Перспективный план проектной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филатова (Гуменюк) Ольга Николаевна

для детей с ОНР ( подгот.гр.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_leksike_podgot.gr_._2012-2013.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Перспективный  план проектной деятельности  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на 2012-2013  учебный  год

Подготовительная группа

Месяц/неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

1-2-я недели

Мониторинг

3-я неделя

 Закончилось лето – наступила осень

Употребление в речи глаголов в разных временных формах. Подбор определений к существительным. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже.

Усвоение будущего сложного времени глаголов.  Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что).

Составление сложноподчинённых предложений с противопоставлением с опорой на картины И.Шишкина «Дубы», «Перед грозой», И.Грабаря «На озере». Разучивание стих – й о лете И.Никитина, Ф.Тютчева,

4-я неделя

Ягоды. Грибы

Образование относительных прилагательных Согласование сущ. С прилагательными в роде, числе, падеже. Объяснение и употребление сложных слов

Чтение рассказа И.Павловой «Последние ягоды». Пересказ.

Октябрь

1-я неделя

 Овощи. Труд в огороде.

Дифференциация имён существительных един. И множ. Числа.

Образование относительных прилагательных.

Согласование числительных 2, 5 с существит. в роде, числе, падеже. Обогащение речи словами – антонимами.

Составление предложений с однородными членами.

Составление рассказа – описания по плану.

Составление  рассказа по картине «Труд людей осенью» с использованием алгоритма.

 Пересказ текста И.Соколова – Микитова с использованием мнемотаблицы.

2-я неделя

Фрукты. Труд  в саду

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными  суффиксами.

Образование относительных прилагательных, согласование прилаг. С сущ.

Образование сущ. Ед. и мн. Числа в разных падежах. Обогащение речи словами – антонимами

Составление предложений с однородными членами, с противопоставлением.

Составление описательного рассказа – описания по схеме. Пересказ текста Б.Житкова «Как яблоки собирают» с использованием мнемотаблицы.

3-я неделя

Хлеб. Как хлеб появился на столе

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

4-я неделя

Осень

Употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Употребление глаголов в ед. и мн. Числе.

 Согласование прилагательных с существит. в роде, числе, падеже.

Образование сложноподчинённых предложений

Составление предложений по вопросам. Пересказ рассказа Г.Скребицкого «Осенние дожди».

5-я неделя

Перелётные птицы

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Образование  и употребление в речи глаголов пространственного значения с помощью приставок с -, у-,  под-, от-, пере-

Совершенствование навыка анализа предложения.

Совершенствование навыка рассказывания по картине  «Отлёт птиц». Составление описательного рассказа по план – схеме о перелётной птице

Рассказывание сказки «Как лебедь остался один»

Совершенствование навыка пересказа

 текста И.Соколова – Микитова «Улетают журавли» с опорой на мнемотехническую таблицу.

Ноябрь

1-я неделя

Домашние животные

Закрепление названий детёнышей животных.

Образование притяжательных прилагательных

Уточнение многозначности существительных.

Усвоение категории Тв.,  Р.падежей. Образование и употребление притяжательных прилагательных, слов – антонимов.

Совершенствование навыка рассказывания  по картине  «Лошади и жеребята».

 Развитие навыков составления  описательного рассказа о животном  по план – схеме.

2-я неделя

Дикие животные

Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.

Образование сложных прилагательных.

Образование сравнительной степени прил – х, сущ. С суффиксами – онок, -ёнок, существит. с суффиксами увеличительности...

Употребление сущ – х  ед. и мн. Ч. В разных падежах, простых и сложных предлогов.

Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными  членами. Составление описательной загадки по предложенной схеме. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование навыка рассказывания по картине  «Медведица с медвежатами».

Составление рассказа – сравнения о двух животных.

3-я неделя

Домашние птицы

Расширить и углубить представления детей о домашних птицах, их детенышах. Выделить особенности внешнего вида, их поведения, значения в жизни человека. Ввести в активный словарь:

— существительные: курица – петух – цыплята, утка – селезень – утята, гусыня – гусь – гусята, индюшка – индюк – индюшата;

— прилагательные: маленький, заботливая, пушистый и т. д.;

— глаголы: ходит, плавает, летает; клюет, щиплет,

Составление описательного рассказа по схеме

4-я неделя

Одежда – обувь – головные уборы

Подбор прил – х к

существительному «одежда»

Употребление в речи глаголов – антонимов; Усвоение категории родит. П., Творит. Пад., с предлогом С.

Образование относительных прилаг – х.

Совершенствование навыка рассказывания по картине  «В ателье ремонта обуви».

Составление описательного рассказа с опорой на план – схему.

Декабрь

1-я неделя

Посуда

Образование сущ – х  с уменьшительно – ласкательных суффиксами.

Образование относительных имён прилагательных.

Употребление сущ –х в разных падежах( Р.п., Тв.П.)

Образование однокоренных слов. Знакомство с термином «родственные слова» и умение устанавливать родственные связи слов. Обогащение словами – антонимами

Составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Составление рассказа – описания по план – схеме.

Разучивание стих я Р.Сефа «Совет». Совершенствование навыка пересказа

 текста «Мамина чашка».

2-я неделя

Зима

Усвоение категории предложного падежа с предлогом на. Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа.

3-я неделя

Новый год

Согласование имён числительных и с именами существительными в косвенных падежах, прилаг. С сущ.

Подбор сложных предлогов.

Употребление глаголов в форме буд. Простого и сложного времени с частицей – ся и без неё.

Подбор однородных определений к слову ёлка.

Составление сложных предложений с противопоставлением. Составление рассказа по сюжетной картинке «На новогоднем празднике».

Составление рассказа по личному опыту

4-я неделя

Каникулы (иметь план развлечений)

Январь

1-я неделя

Каникулы

2-я неделя

Зимующие птицы

Употребление в речи приставочных глаголов.

Образование сложных слов.

Образование сложных предлогов.

Развитие навыка образования сущ – х и прил. С уменьшительно – ласкательных суффиксами

Составление предложений по трём опорным картинкам..

Разучивание стих – я С.Насонькина «Ёлка для птиц».

Совершенствование навыка пересказа

 текста «Птичья ёлка».

3-я неделя

Зимние забавы

Подбор однородных определений к слову зима.

Образование родственных слов.

Подбор однородных сказуемых

Уточнение многозначности сущ – х.

Образование сложных слов.

Совершенствование навыка анализа предложения

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления Совершенствование навыка рассказывания по картине  И.Шишкина «Зима».

Разучивание стих – й  А. Фета, С. Есенина, А.Пушкина, Ф.Тютчева

Совершенствование навыка пересказа

 текста Д.Зуева «Зимний лес» с использованием  мнемотехнической таблицы.

4-я неделя

Животные холодных стран

Образование имён прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и употребление их в речи. Образование и закрепление формы предложного падежа имён сущ – х  в ед. и мн. Числе. Уточнение многозначности слов, обогащение антонимами объяснение и употребление сложных слов;

 Использование притяжательных прилагательных. Употребление сущ. В косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками.

Составление описательного  рассказа по плакату «Животные холодных стран».

Разучивание стих – я С.Михалкова «Где обедал, воробей?»..

     

Февраль

1-я неделя

Я – человек. Части тела.

Преобразование  существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

2-я неделя

Животные жарких стран

Образование имён прилагательных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов и употребление их в речи. Образование и закрепление формы предложного падежа имён сущ – х  в ед. и мн. Числе. Уточнение многозначности слов, обогащение антонимами объяснение и употребление сложных слов;

 Использование притяжательных прилагательных. Употребление сущ. В косвенных падежах с предлогами, глаголов движения с приставками.

Составление описательного  рассказа по плакату «Животные жарких стран».

Совершенствование диалогической речи с опорой на сказку «Про львёнка» О.Онисимовой с пересказом.

     

3-я неделя

День Защитника Отечества. Военные профессии.

Практическое усвоение способов словообразования с использованием  сущ. в ед. и мн. Ч.

 Наречия /слова- признаки действия/ в практических упражнениях.

 Будущее сложное время глаголов /буду служить/

 Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол

Понимание лексического значения слов – омонимов.

Употребление притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, НАША,

Образование, употребление формы Р.п. мн.числа сущ..

Согласование числ- х с сущ. в роде, числе, падеже.

Активизация слов, обозначающих моральные качества людей

Заучивание с детьми стихов С.Маршак «Пограничники», «Дуют ветры в феврале», А.Жаров «Пограничник», З.Александрова «Дозор»

Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку.

Пересказ рассказа о пограничниках Употребление в речи целевых и причинных конструкций.

Чтение рассказа Л.Кассиль «Твои защитники».

4-я неделя

Моя семья

Понимание лексического значения слов – антонимов и употребление их в речи. Употребление сущ –х в разных падежах( Р.п., Тв.П.

Дат. Падежа ед. и мн. Ч .)

Упражнение  в кратком рассказывании о своих близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье.

 Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером».

Пересказ литературного текста В. Осеева «Просто старушка»,

сказки Айога, 3 сестры,

Март

1-я неделя

Международный женский день

Образование, употребление формы Р.п. мн. Числа сущ – х.

Подбор однородных определении, сказуемых.

Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что, для того чтобы. Образование, объяснение и употребление сложных слов;

Придумывание рассказа по личному опыту ребёнка «Чтобы я сделал, если бы мама заболела». Составление сложноподчинённых предложений со словами потому что. Составление рассказа о профессии мам. По плану. Составление рассказов о профессиях по иллюстрации «Мамы всякие нужны» по алгоритму. Совершенствование навыка пересказа

 текста В.Суслова «Где работает мама?»

разучивание по ролям стих – я Д.Родари «Чем пахнут ремесла?»

2-я неделя

Игрушки

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

3-я неделя

«Наурүз» - весна пришла

Образование слов с уменьшительными и увеличительными,  суффиксами единичности, . Понимание лексического значения слов – синонимов и употребление их в речи.

Образование сравнительной степени прил – х. Составление предложений с противопоставлением.

Составление рассказа по серии сюжетных картин. Совершенствование навыка рассказывания по картине И.Грабаря  «Март».

Разучивание стих – й о весне Ф.Тютчева, А.Пушкина, А.Толстого.

Пересказывание рассказа «Март» по Г.Скребицкому с использованием мнемотаблицы

4-я неделя

Транспорт

Образование и употребление в речи разных предложно – падежных конструкций.

Согласование числ – х с сущ. В р., ч., п.

Образование Образование,  объяснение и употребление сложных слов;относительных прил – х.

Придумывание рассказа с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа

 текста В.Суслова «Кто сильнее?» с опорой на мнемотехническую таблицу.

Апрель

1-я неделя

Мебель.Дом

Подбор определений.

Практическое усвоение предлогов НАД, ИЗ - ПОД, ИЗ - ЗА, МЕЖДУ.

Закрепление навыка образования относительных прилагательных, прил. В сравнительной степени.

предложно – падежные конструкции. Совершенствование навыка анализа предложения

Составление загадок – описаний.

Составление сложноподчинённых предложений. Рассказывание стих – я С.Маршак «Откуда стол пришёл?»  

Составление сравнительных рассказов – описаний о мебели.

2-я неделя

Космос

Практическое употребление сущ. В косвенных падежах,  Знакомство со сложным предложением.

Образование, активизация родственных слов.

Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка. Совершенствование навыка пересказа

 сказки Н.Носова «Как на Незнайку упал кусок солнца» с опорой на серию сюжетных картин

3-я неделя

Рыбы. Обитатели морей. Водные пространства

Составление и употребление в речи сложноподчинённых предложений с союзом потому что.

Образование сущ –х с уменьшительно – ласкательных и увеличительными суффиксами. Употребление простых и сложных предлогов

Составление рассказов – описаний о рыбах. Придумывание сказки с опорой на рисунок ребёнка.

Совершенствование навыка пересказа

 текста И. Гурвича «Лёвушка - рыбак» с составлением  плана

4-я неделя

Инструменты. Профессии

Образование, употребление сущ. В косвенных падежах, сущ. И прил. С уменьшительными суффиксами. Обогащение речи антонимами. Совершенствование навыков словообразования. Составление и употребление в речи сложносочинённых предложений с союзом а. Составление и употребление в речи сложноподчинённых предложений с союзом потому что, для того чтобы.

Составление загадок – описаний об инструментах и орудиях труда. Совершенствование навыка пересказа

 Текста Л.Черского «Метла и старый барабан».

Май

1-я неделя

Лес. Деревья, кусты, цветы

Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около. Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

2-я неделя

День Победы

Образование, активизация сложных слов. Активизация приставочных глаголов.

 Упражнение в употреблении родственных слов.

Закрепление умения образовывать названия профессий с помощью суффиксов – чик, - ист.

 Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

 Составление сложноподчинённого  предложений с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы)

Составление сложных предложений по сюжетной картине.

Разучивание стих – й. Чтение рассказов о войне: В.Катаев «Сын полка»(отрывок «В разведке») с последующим пересказом. Употребление в речи целевых и причинных конструкций.

3-я неделя

Насекомые

Употребление предлогов ПОД, НАД, С, СО, ИЗ. Активизация приставочных глаголов речи детей.

Слова – признаки действия.

Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже..

Закрепление навыков составления и употребления в речи сложных предложений (разных видов)

Развитие диалогической речи на основе рассказа И.Соколова – Микитова «Лес ранней и поздней весной». Заучивание загадок о насекомых. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Рассказывание сказки «Как кузнечик помогал слабым».

4-я неделя

Мониторинг по образовательным областям и интегративным качествам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....