Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие по теме «Осень. Осенняя одежда» направлено на развитие лексико – грамматических категорий речи и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, посещающих логопедическую группу второй год. Занятие состоит из трех частей: организационный момент и актуализация предварительных знаний детей, основная часть, заключительная часть. В конспекте все слова идут от имени логопеда. Предполагаемые ответы детей обозначены в скобках. Во время занятия решаются коррекционные, развивающие и воспитательные задачи. Конспект занятия может быть полезным для логопедов, дефектологов, воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Осень. Осенняя одежда» для детей 5 – 6 лет с ОНР 3 уровня
Цели занятия:
- учить детей подбирать существительные к прилагательным;
- учить согласовывать в речи глаголы с существительными;
- обогащать словарный запас детей;
- учить словообразованию;
- учить употреблять существительные в родительном падеже;
- учить обобщать слова по единому признаку;
- развивать связную речь детей;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать общин речевые навыки, речевое дыхание;
- развивать познавательные процессы у детей;
- развивать фонематический слух;
- воспитывать бережливость и аккуратность по отношению к предметам одежды.
Оборудование:
- пиктограммы;
- предметные картинки осенней одежды;
- предметная картинка платяного шкафа;
- образцы тканей ;
- самоклеющаяся бумага;
- кукла;
- игрушечная кровать.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Сядет тот, кто скажет у кого зеленые шорты, красное платье, джинсовая юбка, серые колготы…
Дети отвечают: « У меня красное платье». После садятся. И т. д.
2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний.
- Что я только что перечисляла? (Одежду). А какое сейчас время года? (Осень). Назовите осенние месяцы. Какое сейчас месяц осени?
Ответы детей.
- Соедините слова осень и одежда, какое словосочетание получилось? (Осенняя одежда).
- Сегодня мы поговорим об осенней одежде.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Прогулка».
- Отправим наши пальчики на прогулку по осеннему парку.
Пошли пальчики гулять, Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,
большие пальцы опущены вниз и как бы
прыжками двигаются по столу.
А вторые догонять. Ритмичные движения по столу
указательными пальцами
Третьи пальчики бегом, Движения средних пальцев в быстром
темпе.
А четвертые пешком, Медленное движение безымянных
пальцев
по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал Ритмичное касание поверхности стола
обоими мизинцами.
И в конце пути упал. Хлопок обоими кулаками по
поверхности стола.
4. Развитие общих речевых навыков (речевого дыхания, силы голоса, восприятия и воспроизведения ритмических структур, мимики) – игра «Осень».
- Осенью дует сильные ветер: «У-у-у-у-у».
Сделать вдох, на выдохе длительно произносить звук У с усилением голоса, подражая завыванию ветра.
- А еще пошел дождь. Он стучит по крышам. Послушайте, как стучат капли дождя, и попробуйте повторить.
Детям предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и «прохлопать» предложенный ритм:
// ///; // //; // // //; /// //.
- Когда идет дождь, мы не гуляем на улице. Жаль, что прогулка отменяется! Какое настроение бывает в плохую погоду? Выберите соответствующее настроение:
5. Развитие мышления – загадки.
- А сейчас отгадайте загадки об осенней одежде:
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое (Плащ)
Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть пять ребят
По чуланчикам сидят. (Перчатки).
По дороге я шел,
Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Штаны).
- А какие еще вещи мы носим осенью?
Ответы детей.
По мере ответов выставляются предметные картинки осенней одежды
6. Развитие фонематического слуха (деление слов на слоги) – игра «Телеграф».
- А теперь нужно срочно передать названия осенней одежды по телеграфу в другой детский сад.
7. Подбор существительных к прилагательным – игра «Подбери слова».
- На какую одежду можно сказать осенняя? (куртка, шапка, кофта, …) А на что можно сказать осенний? (плащ, костюм, пиджак, шарф, …) Подставьте названия одежду к слову осеннее (пальто). А теперь к слову осенние (перчатки, рукавички, брюки, джинсы, …).
8. Согласование глаголов с существительными – игра «Назови действие».
- Как появляется одежда? (Люди ткут ткань, придумывают, выкраивают, шьют, вяжут, режут…). Что можно сделать с одеждой? (Постирать, погладить, надеть, зашить, почистить, высушить, снять, покупать, продавать, …) Что дети могут делать с одеждой? (Испачкать, намочить, почистить, потрусить, одеть, снять, потерять, расстегнуть, застегнуть …)
9. Обогащение словарного запаса – игра «Осенние ткани».
Выставляются образцы тканей.
- Посмотрите и скажите, что это? (Ткань) Сколько видов ткани здесь лежит? Какие виды тканей вам известны? Назовите их.
Логопед называет все виды тканей. Дети повторяют хором, индивидуально.
- Что можно пошить из этих тканей?
Ответы детей.
10. Физкультминутка «Ожившие вещи» - развитие воображения.
Дети выходят на середину комнаты и выполняют инструкцию логопеда
- Представить себя поношенным плащом; потерянной перчаткой; и перчаткой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.
- Представьте, что пояс — это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?
11. Словообразование отглагольных прилагательных – игра «Как назвать вещь?».
- Как назвать кофту, которую связали? (Вязаная кофта). А блузку, которую вышили? (Вышитая блузка) Пальто, которое сшили? (Сшитое пальто) Плащ, который погладили? (Поглаженный плащ) Куртку, которую почистили? (Почищенная куртка). (И т. Д.)
12. Классификация предметов по признаку, словообразование – игра «Положи – повесь», «Назови ласково».
Выставляется картинка платяного шкафа.
- Где лежат вещи? (в шкафу) Как выглядит шкаф изнутри, что в нем есть? (полки, вешалки) Какую одежду мы положим в шкаф? (свитер, джинсы…) А какую повесим? (пальто, плащ, куртка, блузки, кофты, костюм…)
- Вещам стало совсем грустно в шкафу. Давайте назовем одежду ласково, чтобы ей стало немного веселей.
Образование детьми существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
13. Образование существительных в родительном падеже – игра «Чего не хватает?»
- Наш шкаф оказался не простым, а чудесным. Достаем от туда одежду, а в ней чего-то не хватает.
На предметных картинках заклеиваются части одежды: рукав, карман, штанина, воротник…
Логопед задает детям вопрос: Чего не хватает?
Дети должны ответить полным предложением. (У рубашки не хватает рукава) И т. д.
14. Выделение общего признака в словах, развитие умения обобщать – игра «Помоги кукле».
- К нам пришла в гости кукла Алина. Она очень неряшливая девочка – вся ее одежда в шкафу смешалась. Алина просит помочь ей отсортировать одежду. Как вы понимаете это слово?
Ответы детей.
- В ее ящичках лежит все подряд. Нужно найти лишнюю вещь в каждом ящике.
Пальто, куртка, плащ, валенки.
Брюки, штаны, кофта, джинсы.
Кофта, свитер, блузка, юбка.
Ботинки, костюм, юбка, пижама.
15. Развитие связной речи – игра «Уложи куклу спать».
- Кукла Алина хочет спать. Что нужно сделать, когда ложишься спать? (Снять одежду). Помогите Алине.
Один ребенок выходит к доске, раздевает куклу, укладывает ее спать, при этом комментируя свои действия.
- Алина проснулась. Что нужно ей одеть сначала, а что потом?
Вызывается другой ребенок. Одевает куклу, комментирует свои действия.
16. Итог занятия.
- Алине пора бежать по своим кукольным делам, а мы с вами подведем итоги нашего занятия.
- О чем мы сегодня разговаривали? Вам понравилось наше занятие? Какие можно сделать выводы? Как нужно обращаться с одеждой?
Логопед поощряет детей наклейками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА» (в старшей группе для детей с ОНР III уровня)
Занятие предлагаемое логопедам для закрепления речевого материала по темам "Зима" и "Одежда". Цели занятия: активизация словаря по предложенной теме, закрепление умения составлять предложения по...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. Тема: «В гости к бабушке в деревню».
Конспект занятия будет интересен для учителей - логопедов так и для воспитателей. Занятие написано в едином игровом сюжете....
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Осень»...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Домашние птицы"
Конспект фронтального логопедического занятия к лексической теме "Домашние птицы"...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Осень» в старшей группе для дошкольников с ОНР
Материал данного конспекта направлен на закрепление знаний и представлений воспитанников с ОНР о времени года осень и её приметах, способствует активизации словаря по заданной теме, ...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Деревья осенью. Лес»
Задачи:развитие фантазии и воображения;совершенствование общей и мелкой моторики;развитие пространственной ориентации;активизация словаря по лексическим темам: «Осень», «...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...