Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
статья по логопедии
Цель:
- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ
в условиях ДОУ
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.
Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.
Для того, чтобы ребёнок быстро научился общаться с окружающими людьми в детском саду необходимо создать «особую» инклюзивную среду сотрудничества, сущность которой сводиться к работе в смешанной группе воспитанников, где дети, имеющие ограниченные возможности здоровья развиваются совместно со здоровыми детьми. В данную среду целесообразно привлекать и родителей дошкольников. Конечно, индивидуальное консультирование необходимо, так как каждый ребёнок имеет свои особенности в развитии, и данная работа предполагает дифференцированный подход к маленькому пациенту в коррекционно – педагогической деятельности педагога – логопеда. Однако, должный эффект в развитии ребёнка с ОВЗ достигается в смешанной детской среде.
На занятиях в детском саду, в рамках коррекционно – педагогической деятельности, логопед использует различные нетрадиционные методы работы. Среди них особое внимание заслуживает метод проектной деятельности, который помогает сплотить детский коллектив и решить задачи социализации «особых» детей, развития их личностных качеств и отработки навыков речевого развития, полученных в процессе индивидуальных занятий.
Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента.
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:
1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
2. На основе обследования логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ и определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
3. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.
6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. Вот некоторые из них:
- Интеллект - Мап (Тони Бьюзен).
- Комментированное рисование (Т. Бурьяновская).
- Формирование информационно - игрового творчества
(Н.В. Гавриш).
- Интерактивное обучение (Е.И.Пометун).
- Учебное исследование в детском саду (А.И. Савенков).
- Проблемное обучение (В. Т. Кудрявцев).
- Интересная философия (Н.В. Гавриш, Е.О. Линник).
- Философия для детей (М.А. Андрианов).
- Развитие интеллектуальных умений (О. Грушко).
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. Программа коррекционной работы включает диагностическое направление. Ежегодно в дошкольных учреждениях дети массовых групп проходят психолого-логопедическое обследование с целью выявления детей с ОВЗ. По результатам диагностики, родители с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи, направляются на городскую ТПМПК. Специалисты ТПМПК проводят обследование и дают рекомендации по перспективам дальнейшего обучения и воспитания ребенка.
Сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОУ начинается с всестороннего обследования специалистами. Учитель-логопед, используя специальные методики, в процессе диагностики выявляет характер нарушения речевой деятельности. Обсуждение результатов обследования проводит педагогический коллектив инклюзивной группы с целью составления наиболее полной картины развития ресурсов и дефицитов ребенка.
С учетом психоречевого и физического развития ребенка составляется план индивидуального развития, определяется индивидуальный образовательный маршрут.
Следующий этап коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда — это коррекция нарушенной речевой деятельности ребенка.
Одним из условий успешной реализации образовательной программы является тесное сотрудничество с родителями, включение семьи в образовательное пространство. Работа с родителями осуществляется путем анкетирования, индивидуальных консультаций и бесед, семинаров, мастер-классов, информационной поддержки, проведения открытых занятий с детьми с участием родителей, организации совместных детско-родительских мероприятий.
В конце учебного года все специалисты проводят мониторинг результатов образовательной программы, соотносят поставленный цели и задачи с реальными достижениями ребенка, оценивают успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ.
Таким образом, можно сказать, что учитель – логопед должен быть не только профессионалом своего дела, но и обладать знаниями психолога; уметь организовать детей, сплотить их в рамках реализации определённого проекта; научить общаться между собой, научить видеть результаты своей деятельности. Учитель – логопед – «особенный» педагог и от его инициативности зависит судьба дошкольников, и в, первую очередь, имеющих ограниченные возможности здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы организации логопедической работы с детьми с моторной алалией.
Из опыта работы....
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в организации логопедической работы с детьми
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и...
Организация логопедической работы с детьми с ЗРР в условиях логопункта
В данной презентации представлены причины речевой задержки, специфические приёмы проведения занятий с детьми с ЗРР, представлена структура занятия и индивидуальный план коррекционой работы с дет...
Компетентностно-ориентированный подход к организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР
Содержание:1. Модернизация содержания дошкольного образования.2.Сущность компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Основные категории компетентностного подхода.3.Концепция компетентностн...
Доклад из опыта работы «Организация логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Методы и приемы работы с неговорящими детьми....
Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях
Консультация для родителей "Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях"...
Система логопедической работы с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Инклюзивное образование - одно из приоритетных направлений в современном образовании....