Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»
статья (старшая группа) на тему

Мухамедова Виктория Александровна

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. [28]

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности , которые закреплены в словах . Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций , когда его мышление приобретает черты , характерные для мыслительной деятельности взрослых . Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том ,что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции , важные для перехода к следующему этапу. Таким образом , навыки ,умения , приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления , способность «действовать в уме» . Ребёнку ,не овладевшему приёмами логического мышления , труднее будет даваться учёба - решение задач , выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил . в результате может пострадать здоровье ребёнка , ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребёнка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающейся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребёнка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень».(Л.А. Венгер)

Развитие мышления маленького ребёнка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.

Ребёнок в возрасте 1-2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колёсики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путём и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие - в другую. Во всех подобных действиях ребёнок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие-то группы. Это одна из ранних форм синтеза.

С трёхлетним ребёнком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идёт рассматривание картинки в книжке-ширмочке: «Это- мишка-медведь. Вот какая у него большая голова...., а это лапы».Через некоторое время ребёнок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А где зайчик? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик »

Совершается первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ-синтез. Всё дальнейшее развитие умственной деятельности ребёнка- усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщённым.

Рассматривая с детьми 4-5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки, ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

У ребёнка создаётся более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным , связанным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведёт к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности». (Сеченов)

Уши у зайца длинные. Они стоят.... Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу... Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами...»

Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним всё, что мы узнали о зайце...»

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребёнок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте также имеет свои уровни. По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

^ Дети 4-х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова)

^ Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова)

^ Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.

В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Работа над развитием мышления ребёнка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит её в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нём всё большую роль, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

Работая в старшей группе детского сада и интересуясь проблемой развития логического мышления , я сочла возможным начать процесс формирования логических приёмов мышления у детей своей возрастной группы. Основой для моего выбора послужило несколько причин:

1. В группе детей с которыми я работаю первый год некоторые дети показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников, а для некоторых необходимо создать хорошую развивающую среду и уделить особое внимание, тренируя интеллект, используя индивидуальный подход.

2.Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, я уделила особое внимание индивидуальной работе, и работе в

парах. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

Исходя из вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1.Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной теме.

2.Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей 5-го года жизни.

3Подготовить развивающую среду с учётом возрастных особенностей. 4.Обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться

целенаправленная работа (задания, активизирующие мышление ребёнка, способствующие усвоению им отдельных логических операций)

5.В течении всего временного промежутка (учебный год 2015-2016) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно-образного) у детей.

Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приёмами логического мышления.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям:

^ Анализа - синтеза,

^ Сравнения,

^ Использованию частицы отрицания «не»,

^ Классификации,

^ Упорядоченности действий,

^ Ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей:

^ Речи (умение рассуждать, доказывать),

^ Произвольности внимания,

^ Познавательных интересов,

^ Творческого воображения,

3. Воспитание:

^ Коммуникативных навыков,

^ Стремление к преодолению трудностей,

^ Уверенности в себе,

^ Желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры и задания на развитие логического мышления, пространственного воображения. Разделила их следующим образом:

Предметно-дидактические (настольно-печатные)- на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

Роль игры:- научить ребёнка выполнять поставленную задачу, действовать по правилам.

Развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Работа с данным материалом подробно описана в книге «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая.

Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, и толщине

Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации

Задания на развитие пространственного воображения, ориентировку в пространстве. Учить детей правильно употреблять предлоги: в, над, под, за, между, на, около, перед.

Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представление ребёнка о форме, количестве, цвете.

Задания на развитие логического мышления: обобщение, классификация, сравнение, аналогии, смысловое соотнесение, отрицание, анализ, синтез, умозаключения. «Найди по схеме», «Нарисуй по образцу», «Лабиринты»

Решение логических задач. Система игровых заданий выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знании и умения, упражняться в решении более сложных задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.

Учитывая развивающую функцию обучения, я предпочла планировать индивидуальную работу на неделю, включая следующую план-схему по организации деятельности (он может корректироваться педагогом в течении всего учебного года).

 

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

понедельник

Счетные палочки

Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровка

вторник

Блоки Дьенеша

Задания на развитие логического мышления

Среда

Палочки Кюизенера

Игры со строительным материалом

четверг

Ориентировка в пространстве (задания, ориентировка по плану (группы)

Счетные палочки

пятница

Решение логических задач

Палочки Кюизенера

 

Здесь мною были предусмотрены следующие пункты:

^ Переход из одного вида деятельности (индивидуальной работы,

работы в паре ) в самостоятельную.

^ Учитывались временные рамки(т. е. планируя небольшой по объёму материал, я тем самым не сделала ущербной столь важную для ребёнка деятельность: сюжетно- ролевую игру).

Совместная деятельность проводится индивидуально, но чаще в парах т.е. используется состязательный характер.

Проблема развития логического мышления ребенка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.

Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют ввиду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при формировании математических представлений служит средством перевода детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь овладеть ребенку высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики».

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. [28]

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности , которые закреплены в словах . Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально - логических операций , когда его мышление приобретает черты , характерные для мыслительной деятельности взрослых . Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том ,что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции , важные для перехода к следующему этапу. Таким образом , навыки ,умения , приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления , способность «действовать в уме» . Ребёнку ,не овладевшему приёмами логического мышления , труднее будет даваться учёба - решение задач , выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил . в результате может пострадать здоровье ребёнка , ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребёнка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающейся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребёнка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень».(Л.А. Венгер)

Развитие мышления маленького ребёнка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования частей.

Ребёнок в возрасте 1-2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колёсики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путём и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие - в другую. Во всех подобных действиях ребёнок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие-то группы. Это одна из ранних форм синтеза.

С трёхлетним ребёнком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это головка». Так же идёт рассматривание картинки в книжке-ширмочке: «Это- мишка-медведь. Вот какая у него большая голова...., а это лапы».Через некоторое время ребёнок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А где зайчик? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик »

Совершается первый шаг в развитии основного мыслительного процесса: анализ-синтез. Всё дальнейшее развитие умственной деятельности ребёнка- усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщённым.

Рассматривая с детьми 4-5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки, ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

У ребёнка создаётся более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным , связанным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведёт к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности». (Сеченов)

Уши у зайца длинные. Они стоят.... Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу... Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами...»

Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним всё, что мы узнали о зайце...»

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребёнок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте также имеет свои уровни. По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

^ Дети 4-х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова)

^ Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова)

^ Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.

В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Работа над развитием мышления ребёнка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит её в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нём всё большую роль, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

Работая в старшей группе детского сада и интересуясь проблемой развития логического мышления , я сочла возможным начать процесс формирования логических приёмов мышления у детей своей возрастной группы. Основой для моего выбора послужило несколько причин:

1. В группе детей с которыми я работаю первый год некоторые дети показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников, а для некоторых необходимо создать хорошую развивающую среду и уделить особое внимание, тренируя интеллект, используя индивидуальный подход.

2.Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, я уделила особое внимание индивидуальной работе, и работе в

парах. Итогом должно стать получение совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

Исходя из вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1.Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной теме.

2.Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей 5-го года жизни.

3Подготовить развивающую среду с учётом возрастных особенностей. 4.Обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться

целенаправленная работа (задания, активизирующие мышление ребёнка, способствующие усвоению им отдельных логических операций)

5.В течении всего временного промежутка (учебный год 2015-2016) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления (наглядно-образного) у детей.

Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приёмами логического мышления.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям:

^ Анализа - синтеза,

^ Сравнения,

^ Использованию частицы отрицания «не»,

^ Классификации,

^ Упорядоченности действий,

^ Ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей:

^ Речи (умение рассуждать, доказывать),

^ Произвольности внимания,

^ Познавательных интересов,

^ Творческого воображения,

3. Воспитание:

^ Коммуникативных навыков,

^ Стремление к преодолению трудностей,

^ Уверенности в себе,

^ Желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры и задания на развитие логического мышления, пространственного воображения. Разделила их следующим образом:

Предметно-дидактические (настольно-печатные)- на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

Роль игры:- научить ребёнка выполнять поставленную задачу, действовать по правилам.

Развивающие (т.е. имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении):Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Работа с данным материалом подробно описана в книге «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая.

Блоки ДЬЕНЕША. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, и толщине

Палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации

Задания на развитие пространственного воображения, ориентировку в пространстве. Учить детей правильно употреблять предлоги: в, над, под, за, между, на, около, перед.

Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представление ребёнка о форме, количестве, цвете.

Задания на развитие логического мышления: обобщение, классификация, сравнение, аналогии, смысловое соотнесение, отрицание, анализ, синтез, умозаключения. «Найди по схеме», «Нарисуй по образцу», «Лабиринты»

Решение логических задач. Система игровых заданий выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знании и умения, упражняться в решении более сложных задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.

Учитывая развивающую функцию обучения, я предпочла планировать индивидуальную работу на неделю, включая следующую план-схему по организации деятельности (он может корректироваться педагогом в течении всего учебного года).

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

понедельник

Счетные палочки

Игры на развитие мелкой моторики: мозаика, шнуровка

вторник

Блоки Дьенеша

Задания на развитие логического мышления

Среда

Палочки Кюизенера

Игры со строительным материалом

четверг

Ориентировка в пространстве (задания, ориентировка по плану (группы)

Счетные палочки

пятница

Решение логических задач

Палочки Кюизенера

Здесь мною были предусмотрены следующие пункты:

^ Переход из одного вида деятельности (индивидуальной работы,

работы в паре ) в самостоятельную.

^ Учитывались временные рамки(т. е. планируя небольшой по объёму материал, я тем самым не сделала ущербной столь важную для ребёнка деятельность: сюжетно- ролевую игру).

Совместная деятельность проводится индивидуально, но чаще в парах т.е. используется состязательный характер.

Проблема развития логического мышления ребенка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.

Этой проблеме уделяли внимание З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак. Под формированием логического мышления ребенка имеют ввиду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. Непомнящая Р.Н. утверждает, что применение наглядных моделей при формировании математических представлений служит средством перевода детей от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному. Образовательный процесс необходимо строить таким образом, чтобы помочь овладеть ребенку высоким уровнем логического мышления, приемами мыслительной деятельности.

Белошистая А.В. утверждала, что «Любознательность ребенка – это постоянная направленность на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира». Ребенок играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Логическое мышление – основной вид мышления старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст является сензитивным для обучения опирающегося на наглядность.

Таким образом, пожалуй, ещё сложно судить об изменении уровня развития логического мышления в процессе планомерной педагогической деятельности. .Временной промежуток достаточно мал.

Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

^ Все дети знакомы с приёмами сравнения, классификации.

^ Примерно 1/3 детей испытывает устойчивый интерес к развивающим играм. Выросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

^ Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима.

Благодаря индивидуальной работе , дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли. Всё это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.

Литература

1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления. – Дошкольное воспитание 1982, - №1

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников - М. 2004;

3. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.:МПСИ, ФЛИНТА 2003;

4. Береславский Л.Я. «Азбука логики»(издательство «Астрель»,Москва)

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление речь.

6. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1997.

7. Венгер Л.А., Дьяченко О.Т., Говорова Р.И. Игры и упражнения по развитию способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение;

8. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в д/с. – СПБ.: Акцидент, 1999;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

План самообразования "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"...

Статья на тему "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение разных логических игр и лабиринтов - вызывает у детей большой интерес.Дети старшего дошкольн...