Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми
статья на тему

Хамзина Лилия Шарифнуровна

Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:

*    Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоционально реагировать на него;

*    Развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувства рифмы, ритм;

   Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы), выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, уметь регулировать силу голоса и темп речи.

   Формирование звукопроизношения у детей осуществляется в три этапа:

*    Подготовка артикуляционного аппарата;

*    Уточнение произношения звуков;

*    Закрепление звука в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи.

    Использование материала по художественно – речевой деятельности начинается со второго этапа – уточнение правильного  произношения отрабатываемого звука.

В этот период можно использовать следующие игры: « Скажи, как я»- логопед предлагает ребёнку внимательно выслушать, как он произносит звуки, слова, и повторить их то громко, то тихо, то шёпотом, а так же  игры « Дождик», «Отгадай», « Чей голосок?» и другие. Эти игры помогают развивать у ребенка слуховое внимание, учат отчетливо произносить слова с различной силой голоса, внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать речь, точно выполнять данные игровые поручения.

     Разнообразие и богаче становится материал по использованию  художественно – речевой деятельности на третьем этапе, когда поставленный звук вводится в речь. Ребенку предлагается назвать предметы, в названиях которых слышится заданный звук, произнести слова, фразы, разучивать считалку, скороговорку, пословицу, насыщенные определенными звуками.

             Логопед читает стихотворение и при этом выделяет звук «Ш»:

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

   Работа над этим стихотворением преследует несколько целей:

*    Учить детей выразительно читать;

*    Выделять изучаемый звук голосом;

*    Закреплять правильное произношение его в речи.

При отработке определенного звука можно пользоваться техническим средствами. Детям  нужно  и полезно послушать правильную, выразительную речь чтеца – профессионала.

    Большую помощь в работе  оказывает магнитофон можно предложить  детям выбрать из записанного текста слова с заданным звуком, что способствует  развитию слухового внимания. При помощи магнитофона логопед  также обращает внимание детей на  звучание их собственной речи, учит критически относится к недостаткам звукопроизношений, что формирует оценочное отношение к выполненному заданию.  После прослушивания собственного голоса у ребёнка возникает желание лучше  произносить звук.

   Важную роль в использовании материала по художественно – речевой деятельности на логопедических занятиях играют словесные игры.

    Так, игра «Стоп! Палочка остановись!» учит детей вслушиваться в звучание слов, упражняет в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; способствует обогащению словаря.

  Например, логопед дает задание : «Будем говорить про котёнка, все что вы знаете»  и вручает палочку любому ребенку, тот называет слова и передает палочку другому, если слово названо неправильно, то логопед говорит: « Стоп! Палочка остановись!»- и ребёнок выходит из игры. Постепенно круг играющих сужается.

  Такие игровые упражнения, как рассказы – импровизации требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову. Например, запись на магнитофоне рассказа импровизации « Про двух зайчат» развивает у детей умение внимательно слушать чтение текста, заставляет ребёнка переживать. К рассказам – импровизации можно отнести : «О поездке трех друзей», « Чей рассказ лучше» и т. д.

   Для развития речи, активизации речевого слуха логопед может использовать творческие задания по художественно – речевой деятельности.

      Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания  развивают сообразительность, наблюдательность детей. Иногда такой вид работы вызывает затруднения у детей, поэтому лучше начинать с чтения рифмованных

загадок.  Дети отгадывают слово, которым заканчиваются фраза. Таким образом, совершенствуется слуховое и фонематическое восприятие ребенка.

      Чтение наизусть пословиц и поговорок. Этот вид работы можно включать в домашние задания по автоматизации определенного звука. Заучивание потешки, поговорок, чистоговорок. Подобные задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способствовать чувствовать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

   Придумывать определения к определенному предмету ( яблоко – красное, твердое, вкусное, сладкое и т. д.)

               С этого этапа можно перейти к загадыванию собственных загадок типа : « Красное, круглое, сладкое, сочное, твердое. Что это?»

     Выразительное чтение художественных произведений пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения.

     Кроме магнитофона, можно использовать и компьютер с различными играми, которые развивают речь ребенка, его произносительную сторону

 Таким образом, использование материала и по художественно – речевой деятельности на занятиях по звукопроизношению приносит огромную пользу, как в речевом, так и в интеллектуальном развитии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_materiala_po_khudozhestvenno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

      Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:

  • Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоционально реагировать на него;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на образную речь, поэтический слух, чувства рифмы, ритм;

   Учить пересказывать эмоционально, логично, последовательно, употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сравнения, сказочные повторы), выразительно исполнять произведение, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, уметь регулировать силу голоса и темп речи.

   Формирование звукопроизношения у детей осуществляется в три этапа:

  • Подготовка артикуляционного аппарата;
  • Уточнение произношения звуков;
  • Закрепление звука в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи.

    Использование материала по художественно – речевой деятельности начинается со второго этапа – уточнение правильного  произношения отрабатываемого звука.

В этот период можно использовать следующие игры: « Скажи, как я»- логопед предлагает ребёнку внимательно выслушать, как он произносит звуки, слова, и повторить их то громко, то тихо, то шёпотом, а так же  игры « Дождик», «Отгадай», « Чей голосок?» и другие. Эти игры помогают развивать у ребенка слуховое внимание, учат отчетливо произносить слова с различной силой голоса, внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать речь, точно выполнять данные игровые поручения.

     Разнообразие и богаче становится материал по использованию  художественно – речевой деятельности на третьем этапе, когда поставленный звук вводится в речь. Ребенку предлагается назвать предметы, в названиях которых слышится заданный звук, произнести слова, фразы, разучивать считалку, скороговорку, пословицу, насыщенные определенными звуками.

             Логопед читает стихотворение и при этом выделяет звук «Ш»:

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, шуршишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

   Работа над этим стихотворением преследует несколько целей:

  • Учить детей выразительно читать;
  • Выделять изучаемый звук голосом;
  • Закреплять правильное произношение его в речи.

При отработке определенного звука можно пользоваться техническим средствами. Детям  нужно  и полезно послушать правильную, выразительную речь чтеца – профессионала.

    Большую помощь в работе  оказывает магнитофон можно предложить  детям выбрать из записанного текста слова с заданным звуком, что способствует  развитию слухового внимания. При помощи магнитофона логопед  также обращает внимание детей на  звучание их собственной речи, учит критически относится к недостаткам звукопроизношений, что формирует оценочное отношение к выполненному заданию.  После прослушивания собственного голоса у ребёнка возникает желание лучше  произносить звук.

   Важную роль в использовании материала по художественно – речевой деятельности на логопедических занятиях играют словесные игры.

    Так, игра «Стоп! Палочка остановись!» учит детей вслушиваться в звучание слов, упражняет в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков в них; способствует обогащению словаря.

  Например, логопед дает задание : «Будем говорить про котёнка, все что вы знаете»  и вручает палочку любому ребенку, тот называет слова и передает палочку другому, если слово названо неправильно, то логопед говорит: « Стоп! Палочка остановись!»- и ребёнок выходит из игры. Постепенно круг играющих сужается.

  Такие игровые упражнения, как рассказы – импровизации требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову. Например, запись на магнитофоне рассказа импровизации « Про двух зайчат» развивает у детей умение внимательно слушать чтение текста, заставляет ребёнка переживать. К рассказам – импровизации можно отнести : «О поездке трех друзей», « Чей рассказ лучше» и т. д.

   Для развития речи, активизации речевого слуха логопед может использовать творческие задания по художественно – речевой деятельности.

      Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания  развивают сообразительность, наблюдательность детей. Иногда такой вид работы вызывает затруднения у детей, поэтому лучше начинать с чтения рифмованных

загадок.  Дети отгадывают слово, которым заканчиваются фраза. Таким образом, совершенствуется слуховое и фонематическое восприятие ребенка.

      Чтение наизусть пословиц и поговорок. Этот вид работы можно включать в домашние задания по автоматизации определенного звука. Заучивание потешки, поговорок, чистоговорок. Подобные задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способствовать чувствовать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

   Придумывать определения к определенному предмету ( яблоко – красное, твердое, вкусное, сладкое и т. д.)

               С этого этапа можно перейти к загадыванию собственных загадок типа : « Красное, круглое, сладкое, сочное, твердое. Что это?»

     Выразительное чтение художественных произведений пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения.

     Кроме магнитофона, можно использовать и компьютер с различными играми, которые развивают речь ребенка, его произносительную сторону

 Таким образом, использование материала и по художественно – речевой деятельности на занятиях по звукопроизношению приносит огромную пользу, как в речевом, так и в интеллектуальном развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми

Для слушателей курсов повышения квалификации.Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна и...

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.

Самостоятельная работа на тему "особенности индивидуальной логопедической работы с детьми" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ...

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми

Использование материала по художественно-речевой деятельности в коррекционной работе с детьми.          Игра- ведущий вид деятельности ребенка дошкольного ...

Тематический план индивидуальной логопедической работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Главное в работе с детьми раннего возраста -это последовательность, доступность и учет возрастных возможностей детей. ...

План индивидуальной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт

План индивидуальной  логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт...

Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР

Коррекция речевых нарушений на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ТНР...