Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Лексическая тема: «Космос».
Цель: Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос».
Задачи:
Коррекционно — образовательные:
- упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- учить образовывать предложные конструкции.
Коррекционно — развивающие:
- развивать логическое мышление и связную речь детей;
- активизировать словарь по теме;
- формировать представления детей о космосе, космонавтах;
- развивать умение согласовывать слова в предложениях;
- закреплять знания о профессиях, связанных с космосом. Коррекционно — воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес к космическому пространству и уважение к труду людей, работы которых связаны с освоением космоса.
Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, макет ракеты, звезды из картона, фотографии планет, музыкальное оформление («Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова), фотографии Ю.А. Гагарина и космического корабля «Восток», наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты», цветные карандаши, ИКТ.
Ход занятия:
- Организационный момент.
(Звучит «Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова, показ слайдов по теме «Космос»).
Чтение стихотворения о космосе.
Вот звездное небо! Что видно на нем?
Звезды там светят далеким огнем!
Только ли звезды на небе сияют?
Нет! Среди звезд там планеты блуждают!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовется планетой ... (Земля)!
2. Беседа по теме.
Ребята, 12 апреля мы отмечаем Всемирный день авиации и космонавтики. Мечта человечества подняться в космос стала реальностью с первым полетом человека на ракете. Люди обрели возможность покидать Землю и открывать мир космоса, изучать звезды и планеты. Но и сегодня для людей космос остается загадкой.
Я хочу пригласить вас в космическое путешествие, но прежде мне нужно проверить ваши знания о космосе.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- Что мы увидим на небе безоблачным ясным вечером? (Звезды).
- Почему они кажутся нам маленькими сверкающими точками? (Находятся очень далеко).
- Что собой представляют звезды? (Звезды — это огромные раскаленные газовые огненные шары).
- Какого цвета бывают звезды? (Голубого, красного, желтого ...). Какие вы знаете планеты? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, ...)
- Чем они отличаются? (Размером, цветом.).
- Чем отличаются звезды от планет? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты - из твердых, жидких частиц и газов).
- Какая звезда к нам ближе всего? (Солнце).
- Что дает нашей планете Солнце? (Свет и тепло).
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин).
Молодцы, ребята. Знания у вас хорошие.
3. Дидактическое упражнение «Договори словечко»..
Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный ... (телескоп).
Телескопом сотни лет изучают жизнь планет,
Нам расскажет обо всем умный дядя ... (астроном).
Астроном — он звездочет, знает все наперечет! Только лучше звезд видна в небе полная ... (Луна).
Знает этот звездочет звезды все наперечет,
Дарит Солнце жизнь планетам, нам — тепло, хвосты - ... (кометам).
До Луны не может птица долететь и прилуниться, Но, зато умеет это делать быстрая ... (ракета).
У ракеты есть водитель — невесомости любитель. По-английски — астронавт, а по-русски ... (космонавт).
4. Дидактическая игра «Выберите нужный предмет».
Ребята, что нужно, чтобы ракета отправилась в полет? Нужно оснастить ее всем необходимым.
Посмотрите на картинки, которые у вас на столах. Что мы возьмем с собой в полет и почему? (По темам «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Инструменты».)
Дети: «Мы возьмем фрукты, потому что …» и т. п.
Правильно ответили. Ракета к старту готова. Займите места на космическом корабле. Сядьте правильно. Внимание! Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7....,
пуск!
Внимание! Звездолет «Солнышко» отправляется в путешествие по Солнечной
системе.
Поднимается ракета,
Чертит небо ярким светом.
Улетают на планеты наши
быстрые ракеты!
- Физкультминутка. Состояние невесомости.
Ребята, космонавты во время полета испытывают состояние невесомости. Давайте и мы почувствуем это состояние. (Имитация движений.)
- Развивающая игра «Назови планету». Ребята, мы с вами в космическом пространстве. У нашей звезды — Солнца — есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Семью Солнца называют Солнечной системой. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Что вы можете о них рассказать? Если вы отвечаете правильно, то Звездочет это подтверждают. (Ребенок нажимает кнопку на игровом поле и называет планету. Если ответ верный, раздается музыка.)
(Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Венера — вторая от Солнца планета. Там настолько жарко, что можно за несколько секунд испечь пирог без духовки. Венера — самая яркая планета на
небе.
Земля — третья от Солнца планета. На земле есть жизнь. Земля имеет свой
спутник — Луну. (Луна — каменистый шар размером с четверть Земли. Луна
— безжизненный мир, без воздуха, без воды, без растений и животных. Ее
поверхность покрыта пылью, на ней очень много впадин, называемых
кратерами.).
Марс — четвертая от Солнца планета. На Марсе, как и на Земле, четыре
времени года. Там есть ледяные полярные полюса и каналы, напоминающие
русла рек.
Юпитер — пятая от солнца планета. Это самая большая планета Солнечной
системы. Она настолько велика, что все остальные планеты могли поместиться в нее.
Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна тем, что имеет
огромные кольца изо льда, камней и песка.
Уран — седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной
системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют
«лежачая планета».
Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь бога моря — Нептуна,
потому что она холодная и синяя. Там дуют самые сильные ветры в Солнечной
системе.
7. Пальчиковая гимнастика.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий, два — Венера,
Три — Земля, четыре — Марс,
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, за ним — Нептун.
- Дидактическое упражнение «Посмотри в иллюминатор. Что или кого ты видишь?».
(Винительный падеж существительных) . Дети рассматривают сюжетную картину через иллюминатор (окошко) и называют предметы: «Я вижу море», «Я вижу горы» и т.п.
- Дидактическое упражнение « Подбери словечко».
Ребята, быть космонавтом — это не только почетно, но и очень трудно! Как вы считаете, какими качествами должен обладать космонавт? ( Быть сильным, умным, выносливым, смелым, решительным, организованным, настойчивым, добрым, ответственным, ...).
А что делает космонавт во время полета ? ... (Следит за приборами, выполняет указания из центра управления полетами, выходит в открытый космос, и т.д.).
Внимание! Внимание! Вызывает земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю! Вот мы приземлились!
10. Д/упражнение «Земля из космоса».
Дети, попробуйте нарисовать, как выглядит наша планета из космоса.
11. Итог занятия.
Как красива наша Планета! Наш полет в Космос завершен! Вы сегодня были умными, ловкими, организованными, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир Космоса. Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, тренируйтесь, ведь далекие Планеты ждут вас! А на память о сегодняшнем путешествии я подарю вам по звездочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-276311-1547748679.jpg)
Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме « Защитники Отечества.»
Подгрупповое логопедическое зантие с применением информационно-коммуникативной технолоии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-124445-1357578675.jpg)
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-361525-1511369042.jpg)
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста
СодержаниеВведение...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-1062597-1538034293.jpg)
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/07/picture-124445-1357578675.jpg)
Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО
В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....