Консультация : «Особенности Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах» по рекомендации учителя – логопеда
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал рекомендуется использовать воспитателям для руководства в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка учителя-логопеда Левченко В.Ю ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. Руководство в работе с детьми с ОВЗ | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Центр развития ребенка –
детский сад № 16
Памятка : «Особенности
Индивидуальной работы воспитателя с детьми с ОВЗ в компенсирующих группах»
по рекомендации учителя – логопеда
Учитель-логопед: Левченко В.Ю.
«Особенности работы воспитателя с детьми с ОВЗ по рекоменации учителя – логопеда в компенсирующих группах»
Цель: Повысить компетентность педагогов по закреплению с детьми с ОВЗ полученных знаний и умений в режимных моментах.
Специфика работы воспитателя с детьми в группах компенсирующей направленности определяется с учетом психического и физического развития, индивидуальных возможностей ребенка и характером нарушений)
-речевыми недостатками;
-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
-характерными особенностями самого ребенка
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя:
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой).
Выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика.
Выполняется в комплексе с артикуляционной – 3-5 раз в день.
Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей, содержание занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнения в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционная работа вне занятий:
во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы заключается в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Работа воспитателя и учителя-логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения различна по формам организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Подготовительный этап
Учитель-логопед, в зависимости от характера нарушения звука у ребенка, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Учитель-логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. Воспитатель закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки — символы и звукоподражания.
Этап усвоения (автоматизации) звука (правильное произношение звука в речи)
Учитель-логопед автоматизирует звук в основных позициях, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, связную речь. Воспитатель по заданию логопеда подбирает соответствующий материал для автоматизируемого звука, осуществляет контроль звука в речи ребенка.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:
- Целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
- Отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
- Закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения дома).
Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованномреевом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р], [РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Играя с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко, чётко, медленно и добивается того же от малыша.
Нужно помнить воспитателям:
- о правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
- о необходимости ежедневных занятий
- об индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
- об автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
- о контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Основное отличие: Учитель-логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством учителя-логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели
План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титар...
"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"
Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...
«Особенности работы воспитателя с детьми по заданию учителя – логопеда в коррекционных группах»
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.П...
Индивидуальная работа воспитателя с детьми с нарушениями речи в общеобразовательной группе.
Специалисты ПМПК все чаще рекомендуют коррекционно-развивающее обучение детям с психофизиологическими особенностями развития. Педагоги, работающие с данной категорией, регулярно сталкивают...
Рекомендации учителя-логопеда воспитателям для проведения коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Задания воспитателям по коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
методические рекомендации учителя - логопеда по планированию работы воспитателя в группе компенсирующей направленности
рекомендации по планированию ежедневной работы воспитателя по лексической теме...
Коррекционная работа воспитателя с детьми, имеющими речевые нарушения в группе комбинированной направленности
Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает....