Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: «Моя Родина - Россия»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Митрофанова Ольга Викторовна

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству».

Л. С. Лихачев.

 

Воспитание любви к Родине в ДОО является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Привитие любви к Отчизне невозможно без приобщения интереса к своей «малой» Родине, ее культуре, творчеству. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Конспект  подгруппового логопедического занятия

 по развитию связной речи в подготовительной группе

для детей с ТНР.

Тема: «Моя Родина - Россия»

                                                                         Подготовила: учитель-логопед

Митрофанова Ольга Викторовна

                                                                      

                                               

г. Балашов 2025 г.

Актуальность

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого - с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству».

Л. С. Лихачев.

Воспитание любви к Родине в ДОО является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Привитие любви к Отчизне невозможно без приобщения интереса к своей «малой» Родине, ее культуре, творчеству. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Цель: формирование связной речи детей 6-7 лет с ТНР в рамках лексической темы «Моя Родина - Россия».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша Родина — Россия». Совершенствование навыка пересказа, грамматического строя течи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Совершенствование навыка слогового анализа слов, навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация в пересказе.
  2. Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
  3. Воспитательные: воспитание чувства гордости за Родину, формирование взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, активности и инициативности.

Оборудование: карта России, СД проигрыватель, наборное полотно, предметные картинки по теме «Моя Родина – Россия», фото достопримечательностей России, пальчиковый бассейн с наполнителем (горох), карточки для анализа слов, каучуковый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Рассматривание герба и флага России, беседа о гербе и флаге на занятии по ознакомлению с окружающим миром. Рассматривание глобуса, карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов. Чтение стихов русских поэтов о России на занятиях. Заучивание стихотворения И.С. Никитина «Русь», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Слушание гимна России на музыкальном занятии. Создание альбома «Наша Родина — Россия» в совместной с воспитателями и родителями деятельности. Разучивание подвижной игры «Береза». 

Ход занятия

Деятельность учителя-логопеда

            Деятельность ребёнка

I. Вводная часть.

    1.Приветствие (создание положительного эмоционального фона).

 Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята!

Я очень рада Вас видеть!

На мольберте перед ними — карта России. В качестве музыкального фона звучит одна из пьес Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь».

Постановка цели занятия.

Учитель – логопед: сегодня у нас с вами состоится очень важный и интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной Родине — России. Вы видите карту России, слышите пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь».

Логопед выключает проигрыватель.

Учитель – логопед: я предлагаю вам рассказать стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь». Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.

Учитель-логопед: вы замечательно прочитали отрывок стихотворения. Какой нарисована наша Родина в этом произведении?

Как относится поэт к своей Родине?

Учитель-логопед: Верно, мы тоже должны любить свою Родину, как каждый человек любит свою маму.

II. Основная часть

2. «Поймай в ладошку звук» (развитие фонематических процессов)

Учитель-логопед: хлопни, если услышишь звук [р]: страна, Россия, Отечество, край, Родина, государство, флаг, горы, поля, герб.

  1.  «Раздели на слоги»

Учитель-логопед: далее предлагаю вам ребята пройти к столу на котором стоит пальчиковый бассейн.  Найдите в нем и достать по одной картинке. (дети по очереди достают из пальчикового бассейна картинки и называют, что на них нарисовано)

Учитель-логопед: назовите, что изображено на твоей картинке? 

 

Учитель-логопед: а теперь разделим слово герб на слоги.

Учитель-логопед: какой звук ты слышишь в начале слова?

Учитель-логопед: какой звук ты слышишь в конце слова «герб»?

Учитель-логопед: молодец, присаживайся на стульчик.

Учитель-логопед: какую картинку ты отыскал?

Учитель-логопед:  разделим слово «флаг» на слоги.

Учитель-логопед: правильно, и ты тоже справились с этим заданием.

Учитель-логопед: а теперь все присядем на свои места.   Посмотрите на доску, на ней схема слова «флаг». Перед вами на столах наборы для анализа слов. Предлагаю выполнить звуковой анализ  слова «флаг».

Учитель-логопед: каким цветом мы закрасим первый кружок на своей схеме?

Дети закрашивают первый кружок схемы и т.д.

Учитель-логопед: каким цветом ты закрасш второй кружок на  схеме?

Учитель-логопед: каким цветом  закрасим третий кружок на  схеме?

Учитель-логопед: каким цветом мы закрасим четвертый кружок на  схеме?

Учитель-логопед: обратите особое внимание в конце слова «флаг» мы слышим звук К, но пишем букву Г.

Учитель-логопед: кто ее не находил картинки в пальчиковом бассейне? Подойдите  к бассейну.

Учитель-логопед: делим слово «береза» на слоги

Учитель-логопед: совершенно верно! Молодцы, вы отлично  справились с этим заданием!

  1. «Символы России»

Учитель-логопед: ответьте мне на вопрос. Как называют герб и флаг России?

Учитель-логопед: правильно, что еще можно отнести к символам России?

Учитель-логопед: правильно, молодцы!

Учитель-логопед: а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть и выполнить упражнение-разминку «Береза». Давайте пройдем на ковер и встанем в круг.

  1.  «Координация речи с движением»

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

  На тебе, березонька,

  Листья зеленые,

Под тобой, березонька

Трава шелковая

  1.  Развитие речевого слуха.

Учитель-логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество».

(чтение логопедом рассказа «Наше Отечество»).

Учитель-логопед: Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

                            По К. Д. Ушинскому

  1.   Беседа по прочитанному. (Развитие связной речи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Словарная работа.)

Учитель-логопед помещает на наборное полотно иллюстрации к рассказу.

Учитель-логопед: давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Следите за правильным произношением всех звуков.

Как начинается рассказ?

Как называет автор свою родину?  

 Учитель-логопед: почему мы зовем Россию Отечеством?

Учитель-логопед: правильно. Слово Отечество образовано от слова отец. 

Почему мы зовем ее Родиной?

       

Учитель-логопед: верно. Слова Родина и родились — это родственные слова. А почему мы называем родину матерью?

         

Учитель-логопед: Как заканчивается рассказ?

 

Учитель-логопед: Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.

  1. Рефлексия      

Учитель-логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что было самым трудным и самым интересным в сегодняшнем занятии. А потом предлагает оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.

                                   

здороваются

1-й ребенок:

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу- даль степей

Зеленеется.

2-й ребенок:

И на  гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами

Великанами.

3-й ребенок:

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

4-й ребенок:

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

Ребенок: Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой.  

Ребенок: автор относится к своей Родине, как к матери.

Дети: хлопают в ладоши услышав в словах звук [р]

Ребенок: из пальчикового бассейна я достал картинку на которой нарисован герб.

Ребенок: В этом слове один слог.

Ребенок: Я слышу в начале слова «герб» мягкий согласный  звук Г.

Ребенок: Я слышу в конце слова герб звук Б, (согласный, твердый).

Ребенок: в пальчиковом бассейне я нашел картинку с флагом России.

Ребенок: В слове «флаг» тоже  один слог.

Ребенок: первый кружок на схеме я закрашу синим карандашом (звук Ф – согласный, твердый)

Ребенок: второй кружок на  схеме я закрашу тоже синим карандашом (звук Л – согласный, твердый)

Ребенок: третий кружок на   схеме я закрашу красным карандашом (звук А – гласный, его можно петь)

Ребенок: четвертый кружок на  схеме я закрашу синим карандашом (звук К – согласный, твердый)

Ребенок: в пальчиковом бассейне я отыскал картинку с изображением березы.

Ребенок: в слове береза 3 слога

Ребенок: герб и флаг России – это символы России

Ребенок: к символам России можно  отнести еще гимн России, березу и каравай хлеба.

Дети: идут по кругу, взявшись за руки,

останавливаются, поднимают руки,

тянутся вверх,

опускают руки.

Ребенок: наше отечество, наша Родина — матушка Россия.

Ребенок: мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Ребенок: Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились.

Ребенок: матерью мы называем ее потому, что она кормила нас свои хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку.

Ребенок: На свете есть много хороших государств, но у человека одна родная мать, и родина у него тоже одна.

Литература:

  1. Бородич А.М.  Методика развития речи детей. – М., Просвещение.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов.- СПб., Петербург ХХI век.
  3.  Жукова Н.С., Масюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у  дошкольников. – М., Просвещение.
  4. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., Просвещение.
  5.  Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. / Под ред. Л.С. Волковой.- М.. Просвещение.
  6. Нищева Н.В. Будем говорить правильно.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.
  8. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».

Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»

    Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

В данном материале содержатся дидактические, подвижные, речевые игры, беседа с детьми, загадки, продуктивная деятельность и стихи. Всё это позволяет не только закрепить знания детей о транспорте, прав...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия  по развитию связной речи в подготовительной группе  для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»...