Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Весна, весна на улице, весенние деньки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Галанскова Наталья Евгеньевна

итоговое занятие по лексической теме "Весна. Приметы весны"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_vesne_v_st.gr_.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект

образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей  группе

Тема: «Весна, весна на улице, весенние деньки»

                                                                                                       Выполнила: Н.Е.Галанскова

Задачи:

  • Закрепить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе с приходом весны.
  • Учить детей устанавливать причинно - следственные взаимосвязи, высказывать суждения по теме.
  • Познакомить с приметами ранней весны.
  • Закреплять знания о перелетных птицах, первоцветах.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, мелкую моторику рук.
  • Способствовать формированию любви и интереса детей к природе.

Виды детской деятельности:

  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • художественное творчество,
  • игровая,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением признаков весны (солнце, проталины, снег тает, сосульки, ледоход, животные, птицы, почки набухают), перелётных птиц (грач, скворец), животных (заяц зимой, заяц весной; белка зимой, белка весной), первоцветов (подснежники, мать-и-мачеха, горицвет); плакат «Времена года»; видеоролик о весне; аудиозапись «В небе тучки хмурятся»

Раздаточный материал:

Карточки-раскраски с изображением солнышка (по количеству детей), набор цветных карандашей (по количеству детей).

Ход занятия:

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, какие времена года вы знаете? Назовите их

Дети: Зима, весна, лето, осень.

(Дети называют время года и выставляют картинку с изображением этого времени года)

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в одно из них. А в какое, отгадайте:
                          Светает рано по утрам,

                          Проталины и тут и там.

                          Ручей шумит, как водопад.

                          Скворцы к скворечнику летят.

                          Звенят под крышами капели.

                          Медведь с еловой встал постели.

                          Всех солнышко теплом ласкает,

                          Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

Вы хотите оказаться в мире весны?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь!

Показ видеоролика о весне.

Воспитатель: Я вас приглашаю за столы. А по каким признакам можно узнать, что наступила весна? Сейчас мы с вами расскажем. У вас на столах лежат картинки. По очереди будем рассказывать, какие признаки весны вы видите на них.

Рассказывание детьми по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки. Как ребёнок называет признак весны, картинка вывешивается на доске.

Дети: Весной солнце светит ярче и припекает. 

  • Весной снег тает, и бегут ручьи.
  • Весной снег тает, появляются сосульки.
  • Весной появляются проталины.
  • На проталинах появляются первые цветы.

Воспитатель: В лесу ещё не успел снег сойти, а на проталинах появляются первые весенние цветы – первоцветы: подснежники, горицвет, мать-и-мачеха.

Дети: На реках лёд треснул.

Воспитатель: Лёд на речках тоже тает, он ломается на льдины и плывёт по реке. Говорят, что на реке ледоход. 

Дети: Весной возвращаются птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

Дети: Грачи.

Воспитатель: Грачи появляются в начале марта. Их называют «вестниками весны». Есть такая поговорка «Увидел грача – весну встречай». Как вы её понимаете?

Дети: Если грачи вернулись, значит скоро будет тепло.

Воспитатель: Грачи очень полезны- они поедают вредных насекомых и их личинки. Вслед за грачами прилетают скворцы. Главная их забота – жильё. Как мы люди можем помочь?

Дети: Люди делают скворечники.

Воспитатель: Чем занимаются птицы весной?  

Дети: Птицы вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов.

  • После зимней спячки просыпается медведь.

Воспитатель: У зверей весной начинается линька: густая шерсть меняется на более редкую. Изменяют свою окраску заяц и белка. Весной у многих животных появляются детёныши.

Дети: весной набухают почки и появляются листочками.

Воспитатель: Да, весной просыпаются не только животные, оживает каждое деревце. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют соком почки, почки набухают и лопаются и появляются первые листочки.

Дети: Люди сменили тёплую одежду на облегчённую.

Воспитатель: А ещё весной дни становятся длиннее, а ночи короче, дует тёплый ветер, становится с каждым днём теплее. Ребята, а какие звуки природы мы можем услышать весной?

Дети: Журчание ручья, пение птиц, звуки капели, треск льда.

Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают. (дети медленно встают).

Воспитатель: У каждого времени года есть свои три месяца. Назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Март, апрель, май – их не забывай. В народе март называют «протальник». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что начинает таять снег, и образуются первые проталины.

Воспитатель: Апрель – «снегогон». Почему?

Дети:  Потому, что быстро, разливаясь ручьями тает снег.

Воспитатель: Май – «травень». Почему так его назвали?

Дети: Потому что всюду появляется зелёная трава.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Воспитатель: Ребята, назовите главную примету весны, без чего не стал таять снег, не побежали ручьи?

Дети: Без солнца.

Воспитатель: Правильно. Люди всегда ждут солнышка с нетерпением. Оно дарит всем тепло и свет. И от этого нам становится тепло, радостно, весело, празднично. Давайте нарисуем портрет солнышка. Солнышко вас согреет своими лучиками даже в самую пасмурную погоду и это тепло вы подарите своим близким людям. Но сначала мы разомнём наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика «Капли»

Капля – раз, капля – два,

Капли медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?

                           Назовите весенние месяцы.

                           Какие птицы первыми возвращаются к нам?

                           Кто запомнил поговорку о грачах?

                           Назовите первые весенние цветы.

                           Как называется явление, когда лёд идёт по реке?

                           Что больше всего вам сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром по теме "Ранняя весна" в первой младшей группе

в гости к детям приходит зайчик и приглашает прогуляться по весеннему лесу. На пути им встречается много интересного....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Весна пришла"

Цель: Развитие познавательной активности детей, формирование знаний о сезонных изменениях в природе, происходящих весной.Задачи:Образовательные:·        формиро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: лететь клином, косяком, стайкой....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе: «Весна пришла»

Цель: Развитие познавательной активности детей, формирование знаний о сезонных изменениях в природе, происходящих весной.Задачи: Образовательные:Формировать у детей начальные представления о весне и с...