Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 727.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи
в подготовительной группе.
Цель: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным познакомить со звуковой схемой слов. Учить детей самостоятельно определять количество звуков и односложных слов.
Методы и приёмы: Объяснение, рассказ, художественное слово, физ. минутка, игровые приёмы, контроль, поощрение, положительная оценка.
Оборудование: Звуковые схемы, для каждого ребёнка, полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображением птиц и животных, шаблоны, карандаши, 2 полоски: короткая и длинная, листы бумаги.
ХОД
В – ль: - Дети, вспомните, как завывает ветер? (у-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождик? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр (р-р-р). Воет вьюга? (в-в-в). Самолёт летит? (л-л-л). Молодцы.
- Дети вы видите, что природа, звери, люди издают разные звуки. Звуки звучат по-разному. Есть звуки, которые звучат громко, например – ЗВЕЗДА. А есть звуки, которые произносятся тихо, и слова звучат тихо, например
-Ши-ши-ши зашумели камыши. А теперь послушайте стихотворение.
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш, и дождь шуршит.
И мышь, шурша в нору спешит.
А там сидят и шуршат
Шесть шустреньких, пушистеньких мышат.
- Какие вы звуки слышите?
Дети: - ш-ш-ш
- Поэтому стихотворение шумит, шуршит. А теперь послушайте другое стихотворение.
Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, Барабанит
Полтора часа подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый! (А. Барто)
- А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому-что в нём много громких звуков.
Игра «Звуковые часы»
- Есть слова, которые похожие по звучанию, потому что в них встречаются одинаковые звуки. Например,: Маша – Даша; Рак – лак; Лук – люк.
На моих звуковых часах расположены картинки, они похожи по звучанию. Нужно найти пары слов и направить стрелочки. Я нашла два слова. Давайте произнесём – крыша – крыса. Похожи? Эти слова похожи, т. к. встречаются одинаковые звуки. Кто нашёл одинаковые слова? Выходите, покажите.
Игровое упражнение «Звуки заблудились»
- Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Мы собрали васильки
На головах у нас - щенки (венки,
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли мушки (пушки).
Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке! (маки).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (коне)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Жучка будку не доела (булку)
Неохота. Надоело.
- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)
ФИЗМИНУТКА: «Самолёты»
Дети произносят звук – р-р-р, делают вращательные движения руками, расправляют руки как крылья самолёта, бегают по площадке и произносят звук – л-л-л
Игра «Доскажи словечко»
- Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.
- Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё:
- На крыльце сидел котёно… к
- Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к
- В зоопарке живёт: ено…т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.
- Мы дали животным: хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.
- А в какой части слова попущен звук? (в конце)
Дидактическое упражнение «Длинное - короткое»
- Ребята, слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – это короткие слова в них мало звуков. Электричество, муравейник, колокольчик – длинные слова, в них много звуков.
- Перед вами лежат короткие и длинные полоски. Я буду называть два слова, а вы покажите какое слово длинное или короткое (а – ист – во – ро – бей; кит - ко – рюш – ка; кот – кро – ко – дил; лев – мыш – ка)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один
Эта долька для котят
Эта долька для утят
Эта долька для ежа
Эта долька для чижа
Эта долька для бобра.
Ну, а волку кожура
Он сердит на нас беда
Разбегайся, кто куда!
Задание «Штриховка».
- Перед вами лежат листочки и шаблоны. Шаблон надо положить на листочек обвести его. Штриховать его надо с лева на права, выступать за контуры нельзя. Приступайте к работе.
- Дети, (имя ребёнка) посмотрите, чья работа вам (тебе) понравилась. Почему?
Обобщающий вывод: Сегодня на занятии, мы с вами говорили о звуках и словах. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Если звуков мало, то слово короткое, а если много, то слово длинное. Вы правильно выполняли все задания: узнали из каких звуков состоят слова, красиво штриховали, вы были как настоящие школьники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи (средняя группа). Тема «Дифференциация звуков [З] - [С]».
Открытое занятиепо развитию речи в средней группе....
Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".
Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много. Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....
Конспект занятия по звуковой культуре речи старшей группы. Звук «С». «Путешествие в осенний лес»
Путешествие в осенний лес....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе
Звук и буква А.Цель: учить выделять на слух звук А....
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
Конспект занятия по Звуковой культуре речи в группе раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Баю-бай».
Формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов: собачка, бай, лай.Развивать слуховое восприятие и улавливать ритмичность речи, воспитывать бережное отношение к окружающим....