Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_znakomstvo_s_tatarstanom.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему
"Республика Татарстан»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень от мощности которого зависти жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине, уважение к прошлому»
… Воспитание этих качеств начинается с того времени,
когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
(В.А. Сухомлинский)
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.
Задачи:
1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).
3. Расширить знания детей о родной республике.
4. Развивать речь детей, память, мышление.
5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.
Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан, мультимедийная аппаратура, программное обеспечение : Power Point 2007 слайдовая презентация иллюстраций «Республика Татарстан»; детские рисунки о Казани для оформления группы. На каждого ребенка половина альбомного листа для рисования флага, карандаши, полоски цветной бумаги, клей, кисточки, подставки для кисточек, горох, гуашь.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель здоровается с детьми - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу предложить вам послушать красивую музыку. Эту музыку надо слушать стоя. (Дети встают. Звучит фонограмма гимна Республики Татарстан)
Воспитатель предлагает детям присесть и вспомнить, гимн какой республики прозвучал.
Дети отвечают - Гимн Республики Татарстан.
Воспитатель - Правильно. Гимн Республики Татарстан сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.
Слайд 1. -Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия.
Слайд 2 - Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан.
Слайд 3 - Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).
На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?
- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?
Дети - река Волга.
- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике?
Дети- Казанка, Кама.
- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города.
Слайд 4 - Дети, какой город является столицей нашей республики?
- Правильно, Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).
Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.
Слайд 5 - Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек.
Слайд 6 - Наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало.
Слайд 7 - Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан.
Слайд 8 - В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.
Много легенд связано с названием нашего города.
Рассказывает ребенок - Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.
Воспитатель - А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.
Слайд 9
Рассказывает ребенок - " В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."
Слайд 10
Воспитатель - В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей. Назовите их.
Дети - татары, русские, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры:
Слайд 11.
Воспитатель - Молодцы. В Республике Татарстан есть свой Президент - Минниханов Рустем Нургалиевич, свой
Слайд 12 - Государственный флаг и герб. На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли. - Ребята, на какие части разделен Государственный флаг Татарстана?
Дети - Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.
Воспитатель - Правильно. Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам три варианта работы с флагом. Для этого разделимся на три группы:
1 группа – разукрашивает флаг,
2 группа – делает аппликацию,
3 группа – выкладывает флаг горохом и затем разукрашивает гуашью.
Воспитатель - Перед тем, как начнем работать, проведем пальчиковую гимнастику «Родина»
У меня есть огромная семья: (пальцы сжать в кулак)
И тропинка, и лесок, (поочерёдно поднимать их, начиная с мизинца)
В поле каждый колосок .
Речка, небо голубое –
Это всё моё родное. (пальцы сжать в замок)
Всех люблю на свете я - (вращать, соединёнными ладошками вверху)
Это – Родина моя! (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)
Или:
Пальчиковая гимнастика МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Методика проведения рисования:
Вместе с детьми обследовать флаг с включением движения руки по контуру предмета. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части, потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы флаги были красивые (слева направо или сверху вниз, т.е. в одном направлении)
Во время рисования звучит татарская народная мелодия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с заданием. Давайте немного отдохнем
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.
Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
Воспитатель - Молодцы. Сели на свои места.
Слайд 13 - Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля. При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни?
Дети - На ней расположены часы
Воспитатель - Спасская башня Кремля построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.
Слайд 14 - Какая еще башня расположена на территории Кремля?
Дети - Башня Сююмбике.
- Воспитатель - Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике. Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.
- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?
Дети - Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)
Слайд 15, 16
Воспитатель - Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?
- Назовите столицу Республики Татарстан?
- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?
- Что изображено на гербе республики?
- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?
- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края.
Слайд 17 - Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.
Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.
Воспитатель - А у меня для вас подарок. Это книга об истории Татарстана. Я надеюсь, что эта книга расскажет вам еще много интересного об истории нашей республики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с испол...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Презентация Microsoft Power Point "Русские народные сказки"
Данная презентация может использоваться на занятии с детьми сташего дошкольного возраста по теме "Русские народные сказки". Презентация содержит загадки, будет полезна и интересна ребятам....
Конспект комплексного занятия "И снова Осень..." для детей подготовительной группы с использованием логоритмики и ИКТ.
музыкальное занятие с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, логоритмики для детей подготовительной группы...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»
НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием приёмов ТРИЗ по теме "Мир вокруг нас"имеет следующие задачи:1.Закреплять представления дошкольников о многообразии окружающего мира;2....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы» (подготовительная группа) с использованием современных технологий: -здоровьесберегающая, -игровые технологии, -использование ИКТ.
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы» (подготовительная гр...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»...