Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Особенности индивидуальной работы с детьми.
На индивидуальных логопедических занятиях необходимо учитывать:
1) Первичное нарушении в развитии ребёнка (в данном случае задержку психического развития).
2) Речевые нарушения у ребёнка.
3) Индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его характер.
4) Возраст ребёнка.
2.Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития.
1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.
3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.
4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».
5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.
7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие или испытание как игру. Очень успешным оказывается опыт предъявления занятия в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта спедагогом. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
Фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования (например, нарушения в речевой моторике, аномалии в строении речевого аппарата, несформированность речеслуховых дифференцировок, дефекты в строении зубного ряда, укороченная подъязычная связка, толстый язык и т.д.
- Одним из основных видов нарушения является смешение сложных по артикуляции звуков (например, свистящие и шипящие), при этом наблюдаются стойкие замены.
- Соноры (л – в).
- Автоматизация звуков происходит значительно медленнее, чем постановка, что происходит за счёт аналитической деятельности.
- Есть затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.
- Отмечается недостаточность речевой моторики, что проявляется в особенностях движения артикуляционного аппарата, таких как: напряжение мышц языка, вялость кончика языка, трудности переключения с одного положения на другое, плавность переключения.
- Смазывают слова сложной слоговой структуры. Отсюда, речь вялая, нечёткая, интонационно невыразительная. (Тут необходимо отметить, что эти негрубые дефекты являются результатом недостаточной моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижности речевых органов.)
Анализ и синтез звуковой и звукобуквенный –
это их диагностический признак. Исправляется с большим трудом и за больший период. Обычно к шести годам примерно половина таких детей могут выделить гласный в начале слова; в середине и конце слова выделить гласный могут очень немногие.
Немного меньше половины из таких детей способны выделить согласный в начале слова; выделение согласного в конце слова, при стечении согласных является для таких детей наиболее трудным.
Последовательно выделить звуки в слове такие дети тоже не могут.
Лексический запас детей с задержкой психического развития.
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью.
Основные затруднения:
1) Страдает предметная отнесённость слов (например, все цветы называют названием одного цветка).
2) Не называют предмет, его свойства и особенности, а описывают ситуацию и действия с этим предметом (например, дворник – подметает всё).
3) Не называют части предмета, а используют жесты.
4) Большие затруднения наблюдаются при использовании элементарных обобщающих понятий (например, земляника – эта такая малинка).
5) Глагольная лексика:
- редко используют глаголы, обозначающие эмоциональное состояние (испугался, удивился),
- действие в предложении не выделяют отдельно, а соединяют с другим словом (пришла – пришла зима).
6) Ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов:
- чаще других используют прилагательные, обозначающие основные цвета,
- любые величины обозначают двумя словами: большой и маленький,
- редко выделяют слова-признаки, обозначающие материал, а если и выделяют, то дают существительное с предлогом (например, игрушка из резины),
- невелика группа оценочных прилагательных, типа: добрый, смелый; у них это «хороший» или «плохой»,
- при подборе антонимов добавляют частицу НЕ.
Отсутствие в словарном запасе ребёнка слов эмоциональной окраски приводит к обеднению их собственных высказываний и затрудняет восприятие художественной литературы.
7) Способность к словообразованию у детей с ЗПР сохранна, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Но т.к. они не умеют выделять и называть признаки предмета, то они признак предмета образуют от самого предмета (например, дерево. Деревянное).
8) Также затруднение представляет включение в предложение имён прилагательных. Прилагательные превращают в существительные (например, составить предложение со словом «круглый». – Кружок).
Грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Бытовая речь производит впечатление благополучной. Категория числа и падежа, в основном, используется ими адекватно.
Основные затруднения:
- Затрудняются в отнесении к среднему роду имён существительных, обозначающих собирательные и абстрактные понятия.
- Некоторые трудности вызывает употребление родительного падежа множественного числа и тварительного падежа единственного числа. (например, нет ушей – нет уш; спрятался за столом– спрятался за стола).
- Проблемы в правильном использовании предлогов в связи с нарушением пространственных представлений (например, киска пьёт молоко из пола).
- Распространённые предложения из 5-6 слов вызывают устойчивые трудности при их составлении и повторении.
- С трудом понимают конструкции, выражающие пространственные отношения, типа: круг над квадратом, квадрат в круге.
Особенности чтения у детей с ЗПР.
- Особые трудности вызывают слова со стечением согласных.
- Сложности восприятия в тексте большого количества действующих лиц, непонятны поступки героев. Текст могут воспринимать фрагментарно из-за нарушений внимания и памяти.
- Ошибки в дифференциации графем, имеющих сходные элементы.
- Смешивают буквы Е, Ё, Ю, Я.
- Чтение мягких согласных.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Темы: автоматизация звука [ш] в словах.
Цель: автоматизация звука [ш] в словах.
Задачи:
1. Уточнить артикуляционно-акустическую характеристику звука [ш].
2. Развивать фонематический анализ, синтез и представления.
3. Развивать акустические характеристики голоса: силу, интонацию.
4. Воспитывать умение действовать в соответствии с инструкцией логопеда.
5.Развивать умение координировать речь и движения .
Оборудование: предметные картинки, мышка-игрушка, таблица звуков и схема артикуляции звука [ш], касса букв и слогов, буква «ш», картинки-домики слов.
№ п/п | Название этапа | Предполагаемые слова и действия логопеда | Предполагаемые слова и действия детей | Примечание | |||
Реа-лизу-емая зада-ча | Обо- рудо- вание | Время | |||||
1. | Организа-ционный момент | Здравствуй! Смотри, на столе кто-то сидит. Кто это? А что обычно делают мышки в норке? Нашу мышку зовут Даша. Она пришла не с пустыми руками, а с интересными заданиями для тебя. Давай поиграем с Дашей! | Ребенок здоровается. Называет игрушку, сидящую на столе – «мышка». Отвечает, что обычно мыши шуршат (шебуршат, шушукаются). Соглашается поиграть с мышкой. | Прив-лечь внима-ние, на-строить на инте-ресное заня-тие. | Игру- шка мышка | 1-2 мин. | |
2. | Повторе-ние усво-енного ма-териала. | Скажи, как шебуршат мышки? Расскажи Даше, что ты уже знаешь о звуке [ш]. Давай вспомним как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш]. | Ребенок шуршит (шур-шур-шур). Потом рассказывает Даше характеристику звука [ш]: согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы: губы в «колечке», между зубами щель, язык в «чашечке». | Уточ-нить артику-ляционную ха- ракте-ристику звука [ш]. | Табли- ца зву- ков и схема артику- ляции звука [ш]. | 5 мин. | |
3. | Введение в тему занятия. | Послушай слова: шар, каша, шорты, ландыш, школа, вишня, окошко, камыш. Какой общий звук слышится во всех словах? Правильно! Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах. | Ребенок слушает слова, а затем говорит, что общий звук [ш]. | Сооб-щить тему занятия, настро-ить ребёнкана фоне-мати-ческий анализ и синтез, обозна-чить цель занятия. | 1-2 мин. | ||
4. | Основная часть. | Мышка Даша будет называть тебе слова, а ты хлопай, если услышишь звук [ш]: шапка, соль, шорты, жаба, кукуруза, кошка, заяц, салат, ушко, шкаф. | Ребенок слушает и хлопает. | 1.Разви-вать фо- немати-ческий анализ и синтез. 2. Воспитывать умение действовать в соответ-ствии с инструк-цией логопе-да. 3. Уточ- нить, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. | 1-2 мин. | ||
Мышка Даша – растеряша. Она так спешила к тебе, что по пути растеряла и перемешала картинки. Предлагаются картинки: ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, тюльпан, жаба, желудь. Помоги Даше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш]. Молодец. А кто из животных, изображенных на картинках, живет в лесу? А что растет в лесу? | Ребенок выполняет задания. | Картин- и ланды- ша, шиш- ки, гру-ши, виш-ни, мош- ки, ка-мыша, мишки, лука, тюльпа- на, жабы, жёлудя. | 5 мин. | ||||
5. | Динами-ческая пауза. | Устала мышка, и мы устали. Нужно немного размяться. Давай будем читать стихотворение, изменять голос по смыслу и выполнять действия. Я сижу и слушаю, не дыша, Шорох шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши! (тихо) — Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо! (тихо) — С вами я шушукаться не хочу! (громко) Я спою над речкою и спляшу, (громко) Даже разрешения не спрошу! (громко) Я спляшу у самого камыша! (громко) Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша… (тихо) Словно просят шепотом: — Не пляши!.. (тихо) До чего пугливые камыши! | Разви- вать акусти-ческие харак-терис-тики голоса: силу, интона-цию | 2 мин. | |||
6. | Продолже-ние основной части. | Ну вот и отдохнули, а у Даши еще осталось несколько маленьких заданий для тебя. Посмотри на картинки и назови их. Предлагаются картинки: ландыш, зуб, белка, мышка. Из последнего звука в слове «ландыш», гласного в слове «зуб», первого в слове «белка» и последнего в слове «мышка» сложить слово. Какое слово получится? А в какое время года люди надевают шубы? А почему? | Ребенок выполняет задание по инструкции, получает слово «шуба». Ребёнок отвечает на вопросы логопеда. | 1 и 2 задачи из 4 части. 3. Уточ-нить, в какое время года нужна тёплая одежда и зачем. | Картин-ки лан-дыша, зуба, белки, мышки. касса букв и слогов. | 5 мин. | |
Даша просит тебя придумать слова, где есть звук [ш] . А где находится в придуманных тобою словах звук [ш]? | Ребенок выполняет задание – придумывает слова, определяет место звука [ш] в придуманных им словах. | 1.Разви-вать фонема-тичес-кие представления. 2. Воспитывать умение действовать в соответ-ствии с инструк-цией логопе-да. | Схемы Со звуком [ш] в начале, середи-не и конце слова. | 2-3 мин. | |||
7. | Итог занятия. | Ну вот и всё, мышка Даша спешит к маме. Расскажи, что Даша должна рассказать маме о звуке [ш]? Что нового ты сегодня узнал? Что тебе понравилось? А Даше понравилось, как ты сегодня занимался! Попрощайся с ней! | Ребенок рассказывает, затем прощается. | Обоб-щить умения, полученные на занятии, подвес-ти итог, вызвать положи-тельные эмоции о занятии и желание зани-маться. | 1-2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми
Для слушателей курсов повышения квалификации.Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна и...
Особенности индивидуальной логопедической работы в коррекционных группах
В работе отражены основные этапы работы логопеда в коррекционной группе...
Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми
Воспитывая звуковую культуру речи детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития: Формировать умение слушать художественное произведение, эмоциона...
Тематический план индивидуальной логопедической работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Главное в работе с детьми раннего возраста -это последовательность, доступность и учет возрастных возможностей детей. ...
План индивидуальной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт
План индивидуальной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт...
Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ
Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ...
Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
Цель:- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....