Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР. Тема: «Моя Родина - Россия»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Воспитание любви к Родине в ДОО является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Привитие любви к Отчизне невозможно без приобщения интереса к своей «малой» Родине, ее культуре, творчеству. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Саратовская область, город Балашов Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
|
Конспект подгруппового логопедического занятия
по развитию связной речи в подготовительной группе
для детей с ТНР.
Тема: «Моя Родина - Россия»
Подготовила: учитель-логопед
Митрофанова Ольга Викторовна
г. Балашов 2025 г.
Актуальность
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Воспитание любви к Родине в ДОО является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Привитие любви к Отчизне невозможно без приобщения интереса к своей «малой» Родине, ее культуре, творчеству. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
Цель: формирование связной речи детей 6-7 лет с ТНР в рамках лексической темы «Моя Родина - Россия».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме «Наша Родина — Россия». Совершенствование навыка пересказа, грамматического строя течи. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью. Совершенствование навыка слогового анализа слов, навыка чтения. Автоматизация правильного произношения сонорных звуков и их дифференциация в пересказе.
- Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, фонематических представлений, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Воспитательные: воспитание чувства гордости за Родину, формирование взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, активности и инициативности.
Оборудование: карта России, СД проигрыватель, наборное полотно, предметные картинки по теме «Моя Родина – Россия», фото достопримечательностей России, пальчиковый бассейн с наполнителем (горох), карточки для анализа слов, каучуковый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Рассматривание герба и флага России, беседа о гербе и флаге на занятии по ознакомлению с окружающим миром. Рассматривание глобуса, карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов. Чтение стихов русских поэтов о России на занятиях. Заучивание стихотворения И.С. Никитина «Русь», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Слушание гимна России на музыкальном занятии. Создание альбома «Наша Родина — Россия» в совместной с воспитателями и родителями деятельности. Разучивание подвижной игры «Береза».
Ход занятия
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность ребёнка |
I. Вводная часть.
1.Приветствие (создание положительного эмоционального фона). Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть! На мольберте перед ними — карта России. В качестве музыкального фона звучит одна из пьес Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь». Постановка цели занятия. Учитель – логопед: сегодня у нас с вами состоится очень важный и интересный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной Родине — России. Вы видите карту России, слышите пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь». Логопед выключает проигрыватель. Учитель – логопед: я предлагаю вам рассказать стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь». Надеюсь, что вы будете говорить красиво, выразительно, правильно произнося все звуки. Учитель-логопед: вы замечательно прочитали отрывок стихотворения. Какой нарисована наша Родина в этом произведении? Как относится поэт к своей Родине? Учитель-логопед: Верно, мы тоже должны любить свою Родину, как каждый человек любит свою маму. II. Основная часть 2. «Поймай в ладошку звук» (развитие фонематических процессов) Учитель-логопед: хлопни, если услышишь звук [р]: страна, Россия, Отечество, край, Родина, государство, флаг, горы, поля, герб.
Учитель-логопед: далее предлагаю вам ребята пройти к столу на котором стоит пальчиковый бассейн. Найдите в нем и достать по одной картинке. (дети по очереди достают из пальчикового бассейна картинки и называют, что на них нарисовано) Учитель-логопед: назовите, что изображено на твоей картинке?
Учитель-логопед: а теперь разделим слово герб на слоги. Учитель-логопед: какой звук ты слышишь в начале слова? Учитель-логопед: какой звук ты слышишь в конце слова «герб»? Учитель-логопед: молодец, присаживайся на стульчик. Учитель-логопед: какую картинку ты отыскал? Учитель-логопед: разделим слово «флаг» на слоги. Учитель-логопед: правильно, и ты тоже справились с этим заданием. Учитель-логопед: а теперь все присядем на свои места. Посмотрите на доску, на ней схема слова «флаг». Перед вами на столах наборы для анализа слов. Предлагаю выполнить звуковой анализ слова «флаг». Учитель-логопед: каким цветом мы закрасим первый кружок на своей схеме? Дети закрашивают первый кружок схемы и т.д. Учитель-логопед: каким цветом ты закрасш второй кружок на схеме? Учитель-логопед: каким цветом закрасим третий кружок на схеме? Учитель-логопед: каким цветом мы закрасим четвертый кружок на схеме? Учитель-логопед: обратите особое внимание в конце слова «флаг» мы слышим звук К, но пишем букву Г. Учитель-логопед: кто ее не находил картинки в пальчиковом бассейне? Подойдите к бассейну. Учитель-логопед: делим слово «береза» на слоги Учитель-логопед: совершенно верно! Молодцы, вы отлично справились с этим заданием!
Учитель-логопед: ответьте мне на вопрос. Как называют герб и флаг России? Учитель-логопед: правильно, что еще можно отнести к символам России? Учитель-логопед: правильно, молодцы! Учитель-логопед: а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть и выполнить упражнение-разминку «Береза». Давайте пройдем на ковер и встанем в круг.
Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая. Стоишь ты, березонька, Посередь долинушки, На тебе, березонька, Листья зеленые, Под тобой, березонька Трава шелковая
Учитель-логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Наше Отечество». (чтение логопедом рассказа «Наше Отечество»). Учитель-логопед: Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. По К. Д. Ушинскому
Учитель-логопед помещает на наборное полотно иллюстрации к рассказу. Учитель-логопед: давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Следите за правильным произношением всех звуков. Как начинается рассказ? Как называет автор свою родину? Учитель-логопед: почему мы зовем Россию Отечеством? Учитель-логопед: правильно. Слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной?
Учитель-логопед: верно. Слова Родина и родились — это родственные слова. А почему мы называем родину матерью?
Учитель-логопед: Как заканчивается рассказ?
Учитель-логопед: Молодцы! Вы очень хорошо ответили на мои вопросы.
Учитель-логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались, что было самым трудным и самым интересным в сегодняшнем занятии. А потом предлагает оценить работу друг друга на протяжении всего занятия.
| здороваются 1-й ребенок: Под большим шатром Голубых небес – Вижу- даль степей Зеленеется. 2-й ребенок: И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят великанами Великанами. 3-й ребенок: По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны. 4-й ребенок: Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася! Ребенок: Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой. Ребенок: автор относится к своей Родине, как к матери. Дети: хлопают в ладоши услышав в словах звук [р] Ребенок: из пальчикового бассейна я достал картинку на которой нарисован герб. Ребенок: В этом слове один слог. Ребенок: Я слышу в начале слова «герб» мягкий согласный звук Г. Ребенок: Я слышу в конце слова герб звук Б, (согласный, твердый). Ребенок: в пальчиковом бассейне я нашел картинку с флагом России. Ребенок: В слове «флаг» тоже один слог. Ребенок: первый кружок на схеме я закрашу синим карандашом (звук Ф – согласный, твердый) Ребенок: второй кружок на схеме я закрашу тоже синим карандашом (звук Л – согласный, твердый) Ребенок: третий кружок на схеме я закрашу красным карандашом (звук А – гласный, его можно петь) Ребенок: четвертый кружок на схеме я закрашу синим карандашом (звук К – согласный, твердый) Ребенок: в пальчиковом бассейне я отыскал картинку с изображением березы. Ребенок: в слове береза 3 слога Ребенок: герб и флаг России – это символы России Ребенок: к символам России можно отнести еще гимн России, березу и каравай хлеба. Дети: идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх, опускают руки. Ребенок: наше отечество, наша Родина — матушка Россия. Ребенок: мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды. Ребенок: Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились. Ребенок: матерью мы называем ее потому, что она кормила нас свои хлебом, поила нас своими водами, учила нас своему языку. Ребенок: На свете есть много хороших государств, но у человека одна родная мать, и родина у него тоже одна. |
Литература:
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., Просвещение.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов.- СПб., Петербург ХХI век.
- Жукова Н.С., Масюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение.
- Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., Просвещение.
- Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. / Под ред. Л.С. Волковой.- М.. Просвещение.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему: «Рассказ по картине «В зимнем парке».
Конспект занятия для развития связной речи в подготовительной к школе группе на тему: "Рассказ по картине "В зимнем парке"...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР
Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Грибы»...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»
В данном материале содержатся дидактические, подвижные, речевые игры, беседа с детьми, загадки, продуктивная деятельность и стихи. Всё это позволяет не только закрепить знания детей о транспорте, прав...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для дистанционного обучения .Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Москва – столица России»...