КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа)
Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки фонематического анализа;
- закрепить навык составления слов из слогов;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать общую моторику.
Обучающие:
- закрепить знания о звуках [т], [т`], [д], [д`].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektzanyatiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр лечебной педагогики и дифференцированного образования»
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
на тему: «Дифференциация звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д»
Учитель — логопед: Ч.Х.Гайнуллина
город Казань, 2019
Цель занятия: закрепление навыка различения звуков [т], [т`]- [д], [д`] и букв Т – Д.
Задачи занятия:
Коррекционные:
- закрепить навык различения звуков [т], [т`] - [д], [д`] и букв Т - Д;
- развивать фонематический слух;
- развивать навыки фонематического анализа;
- закрепить навык составления слов из слогов;
- развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать общую моторику.
Обучающие:
- закрепить знания о звуках [т], [т`], [д], [д`].
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – карточки с буквами Т и Д; индивидуальные предметные картинки; картинки с изображением Дюймовочки, удочки, уточки; 3 конверта (1 - с напечатанной на нем буквой Т, другой – с буквой Д, третий – без подписи); карточки со слогами; конфеты.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Характеристика звуков.
3. Речевая зарядка.
4. Дидактическая игра «Светофор».
5. Дидактическая игра «Отбери картинки».
6. Физкультминутка.
7. Игровое упражнение «Отгадай слово».
8. Работа в тетрадях.
9. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность логопеда | Деятельность детей | Время |
1 Организационный момент. | Логопед просит детей взять пеналы и сесть на свои места. - Ребята, сегодня на занятии у нас будет присутствовать интересная героиня. Посмотрите, это кто? Логопед показывает картинку с изображением Дюймовочки. - Правильно. Она будет наблюдать, как вы будете заниматься. А ещё она приготовила вам сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. - А для начала отгадайте загадку. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в воде. - А теперь другую. Пестрая крякуша Ловит лягушек. Ходит вразвалочку. Кто это? - А как мы ее ласково назовем? - Правильно. Это очень похожие слова уточка-удочка. А чем они различаются? При необходимости – логопед медленно проговаривает слова. - Молодцы. Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить? | Дети берут пеналы и рассаживаются по местам. Они смотрят на картинку. - Дюймовочка. - Удочка. - Утка. - Уточка. - В слове уточка звук [т], а в слове удочка [д]. - [т], [д]. | 2 мин |
2 Основная часть. | 1. Характеристика звуков. - Хорошо. Посмотрите на картинку. Это какая буква? Логопед показывает картинку с буквой Т. - А давайте вспомним, какой у нас звук [т]! Согласный или гласный? - Правильно. А ещё какой? - А мягкий как будет звучать? - Молодцы. Теперь на эту картинку посмотрите. Логопед показывает картинку с буквой Д. - Здесь какая буква напечатана? - Хорошо. Расскажите мне про звук [д]. Какой он? - А Дюймовочке стало очень интересно, какой первый звук в ее имени? Какой? - Правильно. А что у звуков [т] и [д] одинаково? - Да. А язычок при произнесении этих звуков у нас где? - Хорошо. А что у звуков [т`] и [д`] что одинаково? - А чем отличаются звуки [д] и [д` ] от звуков [т] и [т`] ? 2. Речевая зарядка. - Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также. - Зда-ста-зда, зде-сте-зде, зды-сты-зды, та-та-да, дя-дя-тя, то-до-до, дю-тю-дю, ту-ду-ту, дя-тя-дя. 3. Дидактическая игра «Светофор». - А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки. - Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем? - Правильно. А зеленым? - Молодцы. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [т] или [д], а зеленую – если [т`] или [д`]. Если в слове нет этих звуков, то мы карточки не поднимаем. Всем понятно задание? Словарный материал: Федя, фабрика, трамвай, дерево, подарок, книга, шофер, день, телевизор, конструктор, фикус, дядя, телефон, дорога, тропа, светофор, ферма, дятел, ток, тигрята, дуб, дверь, фокус, дым, доктор, тень, дом, вода филин. 4. Дидактическая игра «Отбери картинки». - Хорошо. А ещё Дюймовочка очень любит играть вот в такую игру. Я вам сейчас раздам картинки, а вы подумайте, есть ли в этих словах звуки [т], [т`], [д], [д`]. Логопед раздает каждому ребенку по 2 картинки, а затем вешает на доску 3 конвертика (1 – с напечатанной на нем буквой т, 2-ой – с буквой д, а 3-ий – без подписи). - Подумали? - А теперь тот, кого я вызову, выйдет к доске, покажет всем свою картинку, скажет, есть ли в этом слове изучаемые нами на занятии звуки, а затем положит в подходящий конвертик. Если в слове есть звук [т] или [т`], то картинку вы положите в конвертик, на котором написана буква Т. Если в нем звук [д] или [д`], то в конвертик с буквой Д. А если в слове нет этих звуков, то картинку вы положите в конвертик без подписи. Все поняли задание? Логопед вызывает детей по одному к доске. | - Т. - Согласный. - Твердый, глухой. - [т`] Дети смотрят на картинку. - Д. - Согласный, твердый, звонкий. - [д`]. - Они согласные, твердые. - Наверху. - Они согласные, мягкие. - Звук [т] – глухой, а [д] – звонкий. Дети внимательно слушают логопеда, а затем повторяют слоги. Дети берут карточки в руки. - Твердый. - Мягкий. - Да. Дети поднимают карточку нужного цвета, а при отсутствии в слове звуков [т], [т`] и [д], [д`] карточки не поднимают. Дети выполняют задание логопеда. - Да. - Да. Ребята по одному выходят к доске, называют свою картинку, говорят есть ли слове звуки [т], [т`], [д], [д`], кладут картинку в подходящий конвертик и садятся на место. | 12 мин |
3 Физкультминутка. | - Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения. Хлопаем в ладошки — Пусть попляшут ножки. Пусть попляшут ножки По ровненькой дорожке. Ножки накрест — опускайся И команды дожидайся, А когда скажу «Вставай», Им рукой не помогай. Ножки вместе, ножки врозь. Ножки прямо, ножки вкось, Ножки здесь и ножки там, Что за шум и что за гам? Логопед проговаривает стих и показывает детям движения. | Дети встают в круг, повторяют за логопедом стих и движения. Дети хлопают в ладоши; «пляшут»; «скрещивают» ноги, садятся; встают; ставят две ножки рядом, затем - на расстоянии; прыгают в одну сторону, в другую; грозят пальчиком. | 2 мин |
4 Основная часть (продолжение). | 1. Игровое упражнение «Отгадай слово». - Хорошо, присаживайтесь. А теперь я раздам вам карточки со слогами. Только слоги у нас перепутались. Вам нужно составить из них слово. Логопед раздает детям карточки со слогами. - Кто составит слово, поднимет руку, выйдет к доске и покажет всем то, что у него получилось. Словарный материал: Трамвай, дятел, вода, тропа, листок, домик, дети, вата, цветок, гвозди, утка, добро, туман. 2. Работа в тетрадях. Логопед раздает рабочие тетради. - Правильно. А теперь откройте ваши тетради и напишите буквы и слоги по образцу (Т-Д, т-д, Та, Да.). Логопед при необходимости оказывает помощь. - Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка. Логопед проверяет работы и ставит «звездочки». - А теперь все присаживайтесь. | Дети рассаживаются по местам. Дети составляют слово, выходят к доске, показывают получившееся слово. Дети открывают тетради и пишут по образцу. Дети, выполнившие задание, подходят к логопеду. Дети садятся. | 12 мин |
5. Подведение итогов занятия. | - Хорошо. - Какие звуки мы учились различать? - А кто у нас был на занятии? - Правильно. Она узнала очень много нового и интересного и за это благодарит вас. Закройте глазки и не подглядывайте. Логопед кладет каждому ребенку конфетку. - Открывайте глазки. Что вам подарила Дюймовочка? - Хорошо. А что вам понравилось на занятии? - Как вы поработали сегодня? - Молодцы. Занятие окончено. | - [т], [т`] и [д], [д`]. - Дюймовочка. Дети закрывают глаза. - Конфету. - Игра с картинками. - Хорошо. | 2 мин |
30 мин |
Использованная литература:
1. Программы ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. -М.: Творческий центр «Сфера»,2008
2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение»,2008
3. Курдановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- М.: Творческий центр «Сфера»,2007
4. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. 1,2,3 периоды. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительного дошкольного возраста. М.: Издательство «Гном и Д», 2007
5. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей, конспекты занятий. М.: Творческий центр «Сфера»,2007
6. Кузнецова Е.В., Тихонова Н.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: Творческий центр «Сфера»,2000
7.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2ч. М., 1993
8.Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет./ под редакцией Лосева П.Н. М.: Творческий центр «Сфера»,2005
9. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1998
10.Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). СПб., «Детство – Пресс», 2007
11.Агранович З.Е.Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., «Детство – Пресс», 2004
12.Логопедия / под ред.Л.С.Волковой, М.: 2003
13.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: ООО «Гном-Пресс», 1999
14.Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на Дону. Изд-во «Феникс»,2006
15.Полякова М. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. М.: «Айрис Пресс»,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Р – Л"
дифференциация звуков Р - Л...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дифференциация звуков Г- Гь"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с подгруппой детей 6-7 лет Тема: Дифференциация звуков С - З, буквы С, З. Приставочные глаголы.
Конспект занятия для детей 6-7 лет с ТНР ОНР. Закрепление произношения свистящих звуков, дифференциация на лексическом материале "Транспорт"...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков Г-К"
На занятии дети знакомятся с новым звуком К и участся различать на слух звуки Г-К....