конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Эльдарова Оксана Евгеньевна
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. Сутеева «Дядя Миша»)
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_rmo.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №27 «Капелька»

Конспект открытого занятия с элементами театрализации

 по развитию лексико – грамматической стороны речи

у детей с ОНР

(подготовительная группа №5)

ТЕМА: «Почему медведь зимой спит»

(по мотивам сказки В. Сутеева «Дядя Миша»)

учитель – логопед Эльдарова О.Е.

Цели занятия:

- обучать детей образовывать притяжательные прилагательные;

- обучать детей использовать предлоги «из», «из – за».

Задачи:

- расширять и активизировать словарь по темам: «Осень», «Животные», «Грибы»;

- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным;

- развивать умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

- упражнять в составлении рассказа – описания по схеме, развивать связную речь;

- воспитывать у детей любознательность, доброту, любовь к окружающей природе;

- воспитывать трудолюбие и привычку доводить до конца начатое дело.

Оборудование: муляжи моркови; карточки с нарисованными

         грибами; орехи; удочки; мольберт; доска; картина

                   с изображением частей животных; дорожка с

нашитыми на ней следами; индивидуальные «зашумленные» картинки с изображением животных.

Логопед заводит детей в зал.

I. Организационный момент.

Логопед: Посмотрите, сколько у нас сегодня на занятии гостей! Давайте с

                ними поздороваемся!

(Дети здороваются.)

Только занятие у нас сегодня с вами не простое. Мы отправимся в путешествие…

Посмотрите вокруг, какое время года сейчас?

Дети: Осень.

Логопед: А какая осень: ранняя или поздняя?

Дети: Поздняя.

Логопед: Что мы можем сказать про позднюю осень? Какая она?

Дети: Золотая, дождливая, грустная, холодная, сырая, ветреная.

Логопед: А почему золотая?

Дети: Потому что листики на деревьях желтого цвета, как золото блестят,

        сверкают…

Логопед: Почему грустная?

Дети: Потому что небо серого цвета, лето закончилось, птички улетели,

        скоро наступит долгая, холодная зима…

Логопед: Почему осень сырая?

Дети: Потому что часто идут дожди…

Логопед: А какие месяцы осени мы с вами знаем?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Логопед: А сейчас какой месяц?

Дети: Ноябрь, последний месяц осени.

Логопед: И какое время года наступит после осени?

Дети: Зима.

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес и посмотрим, как

готовятся к зиме лесные жители…

  1. Сказка.

Входит медведь и играет на балалайке.

1. Медведь: Ой! Здравствуйте! А куда это вы все собрались? Кто это там к чему         готовится?

Логопед с детьми: Мы идем в лес, смотреть, как готовятся к зиме все звери.

Кстати, Миша, а почему ты гуляешь, песни поешь и к зиме не готовишься?

Медведь: А зачем?

Логопед: Ребята, объясните Мише, зачем звери к зиме готовятся?

Дети объясняют.

Медведь: А можно мне с вами? Может и я что-нибудь к зиме припасу…

Логопед с детьми: Конечно! Пойдем с нами.

Логопед: Ребята, отгадайте к кому мы пойдем.

                Комочек пуха,

                Длинное ухо,

                Прыгает ловко,

                Любит морковку.

Дети отгадывают загадку.(Заяц)

2. Логопед: А вот и зайчик в своем огороде трудится, морковь собирает.

Медведь: Как дела, косой?

Заяц: Да вот, морковку дергаю, дядя Миша.

Медведь: А хороша морковка-то?

Заяц: Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.

Медведь: Мне, пожалуй, тоже морковки нужно – в запас на зиму…

Заяц: На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!

Медведь начинает дергать морковь.

Логопед: А где же вся твоя семья?

Заяц: Они в доме порядок наводят, дом утепляют, к зиме готовятся.

Логопед: Ребята, а как называется вся семья зайца?

Дети: Заячья.

Логопед: А детки зайца как называются?

Дети: Зайчата.

Логопед: А мама их кто?

Дети: Зайчиха.

Заяц: Кстати, вот и фото моей семьи. Посмотрите!

Медведь: Думаю, мне уже хватит морковки на зиму. Смотрите, сколько

        собрал! Помогите мне сосчитать.

Дети: Одна морковка, две морковки, три морковки и т.д. до 9.

Медведь: Ну возьму-ка я еще одну…

3. Входит ежик. Медведь дергает последнюю морковку  и попадает ею в ежика.

Ёжик: Ф-ф-ф…Безобразие какое! Что это тут делается?

Медведь: Морковку дергаем! А ты куда, ёжик, собрался?

Ёжик: В лес иду. За грибами.

Медведь: Вот грибы – это дело! Мне запас на зиму нужен. Идем за грибами!

Заяц: Дядя Миша, а как же морковка?

Медведь: «Морковка, морковка»… Сам ее кушай, а я грибы больше люблю!

Логопед: Не огорчайся, зайчик! Ты молодец! И морковка у тебя вкусная! Все

        дети любят морковку! Вы любите морковку?

Дети: Да!

Логопед: Ну что, пойдем грибы собирать, ёжику помогать?

Дети: Да! До свидания, зайчик!

Логопед: Только помните, что грибы мы будем собирать…какие?

Дети: Съедобные. А ядовитые не будем собирать!

Логопед с детьми, ежик и медведь приходят на лесную опушку. Вокруг много грибов.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько тут грибов!

Ёжик: Ну, дядя Миша, принимайся за работу!

Логопед с детьми: И мы поможем!

Дети собирают карточки, на которых изображены грибы. А медведь ворчит, неуклюжий, грибы  больше ногами топчет. Находит ядовитые грибы.

Логопед: Давайте посмотрим, какие грибы вы нашли.

Ответы детей.

(пример: Я собрал два белых гриба  и пять подосиновиков)

Смотрят, что собрал медведь – 2 мухомора и одну поганку.

Логопед: Съедобные грибы у дяди Миши?

Дети: Нет! Это мухоморы и поганка – ядовитые грибы! Их нельзя есть!

Медведь: Да уж, насобирал я грибов…

Ёжик: Не расстраивайся, дядя Миша, давайте поиграем в игру с грибочками!

Все: Давайте!

Игра с грибочками.

Дети встают в круг. В середине стоит еж.

Мы веселые грибочки.                                Идут в центр круга.

Мы растем на пнях и кочках.                        Отходят спиной назад.

Любим прятаться, играть.                        Притопывают одной ногой.

Ты попробуй нас догнать.                        Прыгают на двух ногах.

Ёжик догоняет ребят. У того, кого догнал, забирает грибок.

4. Под конец игры медведь идет искать грибы. К нему подходит белочка.

Белочка: Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?

Медведь: Да вот, грибы собираю – себе запас на зиму делаю.

Белочка: Что твои грибы, ты лучше орешков попробуй!

Медведь: Вот это дело! Я лучше орехов соберу!

Логопед: Ребята, посмотрите какая белочка красивая! Давайте придумаем

        рассказ о белочке, но придумывать его мы будем не

        просто так, а по схеме.

Составляют описательный рассказ о белочке по схеме.

Логопед: Ну что, белочка, понравился тебе наш рассказ? Все правильно

        мы о тебе сказали?

Белочка: Очень понравился! И за это я угощу вас орешками.

Белочка угощает ребят орешками.

5. Мимо проходит кот с удочками и мольбертом.

Медведь: Куда собрался, усатый?

Кот: На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.

Медведь: Рыбки? Я люблю рыбку! Мне очень нужно на зиму рыбкой

        запастись.

Медведь: А это у тебя что, Котик?

Кот: Это мольберт. Я – кот-художник. Половлю рыбку, да заодно картину

        нарисую.

Медведь: И я с тобой! Рыбки половлю, да заодно рисовать научусь.

Медведь отдает орехи.

Кот: Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть.

Логопед: И мы пойдем вместе с вами!

Динамические упражнения.

Логопед: По извилистой дорожке

              К речке синей мы пошли

(идти друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке)

              Постарайтесь так пройти,

              Чтоб с дорожки не сойти.

              Как лисички мы пойдем,

              Аккуратненько пройдем.

(ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы)  

Пришли к речке. Кот достает удочки.

Медведь: Ты начинай ловить рыбу, а я пока порисую.

Начинает рисовать.

Логопед: Ребята, а мы с вами пока поиграем.

Ритмическая гимнастика «Рыболов».

Медведь: Ну, вот и все, картина готова.

Логопед: Ребята, посмотрите, что наш художник нарисовал!

На картине изображены фрагменты зверей, которые выглядывают из жилищ.

Логопед: Кого это ты, Миша, нарисовал?

Медведь: Зверей в лесу.

Логопед: А где же они?

Медведь: Спрятались!

Логопед: Какие звери здесь спрятались?

Дети называют зверей.

Логопед: В прятки сыграть с вами звери хотят.

              Чьи части тела откуда торчат?

Ответы детей.

6. В зал входит лиса. Подсела к Медведю.

Лиса: Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.

Медведь: Как это пустяками? Мне рыба в запас на зиму нужна.

Лиса: Да много ли ты ее наловишь? И какая радость целую зиму рыбу

        жевать? Я лучше тебе другое дело предложу. Пойдем-ка в деревню,

        кур, уток таскать.

Кот: Дядя Миша, у тебя рыба клюет!

Медведь: Пускай клюет, рыба не курица!

Медведь пошел за лисой (выходят из зала).

Логопед: Ребята, как вы считаете, хорошее дело лиса задумала?

Ответы детей.

Слышится лай собак и в зал вбегает медведь.

Логопед: Что с тобой случилось?

Медведь: Да вот, собаки… Всю шкуру чуть с меня не содрали…Еле ноги

        унес. Хотел ведь запас на зиму сделать. Я же и морковь

        дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, и кур таскал… Все

        делал – и вот с пустыми лапами остался…

Логопед: Что же теперь делать будешь, Миша?

Медведь: Делать нечего. Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу

        сосать…

Медведь уходит.

III. Итог занятия.

Логопед: С тех пор медведь и спит всю зиму, лапу сосет. Как вы думаете,

 почему?

Ответы детей.

Логопед: Каждое начатое дело надо доводить до конца.

Возвращаемся в детский сад.

Логопед: Вправо – влево повернись, в детском саде очутись!

Логопед: А это (показывает на картинки) вам в память о нашем

 путешествии. Кто изображен на этих картинках?

Дети: Изображены разные животные.

Логопед: Дома найдете и разукрасите тех животных, которых мы сегодня

встречали! На этом наше занятие заканчивается и мы с вами возвращаемся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Фронтальное интегрированное логопедическое занятие с использованием ТСО по развитию лексико-грамматической стороны речи детей «Мой город».

Фронтальное интегрированное логопедическое занятие с использованием ТСО по развитию лексико-грамматической стороны речи детей«Мой город»....

Конспект открытого занятия в области речевого развития по звуковой культуре речи "Занимательные буквы" в подготовительной группе

Задачи: Развивать восприятие речи (слуховое внимание и речевой слух) ; развивать интонационные средства выразительности; совершенствовать фонематическое восприятие; вырабатывать чёткую дикцию; учить д...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...