Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179 с группой «Особый ребенок».
статья по логопедии по теме
Статья раскрывает квалифицированную помощь учителя-дефектолога, а также его специфику работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью осуществляемой по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_uchitelya_-_defektologa_detskogo_sada_no179_s_gruppoy_osobyy_rebenok.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя – дефектолога детского сада №179
с группой «Особый ребенок».
"Мы должны стремиться не корректировать дефект,
а работать с ребенком, который имеет дефект.
Изучать ребенка, воспитывать и обучать".
Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, обычно отвергаемые нашим циничным временем, то это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, - сегодня и всегда самый востребованный из педагогов. Настоящий дефектолог должен видеть ребенка, а не дефект. Он должен суметь помешать ему уйти в себя - это называется фиксация на дефекте. Он должен уметь увидеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Этот специалист начинает работать с ребенком с самого раннего детства. Если логопед начинает с 5 лет, дефектолог - с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке. Эти же специалисты смогут оказать необходимую помощь детям, у которых нет физиологических недостатков, но есть психологические проблемы из-за, говоря языком педагогов, педагогической запущенности. Причем этих проблем, хотя и разных, хватает как в неблагополучных, так и во вполне благополучных и обеспеченных семьях.
Такие специалисты как воздух нужны частным школам и детским садам, коррекционным и реабилитационным центрам. Так и наш детский сад не обходится без квалифицированной помощи учителей-дефектологов. На базе нашего дошкольного учреждения есть группы две группы с задержкой психического развития и группа «Особый ребенок».
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются дети с нарушениями интеллекта. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей. Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. В нашей программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» . На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. В режиме дня определено место специалистам, создана модель целостного коррекционно-педагогического процесса.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:
- базисные компоненты коррекционного обучения;
- содержание коррекционной работы вне занятий;
- распределение занятий между специалистами.
Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.
Моя задача как дефектолога – обучить детей способами действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей.
Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без участников коррекционно-педагогического процесса: врача-педиатра, психиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, медсестры, воспитателей, родителей.
Учитель-дефектолог: Дударева Наталья Александровна
МБДОУ МО «Детский сад №179»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя с воспитателями и специалистами групп " Особый ребенок"
Форма для заполнения....
Конспект занятия по рисованию "Цыплята" с детьми группы "Особый ребенок".
Занятие адаптировано для детей группы "Особый ребенок"...
Конспект дидактической игры по сенсорному воспитанию для детей со сложным дефектом группы «Особый ребенок» на тему «В гости к кукле Тане»
Данная игра разработана в соответствии с программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой. Будет по...
Презентация опыта работы воспитателя Ашурок А.В. "Особый ребенок в ДОУ"
презентация "Особый ребенок в ДОУ"...
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С РЕБЕНКОМ, ПОСЕЩАЮЩИМ ГРУППУ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» (РЕБЕНКОМ С ДИАГНОЗОМ: «ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»)
В детском саду № 179 в этом году открыта группа «Особый ребенок». В этой группе воспитываются и обучаются дети с нарушением интеллекта. Основная задача групп для детей с нарушением интелле...
Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательныхучреждений является педагогической системой, обеспечивающейиндивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и ...
Статья из опыта работы учителя-дефектолога. «Развитие мелкой моторики с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы "Особый ребенок".
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с инвалидностью, с ограниченными в...