Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Прокудина Вера Васильевна

 

Тема: Звуки Р - РЬ.

Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков  Р и РЬ в свободной речи.

Задачи:

  • Закреплять артикуляцию звуков  Р и РЬ;
  • Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  • Пополнять, расширять, активизировать словарный  запас детей по теме.
  • Закреплять  правильное  звукопроизношение в словах, стихах;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы;
  • Развивать зрительное внимание и восприятие.
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  • Развивать лексико-грамматический  строй речи при словообразовании и словоизменении.
  • Формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  • Воспитывать внимание к собственной речи; интерес  к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

            Согласовано                                                                                    Утверждаю

Старший  воспитатель МБДОУ №15                                             Заведующий  МБДОУ №15

     Вдовенко В.М. ________                                                            Голубкова Т.М. _________

     «     » __________ 2013 г.                                                           «     » __________ 2013 г.

Конспект логопедического занятия «Лесное Путешествие» по лексической теме «Насекомые»

Тема: Звуки Р - РЬ.

Цель: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков  Р и РЬ в свободной речи.

Задачи:

  1. Закреплять артикуляцию звуков  Р и РЬ;
  2. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
  3. Пополнять, расширять, активизировать словарный  запас детей по теме.
  4. Закреплять  правильное  звукопроизношение в словах, стихах;
  5. Развивать фонематический слух и восприятие;
  6. Развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы;
  7. Развивать зрительное внимание и восприятие.
  8. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
  9. Развивать лексико-грамматический  строй речи при словообразовании и словоизменении.
  10. Формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  11. Воспитывать внимание к собственной речи; интерес  к занятиям.

Материал: Игрушки насекомых, «полянка», полоски, фишки, дощечки, подносы с буквами:  Р, И, Т, А; схемы предлога «над» и предложения; музыка для превращения, физминутки, весенней песенки.

Ход занятия:

I.   Оргмомент.

Логопед:  Дети, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло! Поздоровайтесь с ними. Нашим гостям сказали, что в этой группе все дети готовы к школе, они пришли проверить  это. Вы, уж, постарайтесь!

Назовите время года, которое наступило. Назовите весенние месяцы. Прочитайте стихотворения о весне. Звучит музыка 1. Весной оживает природа,  просыпается лес, луг. Все стрекочет, шевелится, прыгает, порхает, шуршит.

 II. Введение в тему.

Логопед: Предлагаю сегодня совершить путешествие на лесную полянку.  Согласны? А вы верите в чудеса? Закройте глаза.

   - 1, 2, 3, вокруг себя повернись и  на лесной поляне, окажись.

      Откройте глаза. Ой, кто это?  

      Игрушки насекомых и паука встречаются лесной поляне.

Дети:   Это насекомые.

Логопед:      Поприветствуйте  их и помашите им рукой!

Заканчивается музыка. 

Логопед:     Как много насекомых, назовите их  и разделите слова  на слоги,  оттопайте эти  слова.

Дети: Комар, таракан, стрекоза,  жук, пчела, оса, шмель, бабочка, муха, муравей…

Логопед: Да, это насекомые. А кто не относится к классу насекомых и почему? 

Дети: Паук, потому что у него не 6 ног, как у всех насекомых, а 8.

Логопед:  Стрекоза и божья коровка о чём – то просят нас, прислушайтесь.  Насекомые просят научить их чётко произносить звуки  Р или РЬ.

 - Вы правильно обратились к детям группы «Родничок», они умеют красиво произносить эти звуки и помогут вам.

III.   Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Учитесь, дорогие наши друзья, и выполняйте вместе с нами упражнения для языка, так как звуки «Р» и «РЬ» — сложные. Поднимите язык «чашечкой» к нёбу и заведите «моторчики»: Д-Д-Д-ДР…Р…РЬ. Произнесите, дети,  звук Р, а теперь, РЬ

IV. Сообщение темы.

Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и РЬ и поможем нашим друзьям.    Дети, вы будете шагать по кругу, если услышите звук Р, остановитесь. Максим, назови, пожалуйста, любые звуки.

- Полина, назови, пожалуйста, любые звуки, а  вы, дети, если услышите звук РЬ, остановитесь.  Дети шагают в противоположном направлении.

V. Характеристика звуков.

Логопед: Назовите только тех насекомых, в названии которых слышатся звуки Р или РЬ.

Дети: Таракан, стрекоза, божья коровка,  муравей, комар …

Расскажите  насекомым,  всё о звуках звук Р или РЬ. (Показ символов звуков). Скажите, чем они похожи? Чем различаются эти звуки?

VI. Игра «Поймай звук». Произношение звуков в слогах и словах.

Насекомые хотят с нами поиграть. Я буду произносить слоги, а вы  ловите ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза. Итак, слушайте: ба,  ра, бю, рю, мя, ря, жа, ра, бе, ре, бю, рю, бу, ру, би, ри, бы, ры

 Логопед: Насекомые не знают имен детей со звуком Р и РЬ, помогите им.

 Дети:  Рая, Рома, Валера, Ира, Вера, Кира, Мира, Юра, Роза, Артём, Артур, Арсений, Рита, Римма, Марина, Ирина, Мария, Арина, Дарина, Серёжа, Кристина, Кристин.

Логопед: А в нашей группе  есть дети, в  именах которых слышатся  звуки Р и РЬ?

Логопед: У наших друзей-насекомых нет имён, помогите им, придумайте  имена для  стрекозы  со звуком Рь, а для  божьей  коровки со звуком Р.

Дети: Рита – Ира.

VI. Физминутка.

Логопед:  Нам нужно постоянно трудиться, делать зарядку. Эй, лежебоки, не зевайте, на зарядку, выбегайте! Звучит мелодия фонограммы 2.

Дети выполняют движения.

Логопед:  Садитесь,  пожалуйста, дети. 

VIII. Обучение элементам грамоты. Звуковой анализ слов.

Логопед: Скажите, в слове божья коровка, где находится звук Р, в начале, середине или в конце слова? Он твёрдый или мягкий? 

Дети ставят соответствующие фишки в схеме слова. 

Логопед:   А в слове стрекоза, где находится звук РЬ?

      Дети ставят соответствующие фишки в схеме слова. 

Логопед: Я назову другие  слова, а вы, дети, определите место звуков  Р или РЬ.

( Шмель, таракан, богомол, муравей, стрекоза, комар)

VII. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков в словах.

Логопед:  Весной у каждого насекомого новоселье, а стрекоза Рита  и божья коровка Ира грустят. Они  не знают, в каком доме живут, трудно им различать звуки «Р» и «РЬ».

- Наши дети очень добрые, они вам помогут.

Выставляются «дома». Дети помогают насекомым.

 Какую фишку нужно взять? На новоселье принято дарить подарки. Что можно подарить Стрекозе? (Кресло, рюкзак, ширму, сковороду, ведро кастрюлю, дверь, календарь, пряники, сухари, аквариум, скрипку, приёмник, серьги, берет, ремень, верёвку, гирю, курицу, мандарины, фонари, гребень, погремушку, грибы.).

- А что можно подарить божьей коровке? (Кровать,  ромашки, розы, торт, раму, картину,  корыто, ромашку, розу, рубанок, кровать, самовар, термос, тёрку, ведро, брошь, браслет, телевизор, фартук, топор, забор, арфу,  гитару, барабан, робота.)

IХ. Произношение звуков в предложениях. Словесный анализ предложения.

Логопед: Стрекоза и божья коровка от радости начали летать над лугом. Составьте, пожалуйста, ещё предложения с предлогом «над». (Схема).

Стрекоза летит над лесом. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое.

Божья  коровка взлетела над землёй. Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье, четвёртое.

Х. Знакомство с буквой, которой обозначается звук. Показ буквы Р.

Логопед: Вместе с жителями леса, насекомыми,  мы вспомнили звуки Р и РЬ. Скажите им, какой буквой обозначаются эти звуки? Из каких элементов состоит буква Р?

.XI.  Составление слов из букв. Звукобуквенный анализ слов.

Логопед: Дети, научите насекомых из букв выкладывать  на дощечках  слова: Рита – Ира

Какие вы умники и умницы! Насекомые всему научились. Вы - добрые дети!

XII.  Итог занятия. 

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит весенняя песенка 3. 

Дети идут. Превращения 4.

Логопед: У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Расскажите все о звуках Р и Рь.

  - Наши насекомые, благодаря вам, дети, научились произносить и различать  звуки «Р» и «РЬ». Звук в разных словах может произноситься по-разному: в одних — твёрдо, в других – мягко. А вы — молодцы, потому что умеете различать эти звука!

  -  Прежде, чем попрощаться с нашими гостями, спросим их, готовы ли наши дети к школе? (Оценка гостей). 

Логопед: Молодцы! Любите насекомых, лес, поля,  звон весенних птиц, говор  ручейка, свою родину! До свидания!  Звучит музыка 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе по теме "Насекомые"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в среней группе может быть использован учителями -логопедами. Расширяем и закрепляем знания детей о насеко...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».

Цели занятия:Коррекционно-обучающие:Расширение и углубление знаний о насекомых, особенностях их внешнего вида, их характерных признаках; образование относительных прилагательных; употребление предлого...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: "Насекомые"

Развитие лексического и грамматического строя речи по теме "Насекомые"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе. Лексическая тема "Насекомые"

Конспект разработан для детей с ТНР - ОНР III уровня речевого развития...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Насекомые"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группена тему: «Насекомые»Цель:Закрепление и расширение знаний детей по теме «Насекомые».Задачи:Коррекционно-образовате...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Насекомые»....