Особенности индивидуальной логопедической работы в коррекционных группах
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) по теме
В работе отражены основные этапы работы логопеда в коррекционной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная коррекционная работа | 714.62 КБ |
individualnaya_rabota.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы работы Учет механизмов нарушения речи Комплексность Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода ) Опора на сохранное звено Учет закономерностей нормального хода речевого развития Учет ведущей деятельности Поэтапность Учет индивидуальных особенностей Тесное сотрудничество с родителями
Логопедическое оборудование логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков; зеркало , оборудование, мебель в соответствии со стандартом; шарики , мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики; набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков; модели артикуляции звуков; карточки , книги, пособия для автоматизации звуков в речи; литература , используемая в процессе логопедических занятий
Дыхательные упражнения
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Дифференциация звуков
Развиваем мелкую моторику
Обогащение словаря «Один – много» «Скажи наоборот»
Грамматическая тетрадь «Логико-малыш»
Этапы исправления неправильного произношения Вызывание звука (выработка правильного положения органов артикуляции) Постановка звука (это создание нового условного рефлекса ) Автоматизация звука (это введение поставленного звука в слова и фразы ) Дифференциация смешиваемых звуков (это различение вновь поставленного звука от его заменителя).
Предварительный просмотр:
Особенности индивидуальной работы в коррекционной группе
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М. Гриншпун, М.Е. Хватцев и др.) [21].
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Обучение на занятиях — основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость внимания, памяти, пониженная познавательная активность, недостаточная сформированность игровой деятельности. Специфика нарушения речи у детей состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для логопедических и специальных групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. В вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности. Совместно с логопедом воспитатель планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях. Все это фиксируется в специальной тетради. Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития .
Воспитатель, как и учитель-логопед, должны иметь знания в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Им необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения. Важное значение имеет речь воспитателя в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи. На это обращали свое внимание выдающиеся педагоги, методологи развития речи у детей дошкольного возраста Е.И.Тихеева и Е.А. Флерина.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Планируя работу по организации игровой деятельности, воспитатель должен четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры. Подвижные игры, которые обычно составляют часть физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на прогулке, на праздничных утренниках, в час развлечений.
Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего. Такие игры способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.
Коррекционная работа логопеда ведётся:
С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
На групповых занятиях по развитию речи ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение. Дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
При построении индивидуального логопедического занятия необходимо учитывать некоторые наиболее важные аспекты работы
1. Учет механизмов нарушения речи. Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка (уздечка) необходимо растянуть или подрезать уздечку.
Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.
2. Комплексность. Речь - процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг - единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства.
3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом.
Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.
4. Опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.
5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы - максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.
6. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.
7. Поэтапность. Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
o диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
o коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков
o оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов
8. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед , учитывая индивидуальные особенности, находит подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи. найти индивидуальный подход к ребенку - залог успеха логопедической работы.
9. Тесное сотрудничество с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка - одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру.
На индивидуальных занятиях с детьми
Логопед использует следующее оборудование и инвентарь:
логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков;
зеркало, оборудование, мебель в соответствии со стандартом;
шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;
набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков;
модели артикуляции звуков;
карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;
литература, используемая в процессе логопедических занятий
Проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Постановка звуков разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Развитие мелкой моторики
8. Обогащение словарного запаса;
9. закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Процесс исправления неправильного произношения делиться на четыре этапа:
- вызывание звука (выработка правильного положения органов артикуляции)
уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
показывается «профиль» звука на рисунке;
уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра);
определяется их место в звуко – буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
- постановка звука (это создание нового условного рефлекса).
- автоматизация звука (это введение поставленного звука в слова и фразы).
Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации).
Произношение звуков в словах. На этом этапе логопедического занятия решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
уточнение и расширение лексического запаса;
овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.
Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико – грамматических конструкций предложений.
На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;
актуализация накопленного словаря;
формирование связности и четкости высказываний;
работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.
Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:
развитие воображения и творческой фантазии;
развитие словотворчества;
развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов.
Для автоматизации поставленного звука используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны м многообразны по интонационным характеристиками. Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувство созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему – то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.
- дифференциация смешиваемых звуков (это различение вновь поставленного звука от его заменителя).
Длительность занятий остается неизменной – не более 30 мин и не менее 3 раз в неделю.
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника).
На вечернее логопедическое занятие приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений:
· закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
· повторение стихотворений, рассказов;
· упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
· активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»
Цель:
1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;
2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;
3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с закрытым слогом;
4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;
5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);
6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;
7) Развивать психпроцессы (память, внимание, лог. мышление).
Ход занятия:
1). Артгимнастика:
«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».
2). Введение в тему.
Игра «4 лишний» (на слух). Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.
Рубашка, плащ, пальто, шуба.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.
Баклажан, вишня, рыба, кабачок.
Л – д: Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить этот звук
3). Игра «Произнеси слоги». Ребёнок произносит 3 слога, а логопед говорит слово и показывает картинку.
Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)
Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро )
Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)
Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары )
4). Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всё тише и тише. (ра-ра-ра…)
5). Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение ударения).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
6). Договаривание предложений с опорой на картинки.
«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»
«Пете купили новый … (барабан)»
«У мамы новое, зелёное …( ведро )».
«На голове у короля была золотая … (корона)».
7). Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка, корыто, топор, носорог, корова.
- Что здесь может само двигаться? Что не может?
- Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?
Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)
Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)
Ручей – (ручеёк) катер – (катерок) веер – (веерок)
Город – (городок) пирог – (пирожок)
9). Работа с карточками.
- Разложи карточки в столбик.
- Назови слова в верхнем ряду слева направо;
- Назови слова в нижнем ряду справа налево;
- Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;
- Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3 раза.
- Найди предметы к которым подходит слово «мой».
10). Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).
11). Игра «1,2,3,4,5». Согласование существительных с числительными. (воробей, пирамида, баран)
12). Игры на формирование слоговой структуры слов.
«Подумай и ответь» – « Чем рубят дрова?» – (топором.)
«Где растёт куст?» -( за забором)
«С чем пьют чай?» – ( с сахаром)
«За чем ухаживает моряк?» – (за катером)
«Чем доволен музыкант?» – (гитарой)
«Чем бабушка угостила Нату?» – (кефиром)
«Чем дети угостили маму?» – (горохом)
«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» – (веером)
Игра «Слоговое лото».
13). Развитие мелкой моторики. «Сложи ракету»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми
Для слушателей курсов повышения квалификации.Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна и...
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.
Самостоятельная работа на тему "особенности индивидуальной логопедической работы с детьми" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ...
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития
логопедическая работа в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития...
Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)
Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе ле...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 учебный год
Рабоча программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов родителей...