Тема занятия по обучению грамоте для детей с ФФН. «Дифференциация звуков «Р», «Л». « У нас в гостях Карлсон»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мирошина Наталья Николаевна

ЗАНЯТИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote_dlya_detey_s_ffn.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия по обучению грамоте для детей с ФФН.

                   «Дифференциация звуков «Р»,  «Л».

                   « У нас в гостях Карлсон»

Задачи:

Коррекционные:

 -Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

-учить слухо-произносительной дифференциации звуков «Р»,  «Л».

- уточнение артикуляционного уклада звука «Р»,  «Л»., закрепление кинестетического образа звуков «Р» - «Л».

-совершенствование движений артикуляционного аппарата.

-развитие элементарного фонематического анализа (учить различать звуки

«Р»,  «Л».на слух в слогах, словах и предложениях).

-закрепить правильное произношение звуков «Р»,  «Л». в слогах, словах различной слоговой структуры.

Развивающие:

-создать благоприятный микроклимат на занятии.

-развивать мимику, общую и мелкую моторику.

Материал: Картинки (собака, самолет), мяч, две коробки (красного, желтого цвета), картинки со звуками «Р»,  «Л». Картинки (корова, автобус, рыба, лопата). Карлсон, Карл- мальчик. Слоговая лесенка. Картина: «Белый кролик». Кассы букв, кружочки (красного, синего, зеленого цвета).

1.Орг. момент.

-Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь!

-Скажите, какое время года сейчас? (зима)

-А зимой холодно или жарко? (холодно)

-Изобразите, как вам холодно?( движения детей)

-Придумайте к слову «холод» - родственные слова(холодильник, холодок, похолодание, холодно).

-А, кто еще приходит зимой? (мороз)

-Придумайте к лову «мороз» родственные слова (Морозный, морозилка, морозно, мороженное).

-Раз, два, раз, два – на занятие пора (хлопки в ладоши на каждый счет)

-Раз, два, три, раз, два, три – слушай, думай и смотри (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам),

-На вопросы отвечай, хорошо запоминай!

2. Постановка цели занятия.

-Дети, я назову слова, а вы попробуйте догадаться, какие звуки мы будем сегодня повторять.

Слова: рак, робот, рука, ракушка, рысь, роза ( звук «Р»).

-Помните, как рычала собака?

-Давайте повторим! (картинка с собакой)

Слова: лук, лопата, лампа, луна, луч (звук «Л»).

-Помните, как гудел самолет?

-Давайте повторим! (картинка с самолетом).

-Какие это звуки? Гласные или согласные? Твердые или мягкие?

-Чем отличаются эти звуки? ( Когда мы говорим «Р» - язычок дрожит, а когда говорим «Л» - язычок не дрожит). Хорошо, молодцы!

-Тема занятия:  Звуки  «Р»,  «Л». Буквы Р., Л.

-Сегодня мы с вами будем работать со звуками «Р» - «Л», а поможет нам с этим    Карлсон, он  приготовил для вас задания (конверт, а в нем задания для детей).

3. Первое задание: дидактическое упражнение « Хлопни в ладоши. Если услышишь звук «Р».

Р, л, р, д, п, р., ра, ла, ло, ро., ар, ал, ор, ол, ур., рак, лак, ложка, корова, комар, укол.

« Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Л».

Л, р, д, л, т, л., ла, ра, ра, ла, ол, ор, ул., лампа, рама, ложка, солома, стул.

4. Второе задание:Учить детей различать звуки «Р»,  «Л».

 Карлсон предлагает вам поиграть. Игра «Разложи картинки» Дети, давайте разложим картинки, в красную коробку мы положим картинки со звуком «Р», а в желтую коробку картинки со звуком «Л». Внимание: Вспомним, какие картинки положили в красную коробку? (назвать по памяти), какие в желтую коробку? (по памяти). Все вместе!

-Определить место звуков в словах. –Где слышится звук «Р»? ( в начале, в середине или в конце слова) (рак, ракета, корова, рука), (лопата, лампа, стул, стол).- Где слышится звук «Л»?( в начале, в середине или в конце слова)

-Почему мы положили картинки со звуком «Р» в красную коробку, а со звуком «Л» в желтую?

5.Третье задание: Карлсон приготовил следующую игру. Игра с мячом.

-Вставьте в слово, которое я назову, звук «Р».

-Он должен быть вторым по порядку. Например: кот – крот, мак – мрак.

-Я вам бросаю мяч, а вы мне должны с ответом его вернуть.

          Пуд – пруд

Кот – крот, Кошка – крошка, битва – бритва.

-В этих словах, где слышится звук «Р»? (в начале, в середине или в конце слова?)

А теперь вторым в слове должен быть звук «Л».

          Газ – глаз (в слове глаз, где слышится звук «Л» В начала, в середине или в конце слова).

Бок – блок. -Что такое блок?( Конструктивный сборный элемент или изделие, обычно заводского изготовления, применяемые в современном индустриальном строительстве (напр., блок объемный, стеновой, оконный).

Пот – плот. -Что такое плот? (платформа из соединенных между собой плавучих предметов: бревен, бочек и др. для перевозки людей и грузов по воде).

Сон – слон

-В этих словах, где слышится звук «Л»? (в начале, в середине или в конце слова?)

6. Четвертое задание:-Карлсон приготовил следующее задание. Игра «Скажи одним словом»

           Белый грудь - Белогрудый

 Черные глаза – Черноглазый

 Серые глаза – Сероглазый

           Круглое лицо - Круглолицый

 Громкий голос – Громкоголосый.

-Молодцы, хорошо справились с заданием!

7. Звуковой анализ слова.

-У Карлсона есть друг, а узнаем его имя, если выполните это задание.

Картинки (корова, автобус, рыба, лопата).

-Внимание: «Выделите первые звуки из этих слов? И узнаете, какое имя у друга  Карлсона».

-Правильно, друга Карлсона зовут Карл!

-Составим схему слова имени Карл (одного ребенка вызвать к доске).

(Звуковой анализ слова, составляем из кружков, красного, синего, зеленого цвета)

Карл – К - согл., тверд., глух., А – глас., Р – согл., тверд., звон., Л- согл., тверд., звон.

-Посмотрите, вы так составили?

-Сколько звуков в этом слове?

-Сколько слогов в слове Карл?

-Вспомним правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»

-Выполнили правильно, молодцы!

8.Физ. минутка.

Мы весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, надуваем щёчки, скачем на носочках. И друг другу даже, язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку.  Пальцы поднесем к виску. Оттопырим ушки. Хвостик – на макушке. Шире рот откроем. Все гримасы строим. Как скажу я цифру «три» Все с гримасами замри! «Раз – два – три!»

9. -Сели правильно.-Спина прямая, ноги вместе! Буквенный анализ слова.

-Открываем кассы с буквами!

-Чем на письме мы обозначаем звуки? (звуки обозначаем буквами)

-Обозначьте звуки буквами и прочитайте!

-Вы теперь узнали, как зовут друга Карлсона!!! Друга Карлсона зовут Карл.

10. Слоговая лесенка. Пятое задание:

- Карлсон предлагает вам пробежаться по лесенке!

-Прочитаем все вместе, хором

-Почему слова начинаются с заглавной буквы?(потому что, начинается новое предложение)

11. Согласование прилагательных с существительными.

-Карлсон и его друг приготовил еще для вас задание: «Надо закончить предложение словами « Белый кролик»

-У нас в живом уголке жил….(белый кролик). Дети любили….(белого кролика). Дети заботились…(о белом кролике). Они приносили морковку и капусту…(белому кролику). Дети подолгу любовались…(белым кроликом).

(один ребенок заканчивает предложение, второй ребенок повторяет все предложение).

-Вам понравился рассказ про белого кролика?

-Придумайте название к этому рассказу? (Дети: - «Мне понравился рассказ про белого кролика»)

-Молодцы. –Правильно! –Вы придумали хорошее название!

-Ребята составьте схему предложения?

                      «Мне понравился белый кролик».

-Сколько слов в предложении?

-С какой буквы пишется слова в начале предложения?

-Как пишутся слова? (слова пишутся раздельно).

-Что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставится точка).

12. Итог занятия.

-Карлсон тебе понравилось, как дети сегодня работали?

-И Карлсону и мне очень понравилось как вы занимались! Довольный Карлсон улетает в свою сказку.

-Какие звуки мы с вами повторяли?

-Какое задание вам больше всего понравилось?

-Все молодцы, хорошо поработали! Спасибо! Идите, отдыхайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе "Дифференциация звуков [г - к]"

«Дифференциация звуков [г – к]»Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыков звуко – буквенного и звукового анализа и синтеза, навыка чтения слогов.Коррекционно-развивающие цели. Развит...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.Задачи занятия: Коррекционные:закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;развивать ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ТНР на тему "Дифференциация звуков у-о в словах "

Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто путают наслух гласные звуки о-у. В конспекте представлены игровые методы и приёмы, направленные на развитие фонематических процессов, на дифференциацию гласных з...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)...