Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни, на развитие артикуляционной моторики, на совершенствование грамматического строя речи ( образование существительных с суффиксами –ат,-ят), развитие фонематических представлений, речевого дыхания, тактильных ощущений, мимики, мышления, памяти, тонкой и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye_vesnoy_2.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дикие животные весной
Коррекционно-образовательные цели:
- расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
- закрепление знания пройденных букв, навыка чтения слогов;
- уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные» (медведь, волк, лиса, заяц, ёж, белка, детеныш, линять, кормить, маленький);
- закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные;
- совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят);
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие речевого дыхания, речевой активности, фонематических представлений, связной речи, мышления, памяти, тонкой и общей, артикуляционной моторики, тактильных ощущений, мимики;
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- воспитание любви и бережного отношения к природе
Оборудование:
- «пальчиковый бассейн» с резиновыми или пластиковыми фигурками диких животных;
- контейнеры с морскими камушками по числу детей;
- тетрадь с рисунком зайца по числу детей
- цветные карандаши
- две корзинки разных цветов
- предметные картинки со звуками Т и П в названиях
- сумочки с предметными картинками по числу детей
Предварительная работа:
- разучивание подвижной игры;
- рассматривание картин из альбома «Мир природы. Животные»
Ход занятия:
1. Организационный момент (развитие фонематических представлений.)
Логопед приветствует детей в дверях кабинета, приглашает за стол, показывает им «звучащий мячик».
-Садитесь. У меня в руках «звучащий мячик». Он нужен нам для того, чтобы начать наше занятие.
Тот, к кому прикатится мячик, должен вспомнить слово со звуком Т и вернуть мячик мне. (тапки, торт, кот, молоток…)
- Молодцы. Вы выполнили моё первое задание.
- Теперь мы можем начать занятие, на котором будем говорить о природе весной, о том, что происходит в это время года в жизни диких животных.
2. Упражнение «Найди и назови» (развитие тонкой моторики, тактильных ощущений. Уточнение словаря по теме «Дикие животные».)
Логопед предлагает детям по очереди опустить руку в «пальчиковый бассейн».
- Сейчас каждый из вас опустит руку в бассейн, найдете то, что я там спрятала.
- Расскажите, что вы достали.
- Я достал медведя. А у меня заяц. Я нашла ежа. У меня белка.
-Поставьте фигурки в ряд на стол.
-Как можно назвать тех, кого вы нашли? (Это дикие животные).
-Где они живут? (Они живут в лесу.)
- Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубку на летнюю легкую.
- Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубку он меняет ее летом? (Зимой у зайца белая шубка, а весной он её меняет на серую).
3. Работа в тетради (развитие тонкой моторики)
- Сейчас вы обведете и раскрасите фигурку зайца.
-Какой карандаш нужен вам для того, чтобы раскрасить зайца? (серый)
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если в этом есть необходимость.
Логопед оценивает работу детей, убирает тетради и карандаши.
4. Упражнение «Будь внимательным» (Развитие речевого слуха, памяти, мышления, связной речи)
- А сейчас я проверю, умеете ли вы внимательно слушать.
Я перечислю названия диких животных, а вы должны будете решить, кто из них лишний и почему.
- Медведь, кот, заяц, волк.
-Как вы думаете, кто среди них лишний и почему? (кот- он живет дома, а остальные в лесу).
Волк, заяц, лиса, ёж. Вспомните о цвете этих животных. Кто лишний? (лиса рыжая, а остальные серые)
-Верно, Похлопайте себе!
5. Физминутка (воспитание правильного речевого дыхания, чувства ритма, развитие интонационной выразительности, мимики).
Логопед приглашает детей на ковер.
-Пойдем на полянку, отдохнем.
1,2 повернись, в мишек превратись! (Дети имитируют движения медведя)
Мишка по лесу ходил,
И на шишку наступил.
Ой, как больно!
1, 2, повернись и в грустного медведя превратись.
Мишка пятку почесал,
И бочонок увидал.
Ух ты!
1,2, наклонись и в удивленного мишку превратись!
Он бочонок тот достал
Мед с лапы облизал.
Вкусно!
1,2, покружись и веселого медведя превратись!
У медведя дом большой,
А у зайки маленький!
Наш медведь домой пошел,
А за ним и заинька!
6. Упражнение «Разноцветные корзинки» (развитие фонематических представлений).
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер, ставит перед ними 2 корзинки разных цветов, раскладывает предметные картинки (кот, кит, помидор, палка, торт, попугай, трамвай, погремушка)
- Рассмотрите картинки и разложите их так: в розовую корзинку со звуком Т в названиях, а в желтую- со звуком .П
-Молодцы! Вы очень хорошо выполнили условие нашей игры.
7. Игра «У кого кто?» (совершенствование грамматического строя речи – образование существительных с суффиксами –ат, -ят).
Логопед достает «звучащий мячик»
- Я называю дикое животное и качу одному из вас мячик. Тот, к кому прикатился мячик, называет его детенышей и катит мячик мне.
-Медведь (медвежата)
-Лиса (лисята)
-Волк (волчата)
-Ёж (ежата)
- Вы хорошо справились с заданием, похлопайте себе.
8. Игра с морскими камушками (выкладывание и чтение слогов с пройденными буквами. Совершенствование навыка чтения. Развитие тонкой моторики)
Логопед раздает детям контейнеры с морскими камушками.
-А сейчас я предлагаю вам стать волшебниками. Будем выкладывать из камушков буквы и превращать их.
-Выложите букву А. Молодцы! Превратите её в букву Т. Отлично! Теперь выложите букву У. Прочитайте слог. (ТУ)
-Выложите букву Т. Превратите её в букву У. Теперь выложите букву П. Прочитайте слог (УП)
-Выложите букву О . Превратите её в букву А. Теперь выложите букву Т. Прочитайте слог. (АТ)
9. Игра «Что в сумке?» (Автоматизация произношения свистящих и шипящих звуков в предложении)
Логопед просит детей пройти за стол, раздает сумочки с предметными картинками.
-Достаньте картинки из сумочек и расскажите о том, что лежало в вашей сумке. Вот так: в сумке арбузы, сок и зонт. ( В сумке носок, салфетка, совок. В сумке ваза, сом, бусы. В сумке шарф, шапка, шуба. В сумке шарик, шорты)
10. Игра «Эхо» (Развитие силы голоса)
Логопед предлагает детям встать и разделиться на 2 команды по 2 человека. Команды встают у противоположных стен кабинета лицом друг к другу.
- Давайте представим, что мы с вами гуляли в лесу, встретили там ежа и понаблюдали за ним, потом видели, как белочка скачет с ветки на ветку, а потом обнаружили, что заблудились.
- Что мы будем кричать? (АУ!)
- Одна команда будет кричать, а другая будет тихонько ей отвечать, как эхо.
Команды в ходе игры обязательно меняются ролями.
12. Итог занятия (Оценка работы детей)
Вы сегодня много и очень дружно работали. Один из лесных зверей вам приготовил сюрприз. Вы его получите,отгадав загадку:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост- краса.
Кто это? (Лиса)
Для поощрения деятельности детей дарит им игрушки из киндер-сюрпризов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Как хорошо уметь читать" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Развлечение явилось итоговым мероприятием по проекту «Мы играем и читаем». Игры по обучению грамоте помогают в раскрытии потенциальных возможностей ребенка с ТНР, повышении самооценки и уверенности в ...
Проект "Скоро в школу" в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.. Важно знать как подать информацию со стороны детского сада и родителей. В дошкольном возрасте ребенку необходимо знать, что у него ...
"Что такое доброта?" Занятие в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Занятие "Что такое доброта" проведено в рамках декады "Доброта -глазами детей". Занятие кроме решения коррекционно-образовательных задач по коррекции речевого развития, позволяет обогащать нравственны...
Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи ха...
Календарно-тематическое планирование в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 2-3 уровня) лексическая тема «Аквариумные и пресноводные рыбы».
В разработке представлен материал по лексической теме"Аквариумные и пресноводные рыбы", который поможет педагогам максимально разнообразить воспитательно-образовательную деятельн...
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
План мероприятий по оздоровлению детей в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...