Конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР.
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)
Конспект
образовательной деятельности для детей
с ОНР (I год обучения 5-6 лет) на тему:
«Деревья осенью. Родительный падеж
единственного числа существительных
без предлога и с предлогом У»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_detey_s_onr_v_starshey_gruppe.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности для детей
с ОНР (I год обучения 5-6 лет) на тему:
«Деревья осенью. Родительный падеж
единственного числа существительных
без предлога и с предлогом У»
учителя-логопеда МДОУ «Детский
сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
Мамедовой Ольги Сергеевны.
Тема: Деревья осенью. Родительный падеж единственного числа
существительных без предлога и с предлогом У.
Цель: формирование речевых и творческих способностей детей.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:
Активизация предметного словаря и словаря признаков
по теме: «Деревья».
Упражнять в образовании родительного падежа
единственного числа существительных.
Закрепить понимание и употребление предлога У.
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать пальчиковую моторику, слуховое внимание,
память и логическое мышление.
3. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Формирование целостной картины мира», «Здоровье», «Художественное творчество»
Форма: фронтальное занятие.
Место проведения: логопедический кабинет.
Оборудование: Шаблоны деревьев (рябина, дуб, клён, осина, сосна, берёза, ель). Схема признаков осени. Картинки, на которых изображены ветки с плодами, листьями или хвоей, предметные картинки деревьев. Плоды осенних деревьев (шишки, жёлуди, яблоки, серёжки от берёзы, ягоды рябины). Игрушка Лесовичок. Корзинка. Альбомные листы, на которых изображены контур листьев и цветные карандаши по кол–ву детей.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин по теме «Осень», прогулки с целью ознакомления с деревьями и кустарниками на территории детского сада, прогулки с родителями в лесопарк, собирание гербария, заучивание стихов, загадок пословиц и поговорок об осени, составление описательных рассказов о деревьях, сравнительных о листьях.
Ход занятия:
I. Орг. Момент.
Встали в круг. Отгадайте загадку.
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это всё когда бывает?
(Дети: «Осенью»)
II. Беседа об осени и деревьях.
-Ребята, сейчас мы закроем глаза и на счёт 1, 2, 3 окажемся в осеннем лесу. (Звучит фонограмма).
-Посмотрите, как красиво в осеннем лесу (кабинет украшен шаблонами осенних деревьев: рябина, дуб, клён, осина, сосна, берёза, ель).
А кто мне назовёт признаки осени? (Выставляю схему признаков осени см. приложение).
Дети отвечают: «Солнце не греет; небо серое, хмурое, дни становятся короче, идут дожди; с деревьев падают листья, начинается листопад; дикие животные готовятся к зиме; перелётные птицы улетают в тёплые края; люди и звери делают запасы на зиму.
Читаю стихотворение:
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой ещё найдёшь-
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья,-
Дождь из листиков и я.
(Дети изображают деревья и листья).
- Ребята, что это за деревья в осеннем лесу? Беседа о каждом дереве, дети отвечают сами: « Это берёза, ствол тонкий, стройный, белый. Листья округлой формы. Это осина, ствол серый, листья круглые. И т.д. про каждое дерево.
- Дети, берёза, рябина, дуб, клён, осина – это лиственные деревья, а сосна, ель- хвойные деревья.
- Ой, ребята кто-то ругается. Да это же Лесовичок.
- Лесовичок, мы деревья не ломаем.
-Дети, кто скажет, как нужно обращаться с деревьями? (Ответы детей: нельзя ломать веточки, срывать листья, отрывать кору с деревьев и т.д.). Правильно дети, ведь деревья нужны для того, чтобы был чистый воздух, чтобы птицы вили себе гнёзда.
Молодцы дети и Лесовичок вас хвалит. Садимся на брёвнышко (из стульев имитация бревна).
III. Закрепление употребления родительного падежа
единственного числа существительных.
На пенёчке лежат картинки, на которых изображены ветки и листья.
- Сейчас, мы поиграем в игру «С какого дерева ветка или лист», а Лесовичок посмотрит какие вы внимательные.
- Дети, по моей команде возьмёте себе по одной картинке. 1,2,3 картинку возьми. Вы должны назвать с какого дерева ветка или лист и положить под дерево. Эта ветка сосны. А у вас? (Слежу за правильным проговариванием фраз: «Это ветка клёна, рябины, дуба, берёзы и т.д. Дети кладут свою картинку под своё дерево).
Молодцы!
IV. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки).
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с
Листья рябины, большого).
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Хлопки в ладоши).
V. Закрепить названия деревьев в родительном
падеже единственного числа с предлогом У.
- Ребята, Лесовичок нам собрал в корзину плоды осенних деревьев.
Посмотрим, что тут есть.
- Хвоя – у сосны. Теперь ты Маша. (Достаёт из корзины шишку и
отвечает – у ели; жёлуди - у дуба; серёжки - у берёзы; яблоки - у яблони, ягоды – у рябины).
- Молодцы дети!
VI. Физминутка «Листья».
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки
в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают).
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо- влево).
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся).
-Ребята, сейчас мы закроем глаза и на счёт 1, 2, 3 окажемся в детском саду и Лесовичок вместе с нами. (Звучит фонограмма).
Молодцы! Садимся на свои места.
VII. Игра «Чего не стало» - упражнение в образовании
и употреблении родительного падежа единственного числа существительных.
- Сейчас мы покажем Лесовичку, какие мы внимательные (расставляю картинки, на которых изображены деревья).
-Давайте вспомним названия деревьев (клён, дуб, осина, рябина, сосна, ель). Назовите одним словом (деревья). Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. (Слежу за проговариванием детьми ответов: не стало сосны, не стало клёна, не стало рябины и т.д.).
Договаривание предложений названиями деревьев в родительном падеже единственного числа.
- Дети, наш Лесовичок попросил помочь ему. Он допускает ошибки в предложениях, когда говорит про деревья. Поможем Лесовичку исправить ошибки в его предложениях? (Да). Слушайте внимательно.
Таня подняла лист (клён).- (Дети исправляют: Таня подняла лист клёна).
Ваня увидел лист (берёза).- (Ваня увидел лист берёзы).
Сухие листья (рябина).- (Сухие листья рябины).
Красивые жёлуди (дуб).- (Красивые жёлуди дуба).
Ветер шелестел листьями (осина).- (Ветер шелестел листьями осины).
В траву упали шишки (сосна).- (В траву упали шишки сосны).
К земле наклонились ветки (ель).- (К земле наклонились ветки ели).
Молодцы дети!
IX. Раскрась «Оcенние листья».
-Дети, давайте сделаем для Лесовичка подарок. У вас на столах лежат альбомные листы, на них изображены листочки от разных деревьев. Вы раскрасьте листочки разным цветом: красным, зелёным, жёлтым, коричневым. Молодцы!
- А теперь скажите, с какого дерева листья у вас?
(Дети отвечают: листочек берёзы, клёна, осины и т.д.). Давайте наши рисунки подарим Лесовичку. А вас Лесовичок угощает яблочками лесными.
Итог занятия.
- А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. Кто вспомнит, где мы сегодня были? В какие игры мы играли? Ребята, давайте скажем Лесовичку до свиданья. Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР в подготовительной к школе группе: "Путешествие в зимний лес".
Занятие составлено и проведено с применением ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....
конспект лексико-грамматического занятия для детей с ОНР "Незнайка и его друзья"
Занятие составлено в форме путешествия, в котором дети перевоплощаются в героев книги Н. Носова и выполняют различные задания. В занятие включены задания на развитие связной речи, на расш...
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».
Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать пс...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."
Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...
конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...