Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.
методическая разработка по теме

Вафина Гузел Муктасимовна

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_individualnoy_raboty_s_detmi.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 г. Лениногорска»

муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослабленые» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные, а также индивидуальная работа  организуется с целью активизации пассивных детей.

Планируя индивидуальную работу, педагог должен учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

В младшем возрасте необходимо учитывать, что индивидуальную работу необходимо планировать в 1 половину дня. Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. В 1 половину дня воспитатель организует специальные игры и упражнения с теми детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия.

Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Особенности индивидуальной работы в старшем дошкольном возрасте:

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся: Индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

 Это работа по:

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

 При планировании ( и в календарных планах) индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то указывается номер карточки). В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

В процессе организованной образовательной деятельности,  обеспечить  усвоение программного материала каждым ребёнком также возможно лишь при условии осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий, так и в повседневной жизни. Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. У активных детей нужно поддерживать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их развития надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы.

Легко возбудимым, невнимательным и несдержанным детям можно предлагать повторить указания воспитателя, причём, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: "Таня, Витя, слушайте внимательно, потом повторите сказанное". Это очень простой и вместе с тем эффективный приём, т.к. способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно, способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.

С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные индивидуальные занятия. Индивидуальную работу можно проводить с подгруппой детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными. Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.д.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.

А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение.

Осуществление индивидуальной работы в течение дня в соответствии с режимом Циклограмма индивидуальной работы на группах:

1. Короткая беседа с родителями во время утреннего приёма детей о самочувствии их ребёнка, о том, что их беспокоит в его поведении.

2. Создание и поддержание спокойной, радостной обстановки, предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом (играть, рассматривать книги, рисовать). Уделить особое внимание детям замкнутым, застенчивым, робким. Их непременно надо подбодрить, они в этом очень нуждаются. Излишне возбуждённых детей следует привлечь к таким играм и занятиям, которые содействовали бы их успокоению, снятию возбуждения.

3. При подготовке к завтраку воспитывать культурно-гигиенические навыки, оказывая помощь тем детям, которые ещё не владеют необходимыми навыками.

4. Во время завтрака обращать внимание на тех детей, у которых плохой аппетит. Следить за позой детей, а также за соблюдением ими правил культурного поведения за столом.

5. Проведение индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия, или что-то не усвоили.

6. Проведение работы с робкими, застенчивыми нерешительными детьми по подготовке их к активному участию в общих занятиях.

7. При проведении занятия нужно, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы всем детям было удобно сидеть, чтобы все могли хорошо видеть и слышать воспитателя. Следить, чтобы они не сутулились, не наклонялись низко над столом.

8. Готовя детей к прогулке, нужно уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, следить, чтобы они были хорошо одеты и не простудились. Воспитывать навык одеваться быстро и правильно, в отделенной последовательности.

9. На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальная работа с различными целями:

- преодоление застенчивости;

- развитие наблюдательности;

- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;

- развитие речи;

- отработка спортивных элементов.

Уделять внимание детям, которые проявляют особый интерес к математике, окружающему. Выслушать придуманные ими задачи, рассказы, загадки.

10. В течение дня наблюдать и руководить работой дежурных. Подбирать пары дежурных в соответствии с их индивидуальными особенностями, с учётом взаимного положительного влияния детей друг на друга.

11. При подготовке ко сну следить, чтобы никто из детей не был слишком возбуждён.

12. Детей, которые не проявляют интереса и любви к животным и растениям, привлекать к наблюдениям и работе в уголке природы.

13. Обращать внимание на проявления детей в трудовой деятельности.

14. Вечером, когда родители приходят за детьми, можно больше времени уделить общению с ними, ответить на их вопросы, порекомендовать соответствующую литературу, рассказывать о самочувствии ребёнка, его поведении, успехах.

Вопросы для тестирования.

1. С какими детьми проводится индивидуальная работа?

а) отстающими;

б) успевающими;

в) одаренными.

2. В какое время проводится индивидуальная работа?

а) утро;

б) прогулка;

в) вечер.

3. Значение индивидуальной работы.

а) обучающее;

б) развивающее;

в) воспитательное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)

Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....

Методический блокнот для педагогов «Познавательно-речевые рифмовки для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста». (картотека)

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи.Предложенные в статье логопеди...

Университет для педагогов логопедической группы "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"

Мастер - класс для педагогов.Тема: "Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР"....

Примерные планы проведения индивидуальной работы по развитию математических представлений у детей разных возрастных групп

Рекомендации воспитателям ДОУ по проведению индивидуальной работы с детьми разных возрастных групп по РЭМП...

Рекомендация Проведение индивидуальной работы с детьми в физическом воспитании

Индивидуальный подход в физическом воспитании дошкольника учитывает разные стороны его двигательного развития. Он включает в себя комплекс методов и приемов, устанавливающих взаимосвязь между содержан...

Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Организация проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста в ДОУ...