Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ТНР на тему "Дифференциация звуков у-о в словах "
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Жеребцова Юлия Яковлевна

Дети с тяжёлыми нарушениями речи часто путают наслух гласные звуки о-у. В конспекте представлены игровые методы и приёмы, направленные на развитие фонематических процессов, на дифференциацию гласных звуков о-у.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_o-u.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков о-у». Лексическая тема «Осень»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с понятиями «гласный звук», «ритм слова», с графическим образом букв У, О.

Формировать умение детей дифференцировать гласные звуки [о]-[у].

Совершенствовать навыки детей в выделении звуков [о], [у] из слов, в определении позиции звуков.

Развивать артикуляционную моторику, речевой выдох.

Воспитывать стремление детей к правильным ответам, интерес к заданиям.

Ребята, я сегодня утром шла на работу по дороге и увидела вот такой осенний листочек, посмотрите, на нем что-то изображено? Правильно, это ритм слова.

Как вы думаете, ритм какого слова изображен на листочке? Придумайте «осенние слова, которые подходят к этому ритмическому рисунку.

Дети придумывают слова: осень, листик, дождик, лужа, капли.

Предлагаю под музыку прохлопать ритм. Дети вместе с логопедом отхлопывают ритм ---  ---.

Поиграем с язычком:

«Дует осенний ветерок» (губы округляем, щеки не надуваем);

«Грабли собирают листочки» ( гладим  язык зубками);

«Дождик стучит по крыше»   ( стучим кончиком язычка по бугорочкам за зубками);

«Волчонок воет в осеннем лесу» (длительно пропеваем звук [у])

«Укачиваем куклу а-а-а» (пропеваем звук [а])

Ребята, послушайте стихотворение, какой звук чаще всего слышится в стихотворении:

Оля с осликом дружила,

Овощи ему дарила.

Какой звук чаще всего слышится в стихотворении. Правильно, звук [о].

Как звали девочку? Кого любила Оля? Чем Оля угощала ослика?

Ребята, назовите слова со звуком [о]. Правильно, Оля, ослик, овощи.

Где слышится звук о в словах: Оля, ослик, овощи? Правильно, звук

[о ] слышится в начале слов.

Ребята, звук [о] такой разный по настроению. Он то удивляется, то восхищается, то огорчается.

Проговаривание звука[ о] с разной интонацией.

Молодцы ребята!

Отгадайте загадку: 

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты скорей все загружай.

Повезём мы... (урожай)

Урожай.

Какой  первый звук слышится  в слове урожай?

Правильно звук [у].

Ребята, я предлагаю  сегодня поиграть со звуками [у], [о].

Какой звук [о]? Он гласный. Его можно пропеть и протянуть.  Губы округляем, [о] мы пропеваем. Какой звук [у]? Звук [у] тоже гласный. Его можно пропеть и протянуть. Губки трубочкой тяну и звук [у] я пропою.

К нам пришли девочки: Оля и Ульяна. Как вы думаете, с какими звуками они дружат?

Оля дружит со звуком [о], потому, что в её имени слышится звук [о].  Как мы обозначаем звук [о]?  Правильно, большим красным овалом. Ульяна дружит со звуком [у], в её имени слышится звук [у].

Звук [у] мы обозначаем маленьким красным кружком.

У девочек есть волшебная шкатулочка.

«Ты шкатулку открывай, звуки в слове называй».

Дети достают картинку, называют слово, определяют звук, который слышится в слове ([о], [у]).

В слове утюг слышится звук [у], дарю картинку Ульяне.

Молодцы ребята, вы разобрали все картинки в волшебной шкатулке.

Оля с Ульяной подружились и спели песенку: оу.

Какой первый звук в песенке? Какой второй звук?

Выложите песенку оу.

Внизу, под песенкой выложите буквы ОУ. Прочитайте.

Предлагаю отдохнуть. Девочки будут «ловить слова со звуком[у], мальчики-со звуком [о]»

Физ. минутка.

Ходит осень по дорожкам, (шагаем на месте)

Промочила в лужах ножки. (бег на месте)

Туча по небу бежит. (рукой показываем плывущую тучу)

Дождик капает, стучит. (стучим пальцами по ладошкам).

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад.

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Хорошо отдохнули, присаживайтесь на места.

Ребята, звук [о] живет в букве О.
Вспомним стишок про букву О. В этой букве нет угла , от того она кругла, до того она кругла, покатиться бы смогла. Звук [у] живет в букве У.

Расскажите стишок про букву У. Это буква так проста, тянет ушки из хвоста.

Предлагаю ребятам из разноцветных проволочек   выложить буквы О,У.

Ребята, найдите буквы О,У в осеннем лесу. Дети находят буквы О,У в осеннем лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...