Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: “Зима. Зимующие птицы” (старший дошкольный возраст)
Тема. Зимующие птицы.
Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать слоговую структуру слова.
Коррекционно-развивающие
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать чувство любви к природе, птицам; желание беречь и охранять их.
Оборудование: Предметные картинки “зима”, “зимующие птицы”; части картинок зимующих птиц; фланелеграф «Зима»; камешки Марблс; мнемотаблица “время года”, презентация «Зимующие птицы», зимняя видеозарядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy_lukasheva_ev.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 32
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Конспект НОД на тему: “Зима. Зимующие птицы”
Учитель-логопед: Лукашева Е.В.
Санкт-Петербург
2021 год
Тема. Зимующие птицы.
Цель: Закрепление и обогащение представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать слоговую структуру слова.
Коррекционно-развивающие
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать чувство любви к природе, птицам; желание беречь и охранять их.
Оборудование: Предметные картинки “зима”, “зимующие птицы”; части картинок зимующих птиц; фланелеграф «Зима»; камешки Марблс; мнемотаблица “время года”, презентация «Зимующие птицы», зимняя видеозарядка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети садятся на стулья полукругом и звучат звуки зимы.
Логопед: Ребята, Вы услышали какие-то звуки…Что вы услышали?
Дети:
Я услышал шаги по снегу.
Я услышала, как вьюга воет.
Я услышал треск деревьев.
Я услышал, пургу. И т.д.
Логопед: В какое время года можно услышать эти звуки?
Дети: Эти звуки можно услышать зимой.
Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем о зиме. (Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу)
Дети: Зимой холодно. Солнце светит, но не греет. Зимой дует холодный ветер и часто идет снег. Реки покрыты льдом. Зимой деревья и кусты стоят голые. Ветки покрыты снегом. Зелеными остались только ели и сосны.
Зимой люди одеваются тепло. Зимой дети катаются на коньках, на санках, на лыжах. Дети лепят снеговиков и играют в снежки. Зимой люди мастерят кормушки для птиц.
Логопед: Вот о птицах мы сегодня и поговорим, а о каких птицах вы узнаете, если угадаете загадки:
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей.)
Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона.)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед: А сейчас давайте немного разомнемся и сделаем зимнюю зарядку (видео-зарядка). После зарядки дети садятся на стулья.
Логопед: Вот еще одна загадка: как птицы разговаривают друг с другом?
Игра «Кто как разговаривает?» - учить подбирать соответствующие
понятия и согласовать глаголы с существительными.
Голубь – воркует
Сорока – трещит, стрекочет
Ворона – каркает
Воробей - чирикает
Логопед: Ребята, а теперь давайте посчитаем, сколько слогов в словах, обозначающих зимних птиц.
Игра: «Прохлопай и посчитай слоги» - учить согласовывать числительные с существительными
Воробей, сова, сорока, голубь, синица, дятел, клест
Логопед: Смотрите, сколько птиц! Давайте посчитаем их.
Игра «Посчитай-ка»
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
(Воробей, сова, сорока, голубь, синица, дятел)
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки…
Речевая игра «Скажи наоборот» - учить образовывать слова – антонимы.
Воробей маленький – ворона (большая)
У синицы хвост короткий – а у сороки … длинный
Голубь тяжелый - а воробей … легкий
У синицы клюв тонкий – а у вороны …толстый
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Логопед: Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам пережить суровую зиму. Для этого они делают кормушки и подкармливают птиц. Давай смастерим кормушку для зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)
Ребята дощечки пилили, пилили. | пилящие движения ребром ладони стучать кулаком по ладони растирание подушечек пальцев "очки" подносим к глазам |
Логопед: Мы смастерили кормушку, а сейчас мы покормим птиц, ой… Приходила злая колдунья, она не смогла заколдовать птиц, но превратила их в отдельные части. Надо соединить эти частички и тогда мы освободим птиц.
Переходим за столы
Игра «Собери птичку» - закрепление представления о целом и части.
Перед каждым ребенком лежит 7-8 частей картинки, при соединении которых получается целое изображение птицы.
- Каких птиц мы освободили? (воробей, ворона, снегирь, синица, сорока, голубь)
Логопед: Мы смастерили кормушку, освободили птиц, а сейчас мы их покормим (пальчиковая игра с камешками Марблс).
Пальчиковая игра «Накорми птиц»
На столе лежат картинки с кормушками, у каждого ребенка камешки марблс. Нужно переложить камешки (“семена”) в кормушку, используя только по одному пальцу каждой руки. Сначала 2 мизинца, потом 2 безымянных и т.д. Меняем по очереди пальцы, перекладывая “семена” в кормушку.
Логопед: Молодцы! Давайте теперь расскажем, кто чем накормил птиц.
Речевая игра «Накорми птиц».
Дети составляют предложения с опорой на картинки.
У каждого ребенка 2 картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Сорока – семечки.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
– Я угощу сороку семечками.
Логопед: А сейчас немного отдохнем, встанем и поиграем с мячом в игру
Речевая игра «Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Логопед: и напоследок выполним упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
Итог:
Логопед: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. О ком мы говорили на нашем занятии? (Мы говорили о зимующих птицах). Вам понравилось наше занятие? Возьмите любое сердечко и поставьте “лайк” нашему занятию и скажите, что Вам понравилось, а что может быть было сложно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)
Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда". Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...
План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....
Конспект подгруппового логопедического занятия «Кто сказал «Мяу»? для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Данное занятие способствует развитию связной монологической речи у дошкольников,имеющих тяжелые нарушения речи. Это является одной из важнейших задач логопедической работы....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции заикания у ребёнка старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Домашние птицы". Воспитание навыка плавной речи в отраж...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения (постановка звука [Ш]), рассчитанный на детей старшего дошкольного возраста....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Поварята" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Аннотация: Данное занятие по развитию предметных представлений, восприятию сенсорных эталонов и развитию зрительно-моторной координации было разработано и апробировано с детьми с амблиопие...