Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми
методическая разработка по логопедии по теме
Для слушателей курсов повышения квалификации.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 31.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Московской области Педагогическая академия последипломного
образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра дефектологии
Особенности индивидуальной логопедической
работы с детьми
Самостоятельная работа №2
Слушателя курса «Диагностика и коррекция
речевых нарушений у детей»
Беловой Екатерины Валерьевны,
ГКУ СО МО «Протвинский РЦ»
Руководитель курсов: Бушуева Е.М.
Сергиев Посад
2012
План
Введение
- Характеристика детей с ФФН
- Организация коррекционной логопедической работы
- Индивидуальные занятия
- Конспект индивидуального занятия логопеда
Список используемой литературы
Введение
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- Характеристика детей с ФФН
Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем: замена звуков более простыми по артикуляции; несформированность процесса дифференции звуков; некоторые звуки ребенок изолированно способен произнестиправильно, но в речи не употребляет или заменяет; наблюдается нестойкое употребление звуков в речи.
Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по развитию звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па); при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо опрделенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.
На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.
- Организация коррекционной логопедической работы
Обучение на занятиях – основная форма коррекционно - востановительной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др. Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся три этапа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
- Индивидуальные занятия
Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.
Перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова.
Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:
- общую последовательность логопедической работы;
- общепринятую последовательность постановки звуков.
Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.
- Конспект индивидуального занятия логопеда
Тема: Автоматизация звука [Л]
Цель: Формирование звукопроизношения [Л]- [Р].
Задачи:
1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте.
2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги.
3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р].
4. Развивать фонематическое внимание, память.
5. Упражнять в падежном и предложном согласовании.
6. Развивать психологическую базу речи.
7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму.
Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
№ | Название | Предполагаемые слова и действия логопеда | Предполагаемые слова и действия детей | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 | Орг. момент. Беседа. Объявление цели логопедического занятия. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического внимания и памяти. Дифференциация звуков [Л] – [Р]. Закрепление звука [Л] в словах. Развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления. Распространение предложения по картинке. Развитие мелкой моторики. Упражнение в падежном и предложном согласовании. Физкультурная пауза. Психогимнастика. Работа на компьютере. Автоматизация звука [Л] в связной речи. Игра «Колобок». Итог логопедического занятия. | - Как ты думаешь, какая сегодня погода? - Какое сейчас время года? - Какой сегодня день недели? - Сегодня на занятии мы будем учиться произносить звуки [Л], [Р] и научимся их различать. -Для того чтобы хорошо говорить выполним упражнения для язычка: • «Индюк». • «Маляр». • «Чистим зубки». • «Лошадка». • «Грибочек». • «Гармошка». • «Заведи мотор». • «Самолет». - Слушай меня внимательно, запоминай и повтори за мной. Ра – ла – ла, лу – ла – ла, лу – ла – ло – лы, Слы – сла – слу – слэ, скла – спла – скла, скло – склу – скле, Лапа – рама – луна, рак – лак – мак, лама – лапа – луна – лак Ла-ла – ла – зима наступила. Ло-ло-ло – стало все бело. Ли-ли-ли – мы гулять пошли. Выставляются игрушки – животные. - Кто это? - Этих животных раздели на две группы. Справа будут животные, в названии которых слышится звук [Р], а слева – звук [Л]. - Назови всех животных в названии которых слышится звук [Л]. - В этом «Волшебном мешочке» животные. Узнай их на ощупь. Назови и определи место звука в слове. - Где слышится звук [Л] в словах лошадь, лось? - где слышится звук [Л] в слове осел? - Поиграем в игру «Третий лишний». Посмотри на картинки, найди лишнее слово. Объясни, почему? - Составь предложение по картинке. - Какая кошка сидит на стуле? - Большая черная кошка сидит на каком стуле? -Эта картинка поможет нам поиграть с пальчиками. Выполним упражнение «Кошка». Кулачок – ладошка, Я иду как кошка. «Стул». Спинка и сиденье – стул на удивленье. Я на стуле посижу И в окно я погляжу. -Ты знаешь потешку про кота? Расскажи ее.
- Поиграем в игру «Доскажи словечко». Тебе нужно будет договаривать слово «Хлеб». - Я знаю пословицу о… Мама купила пшеничный … Дети едят суп с … Ваня пошел в магазин за … Я не люблю есть суп без … У меня нет … - Изобрази, как крадется хитрая лиса. Как идет злой голодный волк. Чтение слогов и слов: лак, лом, лук, пол, пила, полка… - Проведи колобка по дорожке. Расскажи, что с ним случилось. - Наше занятие закончилось. До свидания. | - Солнечная. На улице мороз. - Зима. - Среда. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. Ребенок повторяет за логопедом. - Животные. Выполняет молча. - Лев, белка, осел ….. Ребенок выполняет задание. - В начале слова. - В конце… Ребенок выполняет задание. - Кошка сидит на стуле. - Большая, черная кошка сидит на стуле. - Большая черная кошка сидит на высоком, коричневом, жестком стуле. Выполняет молча. Кот молоко лакал, а Витя хлеб в молоко макал. - Хлебе. - Хлеб. - Хлебом. - Хлебом. - Хлеба. - Хлеба. Выполняет молча. Ребенок выполняет задание на компьютере. - До новой встречи. |
Список используемой литературы
- Логопедия: Учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шахавской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.
Самостоятельная работа на тему "особенности индивидуальной логопедической работы с детьми" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...
Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...
Консультация : «Особенности Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах» по рекомендации учителя – логопеда
Материал рекомендуется использовать воспитателям для руководства в работе с детьми с ОВЗ....
Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".
Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления, психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...
О некоторых особенностях индивидуальных занятий по развитию речи с детьми 6-7 лет
Занятия по развитию речи – неотъемлемая часть занятий с дошкольниками, в частности, с детьми возраста 6-7 лет. Эти занятия проводятся как воспитателями в групповой форме, так и логопедами в подг...