Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда". Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по картинкам, развитие грамматического строя речи (закрепление умения правильно употреблять в речи относительные прилагательные и их согласование с существительными; закрепление умения правильно образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы), развитие фонематического восприятия, в частности, умения выделять звук на фоне слова, развитие мелкой моторики, а также психоэмоциональной сферы детей.
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimnyaya_odezhda.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА»
в старшей группе для детей с ОНР III уровня)
Для составления конспекта использовалась следующая литература:
1. Нищева Н.Н. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
2. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
3.Крупенчук О.И. "Научите меня говорить правильно!" . СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
Тема:
«Зимняя одежда, головные уборы, обувь».
Цель:
1. Коррекция психоэмоциональной сферы детей с помощью мимических упражнений.
Активизация активного словаря по теме.
2.Закрепление в речи детей относительных прилагательных и приставочных глаголов.
3.Развитие фонематических процессов, мелкой моторики, общей моторики и координации движений, памяти, внимания.
4. Закрепление навыка составления предложений с опорой на картинку.
5. Формирование самоконтроля за речью с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
Предварительная словарная работа:
Существительные:
-мороз, холод, ветер, снег, лед, снежинка, снегопад, льдинка, вьюга, узор, иней, метель, стужа, оттепель, шуба, пальто, дубленка, пуховик, ушанка, шапка, воротник, сапоги, рукавицы, перчатки, варежки.
Глаголы:
- одеваться, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, развязывать, завязывать, расстегивать, застегивать, расшнуровывать, зашнуровывать, раздевать, одевать, надевать, кружиться, обметать.
Прилагательные:
- белый, легкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жесткий, шерстяной, меховой, пуховый, трескучий, жестокий, суровый.
Используемый материал:
Наборное полотно, комплект картинок по теме: «Зимняя одежда, головные уборы, обувь», куклы Маша и Саша, предметы зимней одежды: варежка, шапка, сапоги, картинки с изображением зимней одежды и обуви.
План:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Составление предложений по картинкам с изображением предметов одежды.
4. Динамическая пауза.
5. Развитие грамматического строя речи.
- Словообразование относительных прилагательных.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закрепление в речи приставочных глаголов.
6. Развитие мелкой моторики.
7. Развитие фонематического восприятия.
8. Итог занятия.
Ход занятия:
- Организационный момент. Коррекция эмоциональной сферы детей.
Угадайте, что я делаю?
Имитация одевания: одевание сапог, шапки, шарфа, шубы. Дети повторяют движения.
Мы с вами уже оделись и пошли гулять. На улице вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы – покажите, как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.
Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.
2. Сообщение темы занятия. Отгадывание загадок.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят.
(Варежка)
Сижу верхом
Не знаю на ком.
(Шапка)
Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года. (Ответ детей - зима). Какая погода зимой? (Ответ детей – на улице холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер, может быть метель,
… ). Правильно. Для того чтобы нам не было холодно на улице мы надеваем теплую одежду, головные уборы, обувь. Вспомните, какую зимнюю одежду вы знаете? (Ответ детей - варежки, шапка, шарф, пуховик, шуба, … ).
На наборное полотно выставляются картинки с изображением зимней одежды: варежки, шапки, шарфа, шубы, пуховика, зимних сапог, валенок. Педагог рассказывает детям о назначении зимней одежды.
3. Составление предложений по картинкам с изображением предметов одежды. Закрепление в речи предлогов (В, НА, БЕЗ). Закрепление употребления имён существительных в косвенных падежах.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи предложения». Вы сейчас будите договаривать предложения. Слушайте друг друга внимательно и не повторяйтесь.
Зимой люди ходят в .. (ответы детей: шапках, шубах, … ).
Зимой мы надеваем на ноги ..(ответы детей: сапоги, дутики, валенки,…)
Зимой нельзя выходить на улицу без.. (ответы детей: сапог, варежек, пуховиков,….)
4. Динамическая пауза. Речь с движением.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. (шагают, высоко поднимая колени)
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали. (наклоняются, поглаживают колени)
Сейчас сядем, отдохнём, а опять гулять пойдём.
(садятся, затем встают и опять шагают)
На прогулке они встречают Сашу и Машу.
5. Развитие грамматического строя речи.
а) Словообразование относительных прилагательных.
- Здравствуйте ребята! (Дети здороваются)
- Давайте познакомимся? Меня зовут Маша. А я –Саша. (Дети представляются).
- А у нас для вас подарок. Достают и открывают коробку с зимними вещами (в ней: рукавица, шапка, сапоги). Посмотрите ребята, что это? (Ответ детей - варежка). Варежка связанна из шерсти, варежка какая? (Ответ детей- шерстяная. А это, что? (Ответ детей- шапка. Шапка сшита из меха, шапка какая? (Ответ детей – меховая). Посмотрите ребята, а что это такое? (Ответ детей- это сапоги). Сапоги сделаны из кожи, значит сапоги какие? (Ответ детей- кожаные).
б)Дидактическая игра «Скажи наоборот». Закрепление правильного употребления в речи приставочных глаголов.
Саша и Маша все делают наоборот. Ребята, скажите, что делает Маша?
Саша обувается - (Ответ детей - Маша разулась)
Саша упал – (Ответ детей – Маша…поднялась)
Саша уехал – (Ответ детей – Маша…приехала)
Саша ушел – (Ответ детей – Маша… пришла)
Саша замерз - (Ответ детей – Маша… согрелась)
6. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики.
Маша варежку надела: (ритмично сжимаем пальцы в кулачок и разжимаем)
«Ой, куда я пальчик дела? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)
Нету пальчика, пропал, ( разжать все пальцы, кроме одного)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (демонстрация действия)
«Погодите – кА нашла! (разогнуть оставшийся согнутым пальчик)
Ищешь, ищешь и найдешь Сжать пальцы в кулачек.
Здравствуй, пальчик, (ритмично сжимаем и разжимаем “потерявшийся“
Как живешь?» пальчик)
7. Развитие фонематического восприятия. Игра “Назови звук”.
Дети, ориентируясь на картинки на наборном полотне, называют первый и последний звук в названии каждой картинки и характеризуют его. На наборном полотне предметные картинки с изображением одежды (шапки, варежек, сапог, куртки)
(Ответы детей - Это шапка. В слове шапка первый звук «Ш». Этот звук согласный, твёрдый …)
8. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Пришло время прощаться нам с нашими друзьями Сашей и Машей.
- Нам у вас очень понравилось, вы молодцы ребята, все были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Спасибо вам.
- До свидания ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Волшебница-вода" (старшая группа)
Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда» направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедичес...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)Тема. Зимующие птицы.Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птица...
Конспект подгруппового логопедического занятия «В гостях у сказки», в старшей группе для детей с ОНР
Цели: совершенствовать лексико-грамматические строй речи, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности, развивать диалогическую и монологическую речь...
Конспект подгруппового логопедического занятия «У бабушки в деревне», в старшей группе для детей с ОНР с использованием программы «Мимио»
Обогащать, уточнять, активизировать лексика – грамматический словарь по теме «Домашние животные и их детеныши».Совершенствовать умение составлять рассказы-описания по картинке с опор...