Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), технологиянаглядного моделирования).
Тема:«Звуки [Р] / [Рь]»
Провела учитель-логопед Александрова Елена Борисовна подготовительная к школе группа для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи ГБОУ д/сад компенсирующего вида №190 ЮЗАО г. Москвы 2011год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konspekt_zanyatiya_.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), технология наглядного моделирования).
Тема: «Звуки [Р] / [Рь]»
Провела учитель-логопед Александрова Елена Борисовна подготовительная к школе группа для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи ГБОУ д/сад компенсирующего вида №190 ЮЗАО г. Москвы 2011год
Тема: звуки [Р] / [Рь]
Цели: 1. Закреплять правильное произношение и дифференциацию звуков [Р] / [Рь] (все дети подгруппы, где проводится занятие должны эти звуки артикулировать правильно)
2. Закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово»; «гласный» - «согласный»
3. Упражнять в навыках звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия, используя метод наглядного моделирования.
4. Продолжать обучать детей приёмам мышечного расслабления. Обучать правильному диафрагмальному дыханию посредством дыхательных упражнений. Развивать ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
5. Уве личивать объем дыхания, нормализо вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Задачи: 1.Организовать рациональную двигательную активность на занятии: артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физминутки
2. Применять психологические и психопрофилактические средства и методы, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения с рычащими звуками для развития эмоциональной сферы, тренинги для устранения отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию.
3. Создавать благоприятный психологический климат с преобладанием положительных эмоций.
Оборудование: фонетическая символика гласных Т. А.Ткаченко, схема анализа звуков; мяч, мобильный телефон с записью песенки друзей «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекою и ещё одну для друга взять с собою про запас…»и спокойной музыки «релакс»; игрушечный тигр и тигрёнок, корзина со слоговыми яблоками (на каждом яблоке схема слога типа: гласный (красный кружок) + твёрдый согласный (синий кружок); мягкий согласный (зелёный кружок)+ гласный (красный кружок), твёрдый согласный (синий кружок) + гласный (красный кружок); магнитная касса букв для доски , сюжетная картинка «У Риты рак.», кассы букв «33 богатыря » со схемами слов, слогов и звуков на каждого ребёнка; пособие «Паровозики» для определения позиции звука в слове и дифференциации по твёрдости, мягкости; картинки, где есть звуки [Р] / [Рь] в разной позиции.
Предварительная работа: постановка и автоматизация соноров проводилась на индивидуальных занятиях с логопедом; дети научены работать со схемами по звуко-слоговому анализу.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети выстраиваются по краю ковра.
Логопед здоровается и предлагает вспомнить, какие речевые звуки мы знаем (гласные и согласные). Как мы произносим гласные? (Мы их поём и тянем голосом).
1.Разминка: Элементы фонетической ритмики для развития фонационного выдоха. «Гимнастика гласных» Чётко артикулировать и пропевать гласные с движением. Движения плавные. Логопед может демонстрировать фонетическую символику гласных Т. А.Ткаченко или выполняет движения вместе с ребятами с пояснениями:
«А-А-А-А-А» – покажем горлышко Айболиту. Вытянутые руки, соединённые над головой опускаем через стороны вниз «строим шалаш».
«У-У-У-У-У» – гудит поезд. «Тянем» указательными пальчиками губы трубочкой.
«О-О-О-О-О» – Оля удивилась. Сделаем удивлённое лицо, покачаем головой. Губки овальчиком.
«Ы-Ы-Ы-Ы-Ы» - хнычет Хныкса. Губки пальчиками «тянем» в стороны.
«Э-Э-Э-Э-Э» - Как не стыдно плакать! Погрозим пальчиком хнысе. Разведём руки в стороны и соберём ладошки внизу.
«И-И-И-И-И» - Запела песенку лошадка на лужайке. «Тянем» губы указательными пальчиками в улыбку. 2. Посадка детей на ковёр лицом к логопеду. Беседа на знакомую детям тему.
Как называются звуки, которые мы тянули голосом и пели? (Гласные). А как мы произносим согласные звуки? (Коротко)
Логопед обращает внимание детей на схему для характеристики звуков.
Какие бывают согласные? (звонкие и глухие; твёрдые и мягкие)
А как мы определим, что согласный звук звонкий? (положим руку на горлышко и произнесём звук, если голосок в горлышке звенит, то согласный звонкий)
А если голосок не звенит? (то согласный глухой)
3. Д/игра «Поймай мяч» Я скажу твёрдый согласный, а ты сделай его мягким. Логопед бросает мяч по очереди детям. Если ребёнок не справляется, мяч бросается повторно.
4. Логопед включает за спиной песенку на мобильном телефоне в записи «Хорошо шагать по свету с карамелькой за щекою и ещё одну для друга взять с собою про запас…» Ребят приглашают к мольберту. Они бодро вышагивают по ковру, как лучшие друзья из мультфильма, делают круг и рассаживаются.
Объявляется тема занятия. Логопед достаёт игрушку (картинку) тигра: «р-р-р-р-р» - грозным голосом; и игрушку (картинку) тигрёнка: «рь-рь-рь» - тоненьким голосочком. Логопед говорит, что это наши гости и просит ребят порычать, как тигр и как тигрёнок (особое внимание тем, у кого эти звуки недостаточно автоматизированы). Уточняется артикуляция звуков, и чем они отличаются:
[Р] – звонкий, твёрдый согласный [Рь] - звонкий, мягкий согласный
Давайте покажем нашим гостям, как ты умеем делать пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика: Этот пальчик в лес пошёл (из крепкого кулака выбрасывается мизинчик), Этот пальчик гриб нашёл (безымянный), Этот пальчик гриб сорвал (средний), Этот пальчик жарить стал (указательный), Этот пальчик всё и съел (ладошку опять крепко в кулачок, выбрасывается большой палец), Потому и растолстел (хлопаем себя по животику)!!!
5. Задание: Загните столько пальчиков сколько раз услышите звук [Рь] – (3 раза); [Р] –(2 раза) Сверяем сколько у кого. Тигр и тигрёнок подтверждают рычанием.
6. Наши гости тигр и тигрёнок принесли нам корзину. А что же в корзине? Неужели грибы? Нет, слоговые яблоки. Дети берут из корзины слоговые яблоки и магнитами прикрепляют их к доске. Выкладывают магнитными буквами подходящие к схемам слоги с буквой «Р» и читают слоги тиграм.
Тигры повторяют неправильно, дети их поправляют. Вспоминаем, чем отличается звук и буква (звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем); что такое слог (кусочек слова, где есть один гласный). Сколько в слове гласных, столько и слогов.
7. Логопед просит 4-х детей прошагать слова: «рысь», «ре-ка», «ро-бо-ты», «ри-со-ва-ни-е». Дети встают по краю ковра. Каждый ребёнок шагает своё слово по очереди. Все остальные дети смотрят, кто дальше прошагал. И выясняют, какое слово самое длинное, а какое самое короткое. Сколько в каждом слове слогов и сколько гласных.
Физминутка: Рыбки весело резвятся (волнообразные движения правой рукой справа налево (подражая движения рыбки) с приседанием). В чистой, тёпленькой воде (левой рукой слева направо). То сожмутся – разожмутся (обнять себя руками). То зароются в песке (движения руками, как зарываются рыбки).
8. После ребята идут за свои столы. На столах кассы букв со схемами слов, слогов и звуков на каждого ребёнка. Работаем со звуко-буквенным анализом. Логопед просит выложить предложение: «У Риты рак». На доске сюжетная картинка. Один ребёнок идёт выкладывать предложение к доске. Дети проверяют правильность. Вспоминаем, что в конце предложения ставим точку. Это значит, что предложение закончено.
И дети, и тигры устали. Надо всем отдохнуть. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. «Угостим» наших гостей мороженным.
9. Упражнения на мышечное расслабление и правильное диафрагмальное дыхание. Звучит спокойная музыка. Дети укладываются на ковёр, с ними укладываем и тигров. Д/и «Мороженое» Вы не дети, а мороженое. Вас купили и положили на тарелочку в морозильник. Дышим спокойно носом. Наши ножки заморозились, наши ручки заморозились, тело тоже как ледышка. Глаза зажмурить. Логопед ходит, проверяет. А теперь тарелочку с мороженным вытащили и поставили к батарее. Ножки оттаяли, ручки оттаяли, плечики расслаблены, дышим спокойно и глубоко. Сложили ручки в замочек и на животик (в области диафрагмы). Дышим животиком. Замочек поднимается, опускается.
Д/и «На волне» Можно для наглядности положить на животик одного ребёнка тигра, а на животик другого тигрёнка. «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Посадить тигров на другие животики.
В соответствии с инструкцией логопеда дети следят глазами за подниманием и опусканием своей игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.
Внимание детей обращается на то, что игрушки становится «живыми», если они дышат животом.
Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:
Качаю тигра на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Покачали тигров. Поднимаем глаза, смотрим вверх: какое замечательно голубое небо над нами. Садимся. Смотрим вперёд. Перед нами спокойная гладь озера. Там недавно резвились рыбки. Тихонько поднимаемся.
10. Наши гости попробовали мороженое, покачались на волнах. А теперь гости попрощаются и поедут домой. На доску выставляется синий поезд и зелёный. На каком поезде поедет тигр? (Р-Р-Р) А тигрёнок? (Рь-Рь-Рь)
А мы подарим тиграм картинки, в названиях которых есть «рычалочки». Тигру картинки, в названии которых есть [Р], тигрёнку картинки, в названии которых есть [Рь].
На столах у детей картинки, повёрнутые белой стороной.
На «раз» - подвинули картинки к себе. На «два» - перевернули. На «три» - смотрим.
Дети определяют, какой звук слышат в своём слове: [Р] или [Рь] и определяют позицию этого звука в слове (начало, середина или конец слова). Затем каждый воспитанник прикрепляет свою картинку магнитом на доску к зелёному или синему поездам (в начало поезда, в середину или в конец). Остальные дети проверяют правильность исполнения.
Прощание с тиграми.
Итог:
Кто к нам приходил в гости? Как рычал тигр, а как тигрёнок? (проверить правильное звучание у каждого) Что делали на занятие?
Похвалить каждого ребёнка (найти за что).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
Занятие по "Звуковой культуре речи" в подготовительной группе
Цели: Развивать умение детей дифференцировать звуки Т-Т’, Д-Д’; соотносить звук с соответствующей буквой; ...
Методическая разработка - Конспект подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи с детьми старшей группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи (III у.р.р.).
Занятие по ознакомлению детей с согласным звуком [м], буквой М....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе.
Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух....
Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»
Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема Птицы рядом с нами
Цель: Составление рассказа о зимующих птицах по представлениюЗадачи:-активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;- учить пониманию значений многозначных слов;- учить правильно образовы...