Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Путешествие в весенний лес».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Аннотация: Данный материал поможет обогатить словарь дошкольников, совершенствовать грамматический строй речи, учить детей не допускать ошибок при словоизменении и словообразовании, развивать психические процессы: мышление память, внимание; уточнить представления о сезонных изменениях в природе в весенний период.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР.
Тема: «Путешествие в весенний лес».
Цель: активизировать словарный запас по теме «Весна»; формировать грамматически правильную речь; развивать моторику, внимание, память, мышление.
Коррекционно-образовательные задачи:
- расширение и уточнение представлений, знаний о сезонных изменениях в природе в весенний период;
- уточнение и расширение словаря по теме «Весна» (весенние признаки);
- совершенствование грамматического строя речи ( употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов, окончаний существительных в Р.п.);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие речевой активности, фонематических представлений, связной речи, мышления, логики, памяти, воображения, общей моторики; развитие логоритмических движений.
Коррекционно-воспитательные задача:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- доброжелательного отношения друг к другу, сотрудничества.
Оборудование:
- лента-ручей,
- «туча с каплями»,
- магнитофон,
- аудиозапись звуков в лесу
- письмо с заданиями
- мультимедийная установка с картинками трех весенних месяцев
- пеньки
- игрушка «солнышко»
Предварительная работа:
- разучивание физкультминутки «К нам весна шагает»;
- рассматривание картин из альбома «Мир природы. Весна»
Организационный момент
(Дошкольники заходят в зал, встают в полукруг).
-Наше занятие мне хотелось бы начать с загадки. Внимательно послушайте и попробуйте отгадать.
1.Загадка о весне
Приходит с добром
Веет теплом,
Светом солнечным полна
А зовут ее … (весна).
-Молодцы, правильно отгадали загадку.
- А мы с вами знаем признаки весны? Тогда поиграем в интересную игру
2.«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне».
(Логопед перечисляет признаки, дети хлопают на признак весны: теплое солнце, синее небо, желтые листья, сильные морозы, майский дождь, проталины, снежный буран, сосульки, сбор урожая, ледоход, ручьи, ледоход на речке.
-Молодцы, какие вы сегодня внимательные.
-Вы любите путешествовать, хотите побывать в весеннем лесу? Как мы сможем добраться до леса? (ответы детей)
-Послушайте внимательно стихотворение: о ком или о чем оно?
3.Чтение стихотворения о ручье
Ручеек бежит по лесенке
По ступенькам ледяным
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним.
(ответы детей)
-Очень хорошо, давайте превратимся в ручеек, и быстро доберемся до леса. Поможет нам в этом лента, мы подойдем, возьмем ее правой рукой и побежим змейкой. (включается аудиозапись ручья и дети змейкой бегут до полянки в весеннем лесу).
-Вот мы и в лесу. Дети, посмотрите как красиво в лесу весной. Что мы с вами увидели в лесу на полянке? (ответы детей)
-Ой, посмотрите, на небе появилась темная туча и пошел дождь. Из тучи капают капли. Возьмем по одной и рассмотрим, что отражается в них? В чем секрет капелек? (картинки). Давайте встанем в круг и расскажем, что на каждой капле изображено. Свои предложения будем начинать со слова «Весной…». (Ответы детей).
4.Упражнение «Что бывает весной?»
-Отлично, а когда много капель падает на землю, во что они превращаются? (в лужи). Сейчас мы капельки положим так, чтобы у нас получилась лужица.
(дети выложили из капель лужицу).
-Нам пора идти дальше, а на пути у нас - ручей бежит. Перешагнуть его, преодолеть препятствие мы сможем только в том случае, если назовем весенние признаки. Дети перечисляют признаки и перешагивают через «ручей».
5.Игра «Назови весенний признак».
- Быстро вы преодолели препятствие. Молодцы.
-Давайте отдохнем, присядем на пеньки и послушаем, что услышим в лесу весной?
6.Прослушивание аудиозаписи с последующим обсуждением.
-Ой, посмотрите дети, а под елкой что-то белеет. Это письмо. Написано: «Детям старшей группы д/сада «Улыбка»». Значит оно для нас интересно, а от кого?
Читает: Мы- три весенних месяца, очень рады, что вы пришли в гости к нам. А вы знаете, как нас зовут? (ответы детей). Мы очень хотим узнать, что вы знаете о нас. Мы приготовили вам три задания, если вы справитесь с заданиями, то вас ждет сюрприз в конце путешествия по весеннему лесу.
7.Задания весенних месяцев
Первое задание: посмотрите на наш волшебный экран и расскажите, какой весенний месяц изображен и почему вы так решили.(На мультимедиа появляется картинка первого месяца весны - марта. Дети рассматривают и называют месяц и почему они так решили: (В марте- капель, сосульки, дни становятся длиннее, солнце -теплое, снег- темный серый, на реке- лед тонкий, на проталинах -подснежники вырастают, небо- синее, в конце марта прилетает грач. Апрель- лед становится ломким, тает, начинается ледоход, просыпается медведь, на лужайках- травка появляется. Май- идут первые дожди, появляется радуга, расцветают деревья, прилетают соловьи, кукушка кукует, просыпаются насекомые).
-Молодцы, справились с первым заданием весенних месяцев.
Второе задание : поиграйте в игры ,которые вам приготовила Весна- красная «Один и много», «Скажи правильно», «Отгадай загадку о весне»
Игра «Один-много».
(логопед называет слова, а дети говорят слово во множественном числе):
проталина, а много-..(проталин),
капля, а много- ..(капель),
капель, а много-…(капелей),
сосулька, а много-…(сосулек)
лужа, а много-… (луж)
скворец, а много-… (скворцов)
Игра «Скажи правильно»
-Порхают птички или лисички?
-Тает снежинка или слезинка?
-Журчат грачи или ручьи?
-Набухают почки или листочки?
-Молодцы, правильно исправили ошибки.
-А теперь отгадаем загадки, а то весна может не наступить в этом году.
Тает снежок
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает? (Весной).
Бегут, звенят
В речку хотят. (Ручьи)
Желтый мяч на голубом платке катался,
Людям улыбался. (Солнце).
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
-Молодцы, все задания Весны выполнили.
-А сейчас немного отдохнем.
Физминутка «К нам весна шагает…»
К нам весна шагает, (пальцами правой руки шагаем по левой руке)
Быстрыми шагами. (пальцы левой руки шагают по правой руке)
И сугробы тают, (волнообразные движения руками, приседая на корточки)
Под ее ногами.
Черные проталины,
На полях видны. ( ладони «чашечкой» параллельно друг другу)
Видно очень теплые
Ноги у весны. (шагают на месте).
-А теперь третье, последнее задание от весенних братцев- месяцев.
Третье задание( читает):
-Мы спрятали от вас один предмет. Это теплое, яркое и ласковое…Что это, дети?
(Солнце)
(Достает игрушку солнце).
Поиграйте с солнышком в его любимую игру «Назови ласково».
(Логопед передает в кругу солнце, называет слово, а ребенок, у которого солнышко- называет это слово «ласково».
Лед-…(ледок)
Сосулька-…(сосулечка)
Подснежник- (подснежничек)
Ручей-…(ручеек) и т.д.
(Пока дети играют в игру, на стене импровизированную тучку перевернули на другую сторону, там изображено солнце).
-Посмотрите, пока мы были в лесу, из-за тучи выглянуло солнышко. Это наверное и есть сюрприз наших братцев- весенних месяцев.
Читает письмо: «За то, что вы правильно выполнили задания наши, мы разогнали тучки и солнышко-игрушку мы дарим вам в память о весеннем путешествии в лес».
-Пришла пора прощаться с весенним лесом.
А как мы сюда попали? (Превратились в ручеек.) Опять превратимся в ручей.
-Ну вот мы и в группе.
Итог занятия:
-Где побывали?
-Что узнали?
-В какие игры играли?
-Что понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ОНР "Небесные прятки" на тему: Перелетные птицы
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Небесные прятки" по теме : Перелетные птицы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"
Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...
Игровое занятие в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Почта»: «Кто стучится в дверь ко мне?»
В данном конспекте идёт закрепление знаний о профессии почтальона, о работе почтового отделения. В ходе занятия дети упражняются в согласовании притяжательных местоимений, числительных с существ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Человек. Части тела»
расширение представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей....
Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме "Почта"
Игровое занятие в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Почта». «Кто стучится в дверь ко мне?»Задачи:Обогащать и активизировать слов...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»
Логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»...