Перспективный план проектной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме
для детей с ОНР ( подгот.гр.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_leksike_podgot.gr_._2012-2013.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 5
Перспективный план проектной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на 2012-2013 учебный год
Подготовительная группа
Месяц/неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | |||
1-2-я недели | Мониторинг | ||
3-я неделя | Закончилось лето – наступила осень | Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Подбор определений к существительным. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже. Усвоение будущего сложного времени глаголов. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что). | Составление сложноподчинённых предложений с противопоставлением с опорой на картины И.Шишкина «Дубы», «Перед грозой», И.Грабаря «На озере». Разучивание стих – й о лете И.Никитина, Ф.Тютчева, |
4-я неделя | Ягоды. Грибы | Образование относительных прилагательных Согласование сущ. С прилагательными в роде, числе, падеже. Объяснение и употребление сложных слов | Чтение рассказа И.Павловой «Последние ягоды». Пересказ. |
Октябрь | |||
1-я неделя | Овощи. Труд в огороде. | Дифференциация имён существительных един. И множ. Числа. Образование относительных прилагательных. Согласование числительных 2, 5 с существит. в роде, числе, падеже. Обогащение речи словами – антонимами. | Составление предложений с однородными членами. Составление рассказа – описания по плану. Составление рассказа по картине «Труд людей осенью» с использованием алгоритма. Пересказ текста И.Соколова – Микитова с использованием мнемотаблицы. |
2-я неделя | Фрукты. Труд в саду | Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами. Образование относительных прилагательных, согласование прилаг. С сущ. Образование сущ. Ед. и мн. Числа в разных падежах. Обогащение речи словами – антонимами | Составление предложений с однородными членами, с противопоставлением. Составление описательного рассказа – описания по схеме. Пересказ текста Б.Житкова «Как яблоки собирают» с использованием мнемотаблицы. |
3-я неделя | Хлеб. Как хлеб появился на столе | Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам | Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр |
4-я неделя | Осень | Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Употребление глаголов в ед. и мн. Числе. Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже. Образование сложноподчинённых предложений | Составление предложений по вопросам. Пересказ рассказа Г.Скребицкого «Осенние дожди». |
5-я неделя | Перелётные птицы | Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с -, у-, под-, от-, пере- Совершенствование навыка анализа предложения. | Совершенствование навыка рассказывания по картине «Отлёт птиц». Составление описательного рассказа по план – схеме о перелётной птице Рассказывание сказки «Как лебедь остался один» Совершенствование навыка пересказа текста И.Соколова – Микитова «Улетают журавли» с опорой на мнемотехническую таблицу. |
Ноябрь | |||
1-я неделя | Домашние животные | Закрепление названий детёнышей животных. Образование притяжательных прилагательных Уточнение многозначности существительных. Усвоение категории Тв., Р.падежей. Образование и употребление притяжательных прилагательных, слов – антонимов. | Совершенствование навыка рассказывания по картине «Лошади и жеребята». Развитие навыков составления описательного рассказа о животном по план – схеме. |
2-я неделя | Дикие животные | Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных. Образование сложных прилагательных. Образование сравнительной степени прил – х, сущ. С суффиксами – онок, -ёнок, существит. с суффиксами увеличительности... Употребление сущ – х ед. и мн. Ч. В разных падежах, простых и сложных предлогов. | Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Составление описательной загадки по предложенной схеме. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка рассказывания по картине «Медведица с медвежатами». Составление рассказа – сравнения о двух животных. |
3-я неделя | Домашние птицы | Расширить и углубить представления детей о домашних птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь: — существительные: курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата; — прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.; — глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет, | Составление описательного рассказа по схеме |
4-я неделя | Одежда – обувь – головные уборы | Подбор прил – х к существительному «одежда» Употребление в речи глаголов – антонимов; Усвоение категории родит. П., Творит. Пад., с предлогом С. Образование относительных прилаг – х. | Совершенствование навыка рассказывания по картине «В ателье ремонта обуви». Составление описательного рассказа с опорой на план – схему. |
Декабрь | |||
1-я неделя | Посуда | Образование сущ – х с уменьшительно – ласкательных суффиксами. Образование относительных имён прилагательных. Употребление сущ –х в разных падежах( Р.п., Тв.П.) Образование однокоренных слов. Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов. Обогащение словами – антонимами | Составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Составление рассказа – описания по план – схеме. Разучивание стих я Р.Сефа «Совет». Совершенствование навыка пересказа текста «Мамина чашка». |
2-я неделя | Зима | Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности | Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа. |
3-я неделя | Новый год | Согласование имён числительных и с именами существительными в косвенных падежах, прилаг. С сущ. Подбор сложных предлогов. Употребление глаголов в форме буд. Простого и сложного времени с частицей – ся и без неё. Подбор однородных определений к слову ёлка. | Составление сложных предложений с противопоставлением. Составление рассказа по сюжетной картинке «На новогоднем празднике». Составление рассказа по личному опыту |
4-я неделя | Каникулы (иметь план развлечений) | ||
Январь | |||
1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Зимующие птицы | Употребление в речи приставочных глаголов. Образование сложных слов. Образование сложных предлогов. Развитие навыка образования сущ – х и прил. С уменьшительно – ласкательных суффиксами | Составление предложений по трём опорным картинкам.. Разучивание стих – я С.Насонькина «Ёлка для птиц». Совершенствование навыка пересказа текста «Птичья ёлка». |
3-я неделя | Зимние забавы | Подбор однородных определений к слову зима. Образование родственных слов. Подбор однородных сказуемых Уточнение многозначности сущ – х. Образование сложных слов. Совершенствование навыка анализа предложения | Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления Совершенствование навыка рассказывания по картине И.Шишкина «Зима». Разучивание стих – й А. Фета, С. Есенина, А.Пушкина, Ф.Тютчева Совершенствование навыка пересказа текста Д.Зуева «Зимний лес» с использованием мнемотехнической таблицы. |
4-я неделя | Животные холодных стран | Образование имён прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и употребление их в речи. Образование и закрепление формы предложного падежа имён сущ – х в ед. и мн. Числе. Уточнение многозначности слов, обогащение антонимами объяснение и употребление сложных слов; Использование притяжательных прилагательных. Употребление сущ. В косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками. | Составление описательного рассказа по плакату «Животные холодных стран». Разучивание стих – я С.Михалкова «Где обедал, воробей?»..
|
Февраль | |||
1-я неделя | Я – человек. Части тела. | Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица | Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. |
2-я неделя | Животные жарких стран | Образование имён прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и употребление их в речи. Образование и закрепление формы предложного падежа имён сущ – х в ед. и мн. Числе. Уточнение многозначности слов, обогащение антонимами объяснение и употребление сложных слов; Использование притяжательных прилагательных. Употребление сущ. В косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками. | Составление описательного рассказа по плакату «Животные жарких стран». Совершенствование диалогической речи с опорой на сказку «Про львёнка» О.Онисимовой с пересказом.
|
3-я неделя | День Защитника Отечества. Военные профессии. | Практическое усвоение способов словообразования с использованием сущ. в ед. и мн. Ч. Наречия /слова- признаки действия/ в практических упражнениях. Будущее сложное время глаголов /буду служить/ Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол Понимание лексического значения слов – омонимов. Употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, НАША, Образование, употребление формы Р.п. мн.числа сущ.. Согласование числ- х с сущ. в роде, числе, падеже. Активизация слов, обозначающих моральные качества людей | Заучивание с детьми стихов С.Маршак «Пограничники», «Дуют ветры в феврале», А.Жаров «Пограничник», З.Александрова «Дозор» Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку. Пересказ рассказа о пограничниках Употребление в речи целевых и причинных конструкций. Чтение рассказа Л.Кассиль «Твои защитники». |
4-я неделя | Моя семья | Понимание лексического значения слов – антонимов и употребление их в речи. Употребление сущ –х в разных падежах( Р.п., Тв.П. Дат. Падежа ед. и мн. Ч .) | Упражнение в кратком рассказывании о своих близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье. Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером». Пересказ литературного текста В. Осеева «Просто старушка», сказки Айога, 3 сестры, |
Март | |||
1-я неделя | Международный женский день | Образование, употребление формы Р.п. мн. Числа сущ – х. Подбор однородных определении, сказуемых. Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что, для того чтобы. Образование, объяснение и употребление сложных слов; | Придумывание рассказа по личному опыту ребёнка «Чтобы я сделал, если бы мама заболела». Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что. Составление рассказа о профессии мам. По плану. Составление рассказов о профессиях по иллюстрации «Мамы всякие нужны» по алгоритму. Совершенствование навыка пересказа текста В.Суслова «Где работает мама?» разучивание по ролям стих – я Д.Родари «Чем пахнут ремесла?» |
2-я неделя | Игрушки | Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени | Составление короткого рассказа-описания «Кукла» |
3-я неделя | «Наурүз» - весна пришла | Образование слов с уменьшительными и увеличительными, суффиксами единичности, . Понимание лексического значения слов – синонимов и употребление их в речи. Образование сравнительной степени прил – х. Составление предложений с противопоставлением. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Совершенствование навыка рассказывания по картине И.Грабаря «Март». Разучивание стих – й о весне Ф.Тютчева, А.Пушкина, А.Толстого. Пересказывание рассказа «Март» по Г.Скребицкому с использованием мнемотаблицы |
4-я неделя | Транспорт | Образование и употребление в речи разных предложно – падежных конструкций. Согласование числ – х с сущ. В р., ч., п. Образование Образование, объяснение и употребление сложных слов;относительных прил – х. | Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа текста В.Суслова «Кто сильнее?» с опорой на мнемотехническую таблицу. |
Апрель | |||
1-я неделя | Мебель.Дом | Подбор определений. Практическое усвоение предлогов НАД, ИЗ - ПОД, ИЗ - ЗА, МЕЖДУ. Закрепление навыка образования относительных прилагательных, прил. В сравнительной степени. предложно – падежные конструкции. Совершенствование навыка анализа предложения | Составление загадок – описаний. Составление сложноподчинённых предложений. Рассказывание стих – я С.Маршак «Откуда стол пришёл?» Составление сравнительных рассказов – описаний о мебели. |
2-я неделя | Космос | Практическое употребление сущ. В косвенных падежах, Знакомство со сложным предложением. Образование, активизация родственных слов. | Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа сказки Н.Носова «Как на Незнайку упал кусок солнца» с опорой на серию сюжетных картин |
3-я неделя | Рыбы. Обитатели морей. Водные пространства | Составление и употребление в речи сложноподчинённых предложений с союзом потому что. Образование сущ –х с уменьшительно – ласкательных и увеличительными суффиксами. Употребление простых и сложных предлогов | Составление рассказов – описаний о рыбах. Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа текста И. Гурвича «Лёвушка - рыбак» с составлением плана |
4-я неделя | Инструменты. Профессии | Образование, употребление сущ. В косвенных падежах, сущ. И прил. С уменьшительными суффиксами. Обогащение речи антонимами. Совершенствование навыков словообразования. Составление и употребление в речи сложносочинённых предложений с союзом а. Составление и употребление в речи сложноподчинённых предложений с союзом потому что, для того чтобы. | Составление загадок – описаний об инструментах и орудиях труда. Совершенствование навыка пересказа Текста Л.Черского «Метла и старый барабан». |
Май | |||
1-я неделя | Лес. Деревья, кусты, цветы | Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы) | Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок |
2-я неделя | День Победы | Образование, активизация сложных слов. Активизация приставочных глаголов. Упражнение в употреблении родственных слов. Закрепление умения образовывать названия профессий с помощью суффиксов – чик, - ист. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Составление сложноподчинённого предложений с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы) | Составление сложных предложений по сюжетной картине. Разучивание стих – й. Чтение рассказов о войне: В.Катаев «Сын полка»(отрывок «В разведке») с последующим пересказом. Употребление в речи целевых и причинных конструкций. |
3-я неделя | Насекомые | Употребление предлогов ПОД, НАД, С, СО, ИЗ. Активизация приставочных глаголов речи детей. Слова – признаки действия. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже.. Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов) | Развитие диалогической речи на основе рассказа И.Соколова – Микитова «Лес ранней и поздней весной». Заучивание загадок о насекомых. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым». |
4-я неделя | Мониторинг по образовательным областям и интегративным качествам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с общим недоразвитием речи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "В гости к зайчику пойдем - урожай ему принесем!"
Цель НОД: формировать лексико-грамматический строй речи, связность высказывания у детей. Дети в играх и упражнениях закрепляют знания об овощах....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....