Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kosmos.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад№454 г. Челябинска
Конспект занятия по формированию
лексико - грамматических категорий и развитию связной речи
для детей старшей группы с нарушениями речи
по теме: «Космическое путешествие»
выполнила:
Федосова Е. А.
учитель - логопед
I категории
Челябинск 2017
Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о космосе;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
- Развитие лексико - грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
- Развивать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать у детей внимание к собственной речи, интерес к занятию.
- Формирование навыков взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Материалы и оборудование:
счетные палочки, иллюстрации с изображением космоса, планет, сюжетные картины с изображением персонажей - Смешариков, картина с изображением «нужных» предметов для космоса, звездочки-наклейки, «космические камни», калейдоскоп, медали «Настоящий космонавт».
Ход занятия:
-Давайте, ребята друг друга поприветствуем!
Доброе утро, добрый день!
Нам здороваться не лень.
Друг на друга посмотрели
И улыбками согрели.
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам!
1.-Ребята, отгадайте загадку:
Яркие цветочки вечером расцветают,
А утром увядают(звезды)
У каждого из вас есть конверт. В нем разноцветные звездочки. Предлагаю вам выбрать звезду такого цвета, которая подходит под ваше настроение и приклеить ее на это полотно (выставляется мольберт).
-Замечательно, я вижу, что у вас у всех хорошее, радостное настроение. Проходите все в космический класс, где мы немножко освежим наши знания.
- Чтобы собраться в космос, мы вместе должны собрать с собой в дорогу те предметы, которые будут нам необходимы ! Помогите мне, пожалуйста, разобраться, что нам может понадобиться (выставляется картина с изображением предметов, дети отбирают те предметы, которые могут понадобиться, а что может потерять свою актуальность из- за невесомости).
-Молодцы! Все собрали, а напомните мне, пожалуйста, что нам еще нужно для полета?
-Правильно, нужна ракета, ее мы будем создавать вместе, прошу вас переместиться в нашу космическую лабораторию и построить ракету по чертежам! (дети выкладывают большую ракету из счетных палочек на столе по образцу).
- Итак, ракета готова, значит, пора идти на космодром!
Логоритмика:
Дружно в ногу мы идем,
Мы идем на космодром.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планеты!
-Необходимо проверить готовность к полету. Пожалуйста, наденьте скафандры, обуйте космическую обувь! Наденьте космические рукавицы! (дети выполняют задание, логопед проверяет)(“Какие теплые и толстые рукавицы», «Как ты чудесно выглядишь в скафандре», «Плотно ли сидит скафандр»?)
Садимся в ракету. Начинаем отсчет!
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (звучит космическая музыка)
-Поздравляю вас с выходом в космическое пространство! Начинаем космическое путешествие! Наши гости – это Центр управления полетом, они будут, следит за нами, и помогать нам.
-Приступим к изучению и наблюдению в космосе, что вы видите за бортом корабля? (планеты, созвездия, звезды, солнце и т. д.)
-Мы видим в космосе много разных звезд, предлагаю немного потренировать нашу память и поиграть в игру «Семейка слов».
1Дидактическая игра «Семейка слов»:
-Давайте образуем слова одной семейки. Я буду передавать вам» космические камни», а вы – отвечайте верно.
-Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)
-Если на небе много звезд, то небо будет, какое? (звездное)
-Если звезды собраны семейкой, то это? (созвездие)
-Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
- Как в сказках называли волшебника, который предсказывал будущее по звездам? (звездочет)
-Ребята, а вы знаете, как называется самая яркая звезда? (Солнце)
-Внимание, внимание! Справа я вижу парад планет. Планеты выстроились в ряд, чтобы полюбоваться вами. Только в спешке они потерялись и не могут припомнить, сколько их было! Поможем, ребята?
2.Дидактическое упражнение «1,2,3»
1 планета, 2 планеты, 3 планеты, …9 планет.
Логопед:
-Молодцы, ребята, вы справились! Вокруг солнца вращается 9 планет, а вот и первая планета - Меркурий. Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте все вместе произнесем это слово - МЕРКУРИЙ.
- Смотрите, нас встречает инопланетянин, он так напуган!
Инопланетянин: «На моей планете поселились фантастические животные. Может, вы поможете понять, что это за животные?»
Давайте опишем их:
3.Образование притяжательных прилагательных:
-« У животного крокодилий хвост, верблюжьи горбы, птичьи лапы»
« У животного совиные глаза и кроличье туловище»
« У животного – медвежье туловище и собачья морда»
«У животного волчья голова и совиные крылья»
«У животного лошадиная голова и птичьи крылья, ноги»
«У животного утиные ноги и беличий хвост»
-Я думаю, инопланетянину нечего бояться, все эти животные добрые»
Логопед:
Отправляемся дальше (звучит музыка)
4.Физминутка: Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Логопед:
Приближаемся к планете Венера, на ней так жарко, что можно испечь пироги за две минуты. Запомните это слово - Венера.
-Смотрите, здесь какое – то послание зашифрованное .Да это же стихотворение, я думаю, мы сможем его расcказать .
5.Чтение стихотворения по мнемотаблице (читают два ребенка)
Логопед: -Мы приближаемся к планете Марс.
-Нас встречают Марсиане. И предлагают поиграть. Отвечайте на вопросы предложением, чтобы с ними подружиться.
Игра «Скажи наоборот»
В солнечный день на Земле светло, а в космосе - (темно)
Летом на солнце очень жарко, а в космосе – очень ( холодно)
На Земле люди совершают движения быстро, а в Космосе - (медленно)
На земле работать легко, а в космосе - (тяжело)
Земля - наша родная планета, а другие планеты - (чужие)
-Молодцы, ребята!
7. Из Центра управления полета пришло сообщение, что над планетой Юпитер нависла угроза. Помогите планете.
«Найди отличия у космонавтов»
Угроза миновала, а нам пора лететь дальше. Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете - Сатурн. Обратите внимание, эту планету окружают кольца, произнесите название этой планеты - САТУРН.
Находят конверт, в нем задание.
8.«Образуй слово»
-Летает к звездам - звездолет
По луне ходит - луноход
Звезды падают – это звездопад
Те, кто живет на Земле - земляне
Те, кто живет на Марсе – марсиане
Существа с иных планет – инопланетяне
Сесть на Землю - приземлиться
Сесть на Луну - прилуниться
Корабль, летящий меж планет - межпланетный корабль
Логопед:
-И снова летим! Мы приближаемся к Луне.
-Ой, ребята, а кто это так сильно хотел прилуниться на Луну?
-Вы узнали этих героев?
-Да это - Смешарики! Они поспорили друг с другом как- то, а о чем – вам сейчас расскажут наши космонавты (вызываются три ребенка)
Пересказ рассказа по картинкам
Жил-был кролик по имени Крош. Он был большим мечтателем. Однажды он размечтался о том, как полетит на Луну.
«Вот прилечу на Луну, первым делом сниму шлем, чтобы подышать лунным воздухом.
–Затем, я установлю большой флаг, чтобы он развевался на ветру.
-Потом, попью холодной лунной водички…
-А потом, помою ракету под проливным лунным дождем….
И тут пришел Ежик:
-«Крош, Крош, ты такой фантазер! На Луне ты не сможешь снять шлем, потому что там нет воздуха!»
-«И флаг твой развеваться на ветру не будет, потому что там нет ветра!»
-«И водички у тебя на Луне не получится - там нет воды!»
-«Значит и дождей там тоже не бывает?- догадался Крош.
А Ежик сказал: «Прежде, чем мечтать, лучше книжки почитать!»
Логопед:
- Ребята, нам нужно спешить, осталось долететь до двух планет Солнечной системы - это Нептун и Плутон. Эти планеты, как и Уран, находятся далеко, и там очень холодно. Чтобы нам с Вами не заболеть, посылаем им запрос, все ли у вас в порядке?
Игра «Составь предложение»
Наши космонавты по очереди будут расшифровывать послание, а космонавт Андрей П. будет им помогать.
(ребенок зарисовывает схему предложения на мольберте)
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Яркие, небо, большие, на, звезды.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
Люди, планета, на , Земля, живут.
Родную, на, космонавты, землю, возвращаются.
Логопед:
-Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета - любимый наш дом,
На ней мы все вместе с рожденья живем.
Планета прекрасна, моря, океаны,
Цветы и деревья, там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката,
Что за планета, скажите, ребята? (Земля)
(звучит космическая музыка)
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к самой любимой планете - Земля.
Мы в невесомости.
Этюд «Невесомость»
Наш корабль благополучно приземлился. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Какие планеты Вам запомнились? Что показалось более интересным? Вы выполнили все задания, и я могу вас всех принять в свою команду космонавтов. Центр управления полетами прислал вам награду- медали.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Инопланетянин: А у нас зима.
Землянин: У нас наступил день.
Инопланетянин: А у нас ночь.
Игра «Хвастунишки» А теперь похвастаемся
Землянин: Наша планета красивая,
Инопланетянин: а наша еще красивее.
Землянин: У нас моря глубокие,
Инопланетянин: а у нас еще глубже
Землянин: Наши горы высокие,
Инопланетянин: а у нас - выше.
Землянин: Наш хлеб вкусный,
Инопланетянин: а у нас вкуснее.
Землянин: Наши реки чистые,
Инопланетянин: а наши чище.
Землянин: Наши солдаты смелые,
Инопланетянин: а наши смелее.
Воспитатель: Инопланетяне и Земляне подружились. И сейчас мы придумаем, как лучше сохранить в памяти эту встречу двух миров.
Дети предлагают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"
Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Мой город - Саранск"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: " Мой город - Саранск"...
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».
Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе комбинированной направленности
Активизировать речевую деятельность детей через развивающие игры, развивать фонематический слух, память, внимание, мимику, артикуляционную и общую моторику.Развивать движения во взаимодействии друг с ...