- Как можно назвать их одним словом? (овощи)
- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).
- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.
II Основная часть
Рассматривание картины «Уборка овощей»
Логопед задает вопросы:
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)
- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)
- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)
- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)
- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)
- Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)
Игра «Подскажи словечко»
Логопед:
- Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).
Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).
И красавец-великан темно-синий (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты».
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
Игра «Приготовим сок»:
Из моркови – морковный
Из картофеля – картофельный
Из капусты – капустный
Из свеклы – свекольный
Из тыквы – тыквенный и т. д.
Игра «Узнай и назови»
(Согласование существительного с прилагательным) .
Логопед:
Пошла гулять,
Зеленое собирать,
Кому не жалко - отдавай
Цвет правильно называй.
(У детей на столах картинки с изображением овощей.)
Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:
- У меня зеленый огурец
- У меня зеленое яблоко и т. д.
Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый) .
Логопед:
Пошла гулять,
Красное (желтое, фиолетовое) собирать.
Кому не жалко – отдавай,
Цвет правильно называй.
Дети:
- У меня красный помидор
- У меня желтый перец
- У меня фиолетовый баклажан и т. д.
Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».
- А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.
- Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? («Мужик и Медведь»)
- Какое еще есть название у этой сказки? («Вершки и корешки»)
- Какой овощ посеял мужик в сказке?
- Какая выросла репа? (крупная)
Упражнения с синонимами.
«Третий лишний».
Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)
«перехитрил»(обманул, провел, объехал)
«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)
«Скажи иначе».
Мужик вырастил крупную репу (огромную) .
Мужик перехитрил медведя (обманул) .
Медведь рассердился на мужика (разозлился) .
Логопед:
- В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».
А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.
III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.
Тема занятия "К нам идет Весна" В конспекте:цель, задачи, ход занятия...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать формированию лексико-грамматичес...