О некоторых особенностях индивидуальных занятий по развитию речи с детьми 6-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)

Занятия по развитию речи – неотъемлемая часть занятий с дошкольниками, в частности, с детьми возраста 6-7 лет. Эти занятия проводятся как воспитателями в групповой форме, так и логопедами в подгрупповой и индивидуальной форме. В данном материале речь пойдет об индивидуальных занятиях по развитию речи с детьми 6-7 лет в рамках логопедических занятий на логопункте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по развитию речи – неотъемлемая часть занятий с дошкольниками, в частности, с детьми возраста 6-7 лет. Эти занятия проводятся как воспитателями в групповой форме, так и логопедами в подгрупповой и индивидуальной форме. В данном материале речь пойдет об индивидуальных занятиях по развитию речи с детьми 6-7 лет в рамках логопедических занятий на логопункте.

В первую очередь необходимо понимать, что, несмотря на то, что ведущая деятельность в детском саду – игровая, в возрасте 6-7 лет постепенно происходит подготовка к учебной деятельности, и на логопедических занятиях учебная деятельность превалирует над игровой. Занятия по развитию речи направлены на обучение ребёнка излагать свои мысли содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:

1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);

3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

Что касается непосредственно методик развития речи посредством обучения детей основным видам рассказывания, то в возрасте 6-7 лет происходит переход от рассказывания по игрушке сначала к рассказу по картине, а затем к пересказу литературных произведений и рассказу из личного опыта.

Рассказывание по картине

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине: 1) составление описательного рассказа по предметной картине; 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Пересказ литературных произведений

Пересказ — это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Рассказы детей из опыта 

Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети участвуют в широком речевом общении, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связном повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Таким образом, в возрасте 6-7 лет арсенал методик, используемых с детьми более раннего возраста, дополняется более сложными методиками, в том числе служащими цели подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение и особенности организации работы по развитию речи с детьми раннего возраста"

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста. Речь раздвигает рамки социального бытия ребёнка.  Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающим лю...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи с детьми 5-7лет

Правильное звукопроизношение является неотъемлемой частью в речевом развитие ребёнка дошкольного возраста....

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми ясельной группы.

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми ясельной группы детского сада

Занятия с детьми 2-3 лет носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем ставит...

Особенности занятий по развитию речи с детьми раннего возраста

Занятия с детьми раннего возраста имеют ряд особенностей: Наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребе...

Особенности организации занятий по развитию речи с детьми ясельной группы.

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер...