Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Николаенко Галина Ивановна

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_vesna_na_ulitse.docx520.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного  вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Радуга» на тему:

«Весна! Весна на улице! Весенние деньки»

Составитель:

Николаенко Г. И.

учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78

комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2013

Использование современных образовательных технологий:

     1. Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность).

     2. Технологии использования в обучении игровых методов (формирование различных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).

    3. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

    4. Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на совершенствование умения к самообразованию детей, учить понимать изучаемую проблему и находить пути её решения).

    5. Информационно-коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования)

    6. Проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребёнка).

   

Цель: обобщить и закрепить с детьми группы полученные знания по лексическим темам «Зима» и «Весна».

Задачи :

1. Обучающие задачи:

  • Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна».
  • Совершенствовать грамматический строй речи (формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

2. Развивающие задачи:

  • Развивать воображение
  • Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  • Развивать тонко-моторную координацию движений.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать  эмоциональную отзывчивость детей;
  • развивать способность к регуляции поведения, совершенствовать навык работы в группе;
  • развивать умение слышать и слушать друг друга;
  • развивать способность строго следовать инструкции;
  • воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых моментов;
  • развивать самоконтроль за речью.

4. Здоровьесберегающие задачи:

  • профилактика нарушений зрения и осанки.

Демонстрационный материал: предметные картинки по теме «Весна», «Зима»

атрибуты для проведения игры « Веснянка», картины на весеннюю тематику.

Раздаточный материал: листочки, цветочки, пособия на дифференциацию двух времён года: зимы и весны, простые карандаши.

Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • чтение стихов, пословиц, рассказов о весне, зиме;
  • закрепление знаний детей о приметах весны, зимы
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников по теме «Весна», «Зима»;
  • чтение стихотворений по темам «Весна» и «Зима».    

План.

I. Организация детей.

  1. Приветствие.

II. Основная часть.

  1. Чтение стихотворения о весне « Кто пришёл так тихо-тихо?»
  2. Координация речи с движением «Веснянка».
  3. Беседа о весне.
  4. Игра «Без чего не бывает весны?».
  5. Игра «Кто больше подберёт красивых слов о солнышке, о небе, о  ветре, о ручье, о снеге.
  6. Сравнение весенних и зимних признаков.
  7. Подскажи грачу словечко.
  8. Скажи ласково.
  9. Подвижная игра «Мишка вышел из берлоги».

     10. Найди рисунки, относящиеся к весне.

III. Заключительная часть.

  1. Итог занятия.

Ход занятия.

I. Организация детей.

Цель:- развивать слуховое внимание, учить имитировать движения героев стихотворения.

Логопед: Я сейчас прочитаю вам стихотворение Фёдора Тютчева «Зима недаром злится «. Слушайте внимательно.

Зима недаром злится,

Прошла её пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон-

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в  снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Л.: -Зима не хочет уходить, ещё хлопочет, ворчит. Весна шумит, хохочет и прогоняет зиму вон. Покажите, какая зима в этом стихотворении?

Д. изображают зиму, похожую на злую ведьму. Показывают, как  зима бросает снежки в воображаемую весну.

Л.:- А теперь скажите, какая весна в этом стихотворении?

Д.:- Прекрасная, весёлая.

Л.:- Покажите, как весна в окно стучится, как весна хохочет, как она умылась в снегу.

II. Основная часть.

1. Координация речи с движением «Веснянка».

Солнышко, солнышко

Пригревай скорее.

Чтобы наши луга стали зеленее.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Припев:

Ясные, ясные.

Ясные денёчки.

Так и хочется гулять и

Играть в садочке.

Поднимают руки верх, приседают и опускают руки вниз.

Заведём хоровод

Дружно на лужайке

И пойдём мы гулять и

Играть в садочке.

Припев:

Ясные, ясные.

Ясные денёчки.

Так и хочется гулять и

Играть в садочке.

2. Беседа о весне.

Л.- О каком времени года мы будем говорить?

Д.- Мы будем говорить о весне.

Л.- Какое время года закончилось?

Д.- Зима закончилась.

Л.- Назовите зимние месяцы.

Д.- Декабрь, январь, февраль.

Л.- Какое время года наступило после зимы?

Д.- Весна.

Л.- Какой сейчас месяц?

Д.- Апрель.

Л.- Какие ещё весенние месяцы вы знаете?

Д.- Март, май.

Л.- Что происходит с деревьями?

Д.- Набухают почки.

Л.- Кто прилетает из тёплых краёв?

Д.- скворцы, дикие утки, скворцы, грачи

Л.- Что происходит со льдом на реках?

Д.- Тает, трескается.

Л.- Как люди одеваются весной?

Д.- Меняют шубы и пуховики на куртки и ветровки.

Л.- Молодцы. А теперь я предлагаю поиграть.

3. Игра «Без чего не бывает весны?»

Цель:- учить образовывать существительные  Р. п. единственного числа.

Л.: Посмотрите на картинку, на которой изображена весна, и скажите, без чего не бывает весны?

Д.: "Не бывает весны без солнышка (без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц, без листочков, без ледохода)".

Л.: Молодцы! А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про: весеннее солнышко, небо, ручьи, снег.

4. Игра «Кто больше подберёт красивых слов».

Цель:- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Л.- Солнце весной какое?

Д.- Весеннее, яркое, тёплое.

Л.- Небо весной какое?

Д.- Голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное.

Л.- Ветер какой?

Д.- Свежий, весенний, тёплый.

Л.- Ручьи какие?

Д.- Быстрые, прозрачные, звонкие.

Л.- Снег какой?

Д.- Тёмный, мягкий, талый.

5. Игра «Назови ласково».

Цель:-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Л. Как ласково можно назвать

Л.-Солнце?

Д.-Солнышко.

Л.-Ручей?

Д.-Ручеёк, ручеёчек.

Л.-Снег?

Д.-Снежок, снежочек.

Л.-Ветер?

Д.-Ветерок, ветерочек.

Л. Молодцы! Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

6. Игра «Закончи предложение».

Цели:-учить сравнивать весенние и зимние признаки;

-учить подбирать слова-антонимы (прилагательные)

 

Логопед предлагает детям закончить предложения.

1) Зимой небо пасмурное, а весной - … (ясное).

2) Зимой солнце стоит низко, а весной - … (высоко).

3) Зимой воздух холодный, а весной - … (тёплый).

4) Зимой дни короткие, а весной - … (длинные).

7. Игра «Подскажи грачу словечко».

Цели:-развивать слуховое внимание и логическое мышление

Оборудование:-мягкая игрушка Грач

Игровой момент проводится от имени Грача

Л. «Подскажи Грачу словечко»:

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ...

(Весна)

 Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

- Заглянул к нам месяц ...

(Март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришёл ...

(Апрель)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы ...

(Скворечник)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут ...

(Гнездо)

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках ...(Мимоза)

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.

Нам в подарок принесла,

То что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

- Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - ...

(Весна)

8. Игра «Отгадай загадку».

Цель; развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Л.- Теперь, ребята, Грач хочет узнать, кто из вас самый сообразительный и смекалистый.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

(Май) 

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

Шорохом неслышным

Лепестков

Жемчуг белоснежный

Распустился,

Свежим нежным крохотным

Цветком

Из-под снега

К солнцу устремился.

(Подснежник)

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

Л.- Вы все умеете отгадывать загадки. Давайте теперь проведём подвижную игру.

9. Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги».

Цели: развивать координацию движений; учить соотносить слово и движение;

           отрабатывать чёткость дикции.

МИШКА ВЫЛЕЗ ИЗ БЕРЛОГИ

Мишка вылез из берлоги,

Повороты влево и вправо

Огляделся на пороге,

Потянулся ото сна:

Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Вращения головой.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

Наклонился взад – вперёд,

Наклоны вперёд – назад.

Вот он по лесу идёт.

Наклоны: правой рукой коснуться левой

Ищет мишка корешки

ступни, потом наоборот.

И трухлявые пеньки.

Наконец медведь наелся

Дети садятся.

И на брёвнышко уселся.

10. Игра «Четвёртый лишний».

Цель: развивать зрительное внимание и логическое мышление.

Л.- Найди рисунки, относящиеся к весне.

Д.- Птицы вьют гнёзда

    -Расцвели подснежники

    -Мальчик с девочкой пускают кораблик в ручейке

Л.- Какая картинка лишняя?

Д.- Снеговик (это признак зимы).

Л.- Найдите картинки, относящиеся к зиме.

Д.-  Валенки, лыжник, Дед Мороз.

Л.- Какая из четырёх картинок лишняя?

Д.- Тающий снеговик (это признак весны).

        

III. Заключительная часть.

- Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось больше всего?

-Итоги деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Весна, весна на улице, весенние деньки…»

Педагогический замысел: задачи мониторинга освоения детьми содержания образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».Задачи:выявить круг представлений детей об окружающем мире;опр...

Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности на неделю по теме: "Весна, весна на улице весенние деньки» (подготовительная группа)

Сформировать элементарные экологические представления о весне, как о сезонном явлении; обобщить и систематизировать знания детей о весне....

«Весна, весна на улице, весенние деньки»

Методическая раработка составлена для совместной деятельности взрослого и детей. Данный материал рекомендован педагогам и родителям....

Презентация экологического проекта "Весна, весна на улице, весенние деньки!"

Проект знакомит детей с весенними изменениями в живой и неживой природе....

Презентация для детей среднего возраста по теме "Весна, весна на улице, — весенние деньки!"

Уточнить  и систематизировать  знания детей о характерных признаки весны. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать позновательную активность, мышление, воображение. Актив...

Методическая разработка НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: «Весна! Весна! На улице весенние деньки!»

Цель: Развивать математические способности у детей.Задачи:1.Формировать понятие слов:больше,меньше,поровну или столько же. 2.Закрепить названия геометрических фигур:прямоугольник,счёт до пяти.3.Развив...