Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_znakomstvo_s_tatarstanom.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия  (ознакомление с окружающим+ИЗО   в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007)  на тему

"Республика Татарстан»

        

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень от мощности которого зависти жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитании

 у своих детей чувства безграничной любви к Родине, уважение к прошлому»

… Воспитание этих качеств начинается с того времени,

 когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

(В.А. Сухомлинский)        

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:        

1. Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

3. Расширить знания детей о родной республике.

4. Развивать речь детей, память, мышление.

5. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Предшествующая работа: рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.

Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан, мультимедийная аппаратура, программное обеспечение : Power Point 2007  слайдовая презентация  иллюстраций «Республика Татарстан»; детские рисунки о Казани для оформления группы. На каждого ребенка половина альбомного листа для рисования флага, карандаши, полоски цветной бумаги, клей, кисточки, подставки для кисточек, горох, гуашь.

                

Ход занятия

Организационный  момент. 

Воспитатель здоровается с детьми - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я хочу предложить вам послушать  красивую музыку. Эту музыку надо слушать стоя. (Дети встают. Звучит фонограмма гимна Республики Татарстан)

Воспитатель предлагает детям присесть  и  вспомнить, гимн какой республики прозвучал.

Дети отвечают - Гимн Республики Татарстан.  

Воспитатель -  Правильно.  Гимн Республики Татарстан сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем  Яхин.

Слайд 1. -Сегодня мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия.

Слайд 2 - Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан.

Слайд 3 - Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).

На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?

Дети - река Волга.

- Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике?

Дети- Казанка, Кама.

- Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города.

Слайд 4 - Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, Казань - столица Республики Татарстан (воспитатель показывает иллюстрации с изображением города).

Занялась, зарделась неба грань,
Брызнули лучи по небосклону.
Здравствуй, город - славная Казань!
Кланяюсь тебе земным поклоном.

Слайд 5 - Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек.

Слайд 6 - Наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало.

Слайд 7 - Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость "Казань" на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан.

Слайд 8 - В наше время древняя крепость "Казанский Кремль" - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством.

Много легенд связано с названием нашего города.

Рассказывает ребенок - Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань.

Воспитатель - А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.

Слайд  9

Рассказывает ребенок -  " В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют "каз". Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой."

Слайд 10

Воспитатель - В  Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей. Назовите их.

Дети - татары, русские, марийцы, чуваши, удмурты, башкиры:

Слайд 11.

Воспитатель - Молодцы. В Республике Татарстан есть свой Президент  - Минниханов Рустем Нургалиевич, свой

Слайд 12 - Государственный флаг и герб.  На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли. - Ребята, на какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

Дети - Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.

Воспитатель - Правильно. Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам три варианта работы с флагом. Для этого разделимся на три группы:

1 группа – разукрашивает флаг,

2 группа – делает аппликацию,

3 группа – выкладывает флаг горохом и затем разукрашивает гуашью.

Воспитатель - Перед тем, как начнем работать, проведем пальчиковую гимнастику «Родина»

У меня есть огромная семья: (пальцы сжать в кулак)

И тропинка, и лесок,               (поочерёдно поднимать их, начиная с мизинца)

 В поле каждый колосок .

 Речка, небо голубое –

Это всё моё родное.                   (пальцы сжать в замок)

Всех люблю на свете я -            (вращать, соединёнными ладошками вверху)

Это – Родина моя!                      (обнять себя за плечи, скрестив руки на груди)                                                                    

                                       Или:

Пальчиковая гимнастика               МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Методика проведения рисования:

Вместе с детьми обследовать флаг с включением движения руки по контуру предмета. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части, потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы флаги были красивые (слева направо или сверху вниз, т.е. в одном направлении)

Во время рисования звучит татарская народная мелодия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с заданием. Давайте немного отдохнем

                                                    Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.

Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).

На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).

Воспитатель - Молодцы. Сели на свои места.

Слайд  13 - Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля. При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни?

Дети - На ней расположены часы

Воспитатель -  Спасская башня Кремля  построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.

Слайд 14 - Какая еще башня расположена на территории Кремля?

Дети - Башня Сююмбике.

- Воспитатель - Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике. Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани.

- Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля?

Дети - Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор.)

Слайд 15, 16

Воспитатель - Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?

- Назовите столицу Республики Татарстан?

- На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?

- Что изображено на гербе республики?

- Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?

- Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. 

Слайд  17 - Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.

Спросите нас: - Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть, грузим суда,
В свободном Татарстане.

        

Воспитатель - А у меня для вас подарок. Это книга об истории Татарстана. Я  надеюсь, что эта книга расскажет вам еще много интересного об истории нашей республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Microsoft Power Point "Русские народные сказки"

Данная презентация может использоваться на занятии с детьми сташего дошкольного возраста по теме "Русские народные сказки". Презентация содержит загадки, будет полезна и интересна ребятам....

Конспект комплексного занятия "И снова Осень..." для детей подготовительной группы с использованием логоритмики и ИКТ.

музыкальное занятие с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, логоритмики для детей подготовительной группы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»

НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием приёмов ТРИЗ по теме "Мир вокруг нас"имеет следующие задачи:1.Закреплять представления дошкольников о многообразии окружающего мира;2....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием приемов ТРИЗ по теме «Мир вокруг нас»...