№п/п | Тема | Содержание коррекционной работы 1 ученик | Содержание коррекционной работы 2 ученик |
1. | Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. | Игровые упражнения «Хлопки», «Кто летит» - развитие слухового внимания. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. | Игровые упражнения «Кто хлопал?», «Тихо-громко», - развитие внимания. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
2. | Предложение. | Задание. Придумай предложение со словами: девочка, платье, утюг и т.д. – формирование структуры предложения, умение графически изобразить предложение. | Задание. Сделай эти предложения на одно слово больше, меньше: Вот стоит дом; Саша пил сладкий чай. - развитие навыков словоизменения и словообразования; закрепление умения изображать предложения графически. |
3. | Предмет и слово. | Задание. Игра «Измени слово». Самостоятельное конструирование словоформы (с использованием исходной формы слова) – развитие слуха. «Повтори за мной» - развитие умения, используя шаблоны, писать элементы букв. | Задание. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов – самостоятельное конструирование словоформы (с использованием картинок) – развитие памяти. «Пиши как я» - научиться различать основные элементы по форме. |
4. | Устная речь. | Составь рассказ по картинке – развитие связной речи. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. | Повтори стихотворение «Шмель», автоматизация звука (ж) Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
5. | Письменная речь. Слог, ударение. | Упражнение. Составь слоги из букв разрезной азбуки, например: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра, - формирование слогового анализа и синтеза. Назови ударный (самый громкий ) слог слова – развитие умения использовать правила орфографии.
|
Составь графическую схему слогового состава слова, отметь ударение.
Подобрать слова к схемам – закрепление умения выделять гласный звук, развивать память в составлении графической схемы слова. |
6.
| Слово, слог, ударение.
| Закрепление знаний. Назвать гласные звуки слова. | По данному образцу сформировать в памяти элементы букв. |
7. | Слог, ударение. | Определить количество слогов в названных словах. | Автоматизация звука (ш) в словах. |
8. | Деление слова на слоги. | Составь графическую схему слогового состава слова, отметь ударение – развитие слогового анализа и синтеза. | Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог – развитие умения использовать изучаемые правила орфографии. |
9. 10. | Гласные и согласные звуки. | «Назови слово» Учить умению различать звуки речи, анализировать состав слов. | Чистоговорки. Закрепить правильную артикуляцию звуков, развитие памяти. |
11. | Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков | Выделить гласный звук, согласный звук,- фонематические дифференцировки. Обведение контуров предметных изображений – развитие ручной моторики. | По картинкам придумать предложения, в которых есть слова со звуками «с» и «ш», - дифференциация звуков «с» и «ш» в предложения. |
12.
13.
14.
15.
16. | Гласные буквы А, а, обозначение гласного звука (а).
Гласные буквы О, о; Обозначение гласного звука (о).
Гласные буквы И, и; обозначение звука (и).
Гласная буква Ы, обозначение звука (ы).
Гласные буквы У, у; обозначение звука (у). | «Кто хлопал?», «Найди картинку» - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
«Пальчики в лесу» - развитие мелкой моторики рук.
Задание. - Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным).- формирование буквенного гнозиса.
- Буквенный диктант – обучение первоначальному письму букв и их соединений.
| Потешки, скороговорки, считалки – развитие памяти.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами – развитие ручной моторики.
Задание. Конструирование печатных и рукописных букв из элементов – формирование зрительно-двигательных образов письменных графических навыков. |
17. | Согласные буквы Н, н; обозначение, согласные звуки (Н), (н ) | Задание. Допиши букву. Например: Н, Л - развитие зрительной памяти. Придумай слова на букву Н. – развитие фонемного воображения. | Задание. Сосчитай сколько звуков «Н» ты услышишь: М-Н-Н; А-Н; АНН; НН, Н – развитие количественного анализа, фонематического слуха. |
18. | Буквы С, с; обозначение, согласные звуки (С), (с ). | Задание. Слого-звуковой анализ слова «лес», «лось»- развитие фонематического анализа. | Подбери слова, где заданный звук был бы на первом ….. месте – формирование действия фонематического анализа. |
19.
| Буквы К, к; обозначение, согласные звуки (К), (к ).
| Составление графической схемы предложения и слова: ______ предложение; _____ _____ слова; __ __ __ __ слоги; звуки – закрепление умения составлять графические схемы. | Запомнить как можно больше слов из ряда лес, дом, стул, нос, кот – развитие фонематической памяти.
|
20.
| Буквы Т, т; обозначение, согласные звуки (Т), (т ). | Слоговой диктант: познакомить с конфигурацией письменных букв и их соединений. | Слоговой диктант – развитие умения воспроизводить буквы на память. |
21. | Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т (продолжение) | Сократи предложение до основы: «Красивая солистка поет русскую народную песню» (убирать по одному слову: «красивая», «народную», «русскую», «песню») – развитие анализа структуры предложения.. | Составление, анализ и запись предложения: «У Антона ноты», «Ноты у Антона» - развитие анализа структуры предложения. Развитие мелкой моторики – игра «Дети бегут». |
22. | Буквы Л, л, обозначающие согласные сонорные звуки (Л), (л ). | Звуковой анализ слова «лиса», «лук»: Ли-са, Лук. Развитие слогового анализа и синтеза. | Измените звуки (л) (л ) на (р), ( р ): «Желтый лис» - «Варит рис»; «Я из ложи» - «Корчу рожи». – развитие фонематического восприятия.
|
23. | Чтение слов, предложений с буквами Л, л. | Обозначим орфограммы: У окна стоит столик. У Аллы салат. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. | Слого-звуковой анализ слов: со – лил - слог - со
- слог - лил,
звуки по порядку (с), (а); слабая позиция буквы «О». Проверяем словом «соль» |
24. | Буквы Р, р, обозна-чающие согласные звуки (Р), (р ). | Добавить слог со звуком р, чтобы получилось слово. Например: го.(ра), ко.(ра), вед(ро), ша(ры), топо(ры), забо(ры), кома.(ры). – развивать умение выделять звук р на фоне слова. | Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист. – развивать умение вычленения первого ударного гласного из слова. |
25. | Буквы В, в, обозна-чающие согласные звуки (В), (в ). | Впиши пропущенную букву В в словах: …аленки, кро...ать, оду…анчик, поли...ает, за…од, о...ощи. – формирование навыков фонематического анализа и синтеза. | Деление слова «ворота» на слоги: во – ро – та. – формировать умение определять слоговой состав слова. |
26. | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки (Й Э). | Слого-звуковой анализ. (Й Эл) (Й Э – л и) Где спряталась ель? П мени, м ница, Р сы, др , с дерей. | Составит предложение из слов, данных в беспорядке ( например, даются слова: грядке, на, огурцы, растут). |
27. | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. | «Найди картинку» - развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. Развитие мелкой моторики. | Записать слова по слогам, подчеркнуть ударный слог – развивать умение использовать изучаемые правила орфографии. |
28. | Буквы П, п, обозна-чающие согласные звуки (П), (п ). | Придумать предложения, в которых есть слова со звуками «п» - развитие фонематического воображения. | Игра «Что изменилось?»: пил-ка, пал-ка, пол-ка, пап-ка, шап-ка, лап-ка. – развивать фонематическое восприятие. |
29. | Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная буква при написании имен, отчеств, фамилий. | Потешки, скороговорки, считалки – развитие памяти. Буквенный диктант. Написание большой буквы в именах, кличках, фамилиях; знакомство с элементами фонетики, графики. | Дополни предложения словами на букву «П»: В саду распустились красивые (пионы, петунии). Полина сняла (пальто). Мальчик отправил (письмо, посылку). – составление, анализ предложения. |
30.
| Буквы М, м, обозна-чающие согласные звуки (М), (м ). | Добавить слог с твердым или мягким звуком М. Определить, какой звук: твердый или мягкий? До…, …ха, …локо, …чик, …шина, …тя, …ша, …газин, …нута. – формирование фонематического восприятия. | Заменить в предлагаемых на слух словах твердый согласный М на мягкий согласный М: мыло – Мила, мал – мял, мыл – мил, мать – мять, мышка – мишка, - формирование фонематического восприятия. |
31. | Чтение текстов и слов с буквами М, м | Договаривание пропущенного слова по схемам: Ма-ма ----- Ма-шу Мама встретила Машу. Маша ----- маму. Маша встретила маму. – формирование сложных форм фонематического анализа. | Написание большой буквы в именах людей (Маша). Анализ, составление из разрезной азбуки слогов ма, му и слов Маша. Диктант букв: а, у, м, ш. Формирование буквенного гнозиса. Развитие мелкой моторики. |
32. | Буквы З, з, обозна-чающие согласные звуки (З), (з ). | Различение на слух глухих и звонких согласных; обозначение звуков карточками – сигналами (З) и (С): коза, собака, ослик, козлик, звонок, искали, звали, – закреплять умение проводить слоговой и звуко-буквенный анализ. | Звук З – звонкий согласный (сравнить коза – коса, З-С). Познакомить с элементами фонетики, графики. Списывание с проговариванием: Зина, Захар, зима. Ух и мороз! У Зины и Лизы санки. Хорошо зимой! |
33. | Чтение слов, текстов с буквами З, з. | Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (зуб, суп, дом, рак, мак), с четырьмя звуками (заяц, зима, коза), с пятью звуками (арбуз, земля, забор и т.д.) Закреплять функции фонематического анализа. | Преобразование слов: а) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля. б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк. Закреплять функции фонематического анализа. |
34.
| Буквы Б, б, обозна-чающие согласные звуки (б), (б ).
| Списывание с печатного текста: Мой брат - рыбак. Он ловит рыбу. Развитие графических навыков письма.
| Списывание с доски: Борис, Барсик, Бобик. У Бори барабан. Борис бил в барабан. – обучение первоначальному письму. |
35. | Буквы Б, б, обозна-чающие согласные звуки (б), (б ). Различие понятий: форма слова, родственные слова. | Различие: формы слова – родственные слова: Форма родственные слова слова дуб, дубок два дуба дубрава у дуба дубовый под дубом дубинка в дубе | Пословицы, поговорки, потешки, считалки – развитие памяти.
|
36.
| Буквы Д, д, обозна-чающие согласные звуки (Д), (д ).
| Добавление пропущенных букв в предложения: …аю…я заби…ает г…оз…и. Папа принес холо…ную …о…у в …е…ре. | Придумывание имен, которые пишутся с буквы Д, а затем с буквы В. Замените звук В звуком Д (сода). Подчеркните буквы В и Д. Вал – дал; ветка – детка; ваша – Даша.
|
37. | Чтение слов с буквами Д, д. Закрепление изученного.
| Придумывание предложений, используя слова: дым, дорога, деревня, ворона, воробей, трава, гнездо. Закрепление дифференциации букв В – Д, анализа структуры предложения по словам. | Закрепление дифференциации букв В-Д на письме, развитие навыков фонематического анализа и синтеза. |
38. | Буквы Я, я, обозначающие звуки (Й А). | Письмо под диктовку: Маня, Яна, Яков, Витя, Соня, Катя. Подчеркни слог с буквой Я. | Списывание с доски с печатного текста: Яша – жадный мальчик и т.д. |
39. |
Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. |
Слоговой анализ слов: Зо-я, Ра-я, Я-ша, мой, моя, май – закрепление сложных форм фонематического анализа и синтеза. |
Списывание: Надя, Аня, тетя, дядя, няня. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные. |
40. | Чтение текстов. Повторение изученного. | Большая буква в именах и фамилиях. Составление схемы предложения: А Яша не отходил от своих игрушек. – развивать умение работать с предложением, текстом. | Большая буква в начале предложения, точка – в конце. Слоговой диктант. – развитие умения воспроизводить буквы на память. |